Историческое наследие Котласского района:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Михалево

Автор - Александр Хрусталев

Среди множества храмов на территории Котласского района, старинных, намоленных, великих и просто красивых, - храм Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Михалево (МО «Приводинское»). Церковь построена в 1767-1770 годах и освящена 16 марта 1773 года - на средства прихожан. Изначально на ее месте стояла деревянная церковь, построенная и освященная 7 апреля 1642 года Благословением Высокопреосвященного Варлаама Митрополита Ростовского и Ярославского. Колокольни и теплые приделы пристроены в 1850 году. В ноябре 1850 года освящен придел во имя Димитрия Ростовского Чудотворца, расположенный по левую сторону. По правую сторону расположен придел во имя Смоленской Божией Матери Одигигрии, освященный 17 июня 1851 года.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находилась в то время на оживленном месте, где сосредоточились торговые лавки, склады, жилые постройки. В базарные дни здесь было особенно шумно и многолюдно Построенная в конце XVIII века, церковь сохранила многие архитектурные детали стиля барокко, популярного в середине XVIII века. Композиция «восьмерик на четверике» увенчана большим, высоким и широким полусферическим сводом, на котором стоит небольшой барабан с главкой.

С востока к храму примыкает большая апсида. Окна украшены резными барочными наличниками.

Впечатляюще смотрится трехъярусная колокольня, которую венчает не купол, а высокий шпиль.

Композиция самого храма довольно проста и изящна. Место, где оно расположена, и само по себе чрезвычайно живописно, но высокий храм с элементами стиля барокко делает его оригинальнейшим и незабываемым. По штатному расписанию за 1854 год при церкви положено быть священнику, дьячку и пономарю. Согласно клировых ведомостей за 1859 год священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы был Афиноген Александрович Попов, уроженец Яренского уезда, сын священника Глотовской Христорождественской церкви Александра Ивановича Попова. Рукоположен к сей церкви во священника Преосвященным Стефанием Епископом Вологодским и Устюжским 1 сентября 1840 года. Жена Вера Андреевна. Дети: Агния, Мария, Василий, Надежда.

Диакон: Иван Алексеевич Белов, сын дьячка, окончил Устюжское Духовное училище. При сей церкви с 29 сентября 1839 года. Жена: Акулина Афанасьевна, дочь дьякона. Дети: Александр – учащийся Вологодской Духовной Семинарии. Яков, Стефан, Андрей, Татьяна.

Пономарь: Лев Петрович Шутов. При сей церкви с 28 марта 1815 года. Жена: Дарья Филипповна, дочь крестьянина. Дети: Наталья, Стефан.

Сверхштатные: Диакон - Максим Матвеевич Низовцев, уроженец Устюжского уезда, сын священника Городецкой Михаило-Архангельской церкви г. Великий Устюг. С 9 февраля - пономарь Приводинской Николаевской церкви. С 8 июля 1843 года рукоположен в диакона. С 1859 года – сверх штата. Жена: Фекла Ивановна, дочь священника Дети: Александра, Ксения.

Просвирническую должность занимала Елизавета Покровская с 6 октября 1851 года.

В 7 верстах от церкви находилась часовня. Во второе воскресение Петрова поста ежегодно совершалось крестное хождение в память перенесения иконы Божьей Матери из прежде бывшей старой часовни.

В 1859 году, согласно переписи в приходе церкви Рождества Пресвятой Богородицы насчитывалось 123 двора. Мужского населения – 459, женского 532. В 1890 году в приходе церкви - 22 деревни. По данным переписи за 1913 год число дворов возросло до 300. мужское население составило 912. женское - 940.

Последним священником церкви был Николай Александрович Доброумов 56 лет, псаломщик Иоанн Попов. Дальнейшие судьбы их неизвестны.

Копии метрических книг хранятся с 1770 года, исповедальные росписи ведутся с 1870 года. Попечительство существует с 1866 года, с 1907 года председатель попечительства Алексей Хохлов. Члены: Иван Афанасьевич Онаховский и Ксения Ивановна Голованова.

С 15 октября 1885 года при церкви открыта церковно-приходская школа. В 1904 и 1912 годах открыты два земских училища: Бабаевское и Ваганское.

Монастыри и храмы России славятся красотой и уникальностью. В этих святынях прошлого отражается история страны, история культурного наследия народов, населявших Россию. К сожалению, много православных храмов в России пострадало или было разрушено в годы атеизма, нашествий и войн. Пострадали и храмы Котласского района. В XX веке на территории Российской Федерации было утрачено значительное число памятников архитектуры прошлых столетий. Точных статистических данных нет, но с уверенностью можно сказать, что в силу разных причин было разрушено от 70 до 90% церковных зданий, до 80-90% загородных дворянских усадеб, от 50 до 70% жилой городской застройки.

Судьба церкви Рождества Пресвятой Богородицы в дер.Михалево сложилась не лучшим образом. В 1924 году храм был закрыт и использовался как склад. Конфискованная государством, оставшаяся без прихожан, она пришла в запустенье.

...Сквозь полы и стены пробиваются деревца, приделы и алтарь заросли кустами. И только порой в грудах мусора, устилающих пол, мелькнет искорка позолоты с бывшего иконостаса или пятнышко яркой краски от фресковой живописи, украшавшей храм. Кладка осыпается, местами кирпичи превратились в хрупкую, влажную красноватую массу, внутри перекрытия частично рухнули и сильно обветшали.

Вера возрождается с воспитания уважения к предкам и истории своей Родины. Возрождение невозможно без возрождения духовного, церковного, православного. На земле нет творения, равного православному храму, в котором столь гармонично и цельно было бы отражено единство Веры и культуры, человеческого верования и представления о красоте земной и небесной. Сегодня надежды на физическое сохранение многих православных храмов в России практически не осталось...



Источник: газета «Двинской Летописец» за 20 марта 2009 года

Фото предоставлено Е.Горшковой

см. также Доброумовы