Аныбская Преображенская церковь Устьсысольского уезда

(По поводу 40-летия ее существования)

9 мая 1901 года при Аныбской Спасо-Преображенской церкви Устьсысольского уезда было отпраздновано 40-летие существования прихода самостоятельным. На торжество прибыли: священник Деревянской Христорождественской церкви Димитрий Попов и уездный наблюдатель церковных школ священник Николай Шайтанов, который был в соседней Деревянской второклассной школе для производства экзаменов. Всенощное бдение было совершено с акафистным пением Святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу, в честь коего посвящен один из престолов храма. Перед Литургиею был крестный ход вокруг церкви, а по окончании Божественной Литургии - блогодарственное молебствие по случаю исполнившегося 40-летия существования прихода самостоятельным с каноном святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу. За богослужением пели хор соседней Деревянской церкви и хор из учеников местной церковно-приходской школы. Молящимися был наполнен весь храм и вся ограда церковная. Велика радость была для местных жителей, имеющих уже целых 40 лет свой местный храм.

I

Деревня Аныбская первоначально принадлежала к приходу Деревянской Христорождественской церкви, отстоящей от нее в 22 верстах. В деревне с древних времен была часовня в честь Преображения Господня и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, образ коего, стоявший в часовне, находится ныне в церкви, уже в обновленном виде. В 1855 году с разрешения Преосвященного Евлампия, епископа Вологодского и Устюжского, усердием прихожан вместо часовни была построена деревянная одноэтажная теплая церковь о двух приделах: в честь Преображения Господня и во имя святителя и Чудотворца Николая. В 1859 г. прихожане, по устроении своей церкви, стали ходатайствовать пред Преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским, о даровании им самостоятельного причта с обязательством с своей стороны «давать руги 12 четвертей зерновым хлебом и по четыре ковриги с дому в год печеного хлеба, и в прибавок уступить хорошего качества пахотной земли на шестнадцать четвериков посева ржи и сенокосной на 250 волоковых копен на причт». С 1860 году было разрешено иметь причт, а в 1861 году в начале мая месяца прибыл и первый священник к сей церкви о. Матфей Доброумов и 9 мая совершил первое свое служение в селе Аныбском.

Впоследствии оказалось, что церковь по обширности своей в зимнее время не могла быть достаточно нагреваема, несмотря на сильное отопление, и с разрешения Епархиального Начальства в 1863 году церковь разделена была на теплую и холодную устройством в теплой придельного алтаря во имя Преподобного Феодосия, Тотемского Чудотворца. Но по устроении сего придельного алтаря опять произошла непредвиденная ошибка: храм капитальною стеною или по непрочности фундамента или от постоянной сырости кругом храма стал оседать на южную сторону из года в год, вследствие чего покривился потом весь корпус деревянной церкви. Но это обстоятельство не привело прихожан в уныние; они, надеясь на помощь Божию, решили все свои старания употребить на построение новой каменной церкви, о чем и стали ходатайствовать пред Епархиальным Начальством. И вот в 1883 году было им разрешено вместо деревянной церкви построить новую каменную церковь о двух приделах: 1) в честь Преображения Господня и в честь святителя и Чудотворца Николая, каковая была окончена к 1895 году, и в том же 1895 году был освящен первый придел в честь Преображения Господня, а в следующем 1896 году - и второй придел в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Таким образом, блогодаря старанию прихожан и ревности благотворителей, был воздвигнут в небольшом по населению Аныбском приходе каменный храм.

Из достопримечательностей храма можно указать: 1) на икону Святителя Николая Чудотворца, в 1½ ар. вышины и ¾ арш. ширины. Сия икона древнего письма и существует с начала постройки часовни, по расчетам старожилов годов около ста. Впоследствии она покрыта медною посеребреною ризою, и 2) на икону Святого великомученика Пантелеймона, 1½ арш. вышины и 1 арш. ширины; она точный снимок с чудотворной иконы святого, жертва из Афонского Андреевского монастыря.

Эти две иконы очень чтимы среди местного населения. Почти не проходит ни одного праздничного дня, чтобы не было молебствующих пред ними. Бывали и чудесные исцеления, из коих особенно замечательно исцеление лунатика, которого до крайней степени трясло всем телом; при пении молебна пред образом Святого великомученика Пантелеймона до того жестоко его бросило к самой иконе святого, что пришли в ужас все стоявшие вблизи его; после сего болезнь оставила его и он здоров и поныне. Во время всеобщих эпидемий с молитвою прибегающие к сим святым избавлялись от болезней.

II

Название прихода «Аныб» произошло от речки Аныбы, протекающей вблизи села и изобилующей по берегам своим известью. Время существования деревни Аныбской достоверно неизвестно; по рассказам старожилов деревня эта давнего происхождения, хотя жители ее и немногочисленны. Есть народное предание, будто бы из-за того не разживается народ в этом селе, что первый житель деревни Аныб был некто каторжник Завялов, сосланный в Сибирь за убийство и бежавший оттуда. После него населили эту местность рыболовы, по фамилии Казариновы и Пименовы, от коих и образовалось целое село с жителями, носящими большею частью эти фамилии.

Село Аныбское расположено на высокой горе по левому берегу реки Вычегды и невдалеке от речки Аныба. Оно окружено с одной стороны обширными полянками, а с другой роскошным еловым и сосновым лесом и представляет из себя гору, усыпанную домами, дружною семьею расположенными вокруг своей приходской церкви. Посредине села тянется трактовая дорога, идущая вдоль всего селаи разделяющая его на две почти равные части. Расстоянием село находится в 128 верстах от уездного города Устьсысольска и в 1005 верстах от губернского г. Вологды.

III

Жители села Аныбского финского происхождения - коренные зыряне и все православного вероисповедания. В настоящее время считается 450 душ мужского пола и 494 женского, а домов 130; при основании же прихода (т. е. 40 лет тому назад) было 180 душ мужского пола и 205 женского, а домов 70. В 1872 году перечислена из Деревянского Христорождественского прихода Фокинская деревня, по удобству сообщения с Аныбскою Преображенскою церковью, состоящая в настоящее время из 60 душ мужского пола и 64 женского и 20 дворов. Все жители занимаются главным образом хлебопашеством. Отхожими промыслами для них служат: зимою - рубка дров на заводах Пермской губернии, а весною и осенью - звероловство и добывание и сплав извести. Жители села Аныбского довольно трудолюбивы и очень усердны к украшению своего приходского храма. Например, для нынешней каменной церкви кирпич, камень и известь были доставлены прихожанами, много работ и при кладке церкви было исполнено ими же. Ныне приготовляется кирпич и добывается известь для церковной ограды; недавнодоставили и сами настлали чугунный пол в церкви. Что же касается церковных домов (дома священника, псаломщика, просфорни и школы), то все они кроме внутренней отделки сделаны самими прихожанами почти из своего собственного материала. Эта черта их служит предметом удивления всех окрестных жителей.

Лет 50 назад был в селении мор скота и звери значительно истребляли его; к тому же в тот год червь попортил все озими на полях. Жители все обратились к помощи Божией и только после совершения крестного хода вокруг выгона и полей стало все это прекращаться. В память этого, в первое воскресенье Петрова поста ежегодно и поныне совершается в селе крестный ход по полям и вокруг выгона и каждый домохозяин считает обязательным помолебствовать в этот день или на своем поле, или у креста на тех лугах, где пасется его скот. Этот день они называют «дзоля Микола», т.е. малый праздник (не храмовый) Святителю Николаю Чудотворцу. Есть другой памятный день в приходе. Когда жители прихода Аныбского построили новый каменный храм, то решили ежегодно чтить день освящения престолов, кои оба - Преображенский и Никольский - были освящены в один день (30 декабря), не работать в этот день, что поныне исполняется всеми: вся церковь бывает полна молящимися, как в храмовый праздник. Есть и частные у каждого свои достопримечательные дни, в кои или Господь ниспосылал в их семейную жизнь свою милость свыше или постигало их несчастие.

Жители села Аныбского миролюбивы, что явно доказывает отсутствие драк между ними, кротки, сострадательны и чрезвычайно выносливого характера. Но есть и порицательные стороны в их обыденной жизни, это именно: невоздержание к спиртным напиткам и привычка к сквернословию.

IV

В течении 40 лет перебывало при сей церкви: 6 священников и 9 псаломщиков, а именно:

1) Священник Матфей Васильев Доброумов (с 1861 - 1869 г.), сын священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда; окончил курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Он потом был перемещен к Николаевской Заозерской церкви Кадниковского уезда. Сей священник был очень трудолюбивый пастырь; подавал пример трудолюбия своим пасомым, наделял их практическими советами в сельскохозяйственной жизни.

2) Священник Василий Андреев Пономарев (с 1869 - 1871 г.), сын дьячка Сретенского Никольского собора, из окончивших курс в Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Он отсюда был перемещен к Вохомской Преображенской церкви Никольского уезда.

3) Священник Иоанн Алексеев Тюрнин (с 1871 - 1875 г.), сын священника Ульяновской Спасской бесприходной церкви Устьсысольского уезда, из 2-го класса Устьсысольского духовного училища. От сей церкви он был переведен к Мыелдинской Иоанно-Предтеченской церкви Устьсысольского уезда.

4) Священник Александр Платонов Кузнецов (с 1876 - 1880 год), сын пономаря Морозовской Спасскойцеркви Устюжского уезда, из окончивших курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Он пользовался всеобщим уважением среди прихожан, как твердый искоренитель неправды и поборник благонравия. В 1880 году, но прошению, за старостию лет был уволен за штат.

5) Священник Викентий Васильев Попов (с 1881 - 1896 г.), сын дьячка Вотчинской Богородской церкви Устьсысольского уезда. Образованием он из низшего отделения Вологодской духовной семинарии. Он при сей церкви и помер. Сей священник очень много потрудился при постройке нового каменного храма и за свое братолюбивое обращение с прихожанами пользовался общею любовью.

6) Священник Иоанн Николаев Попов (с 1896 г. - поныне), сын диакона Жешартской Спасской церкви Яренского уезда. Образованием - из окончивших курс в Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2 го разряда.

Псаломщики: 1) И.д. дьячка Онисим Филиппов Попов (с 1861- 1867 г.), сын диакона Керчемской Иоанно-Предтеченской церкви Устьсысольского уезда. Образованием из причетнического класса Яренского духовного училища. Отсюда был уволен и послан в Сольвычегодский Введенский монастырь на бессрочное послушание по усмотрению настоятеля.

2) Дьячек Филарет Васильевич Вишерский (с 1867- 1879 г.), сын священника Вишерской Богородской церкви Устьсысольского уезда, из низшего отделения Вологодской духовной семинарии. В 1876 году рукоположен во диакона и переведен в 1878 году к Нившерской Воскресенской церкви Устьсысольского уезда. Он пользовался уважением среди прихожан, как человек общительный и простой жизни.

3) Псаломщик Александр Феодоров Прозоровский (с 1879 г. - 1880 г.), сын священника Мыелдинской Предтеченской церкви Устьсысольского уезда, из низшего отделения Вологодской духовной семинарии. В 1880 г. за нетрезвую жизнь уволен за штат.

4) И.д. псаломщика диакон Николай Васильев Попов (с 1880 - 1882 г.), сын дьячка Тотемской Успенской церкви. Образованием - из среднего отделения Вологодской духовной семинарии. В 1882 году был уволен за штат.

5) И.д. псаломщика Геннадий Леонидов Попов (с 1882 - 1888 г.), сын священника Устькуломской Петро-Павловской церкви Устьсысольского уезда. Образованием из окончивших курс в Устьсысольском духовном училище. Отсюда был он перемещен к Чухломской Крестовоздвиженской церкви Устьсысольского уезда.

6) Псаломщик Николай Александрович Щетинин (с 1888 - 1890 г.), сын священника Пезмогской Прокопьевской церкви Устьсысольского уезда. Образованием он - кончивший курс в Устьсысольском духовном училище. Отсюда перемещен к Деревянской Христорождественской церкви Устьсысольского уезда.

7) И.д. псаломщика Николай Николаевич Хватов (с 1890 - 1893 г.), сын священника Всесвятской Орловской церкви Устюжского уезда. Образованием он – окончивший Устюжское духовное училище. Здесь и помер. Он замечателен, как детолюбивый учитель вновь открытой местной школы.

8) И.д. псаломщика - диакон Рафаил Васильев Шутов (с 1894 - 1897 г.), священнический сын, из 3-го класса Вологодской духовной семинарии. В 1896 году уволен за штат по болезни. Он первый собиратель хора из учеников местной церковно-приходской школы.

9) Псаломщик Василий Герасимов Худяков (с 1897 г. до 27 июня 1901 г.), сын псаломщика Учецкой Христорождественской церкви Устюжского уезда, из окончивших курс в Устюжском духовном училище. Отсюда переведен во псаломщика к Сереговской Успенской церкви Яренского уезда.

С. И. П.


Источник: Вологодские епархиальные ведомости, 1901, №15 приб., с.413-418

см. также Доброумовы