История церквей

Автор: Пластинин А.Н., директор Подосиновского краеведческого музея

Истоки распространения христианства

Расселение восточно - славянских народов по северу шло двумя путями: первый, новгородский, промышленно завоевательский шел по Заонежью в пределы Архангельской губернии до крайнего востока; второй, ростово-суздальский, религиозно - завоевательский дробился в пределах Вологодской губернии. Раздельной чертой этих, иногда враждебных между собой направлений была река Сухона.
Ранняя новгородская колонизация Заволочья (земли, расположенные за волоком) началась, по-видимому, в VIII веке и продолжалась ряд веков (VIII – XV). В Заволочье входили местности, занимаемые бывшими уездами: Вологодским, Кадниковским, Устюжским, Вельским, Тотемским и Никольским. На территории этих уездов обитала так называемая «заволочская чудь». Славяне, занимая новые, дальние места, были вынуждены строить городки - крепости, чтобы удержаться на захваченных территориях. К числу древнейших поселений принадлежит Вельск (Вель) на реке Ваге, упоминающийся в 1147 году в уставе церковной дани в пользу Новгородского владыки. В этом же году упоминается город Вологда.
В XII – XIII вв. бассейны рек Сухоны и Юга оказались в орбите Ростова. Ростово - Суздальские князья активно строили новые города и погосты с христианскими церквами. В их числе в 1178 г. была основана в устье Юга крепость Гледень, а вскоре рядом с ней – город Устюг, бывший одним из самых деятельных центров распространения христианства в крае. Уже в XII веке Гледень был украшен многими церквами. Движение колонизации по реке Юг в этот период было и движением христианства. Таким образом, на р. Юг в 27 верстах от Никольска, при впадении речки Молоковицы, построена была первая часовня во имя великомученика Георгия, на левой стороне Юга против самих жилищ «чуди». Прочное утверждение христианской церкви здесь относится уже к периоду обладания краем московскими князьями.

Благочинные округа Великоустюжской епархии

В 1682 году была образована Великоустюжская епархия, которая позднее была разделена на благочинные округа. Во главе округов стояли благочинные, подчиняющиеся Великоустюжскому епископу. В 1788 году Великоустюжская епархия была присоединена к Вологодской, и благочинные стали подчиняться Вологодскому епископу.
В Великоустюжском и Никольском уездах до 1904 года было по четыре благочинных округа. С 1905 года в Никольском уезде образовано пять благочинных округов. В состав пятого благочинного округа вошли церкви: Подосиновская Богородице – Рождественская в с. Подосиновец, Подосиновская Георгиевская в с. Потемино, Подосиновская Спасская – городок Осиновец (д. Аксентьевская), Пушемская Николаевская в с. Щеткино, Пушемская Михайло - Архангельская в с. Октябрь, Пушемская Троицкая в с. Троица, Утмановская Ильинская в с. Утманово, Утмановская Николаевская около д. Фильтяево, Утмановская Михайло – Архангельская на р. Ентала, Шолгская Троицкая в с. Шолга, Яхреньгская Богоявленская в с. Яхреньга, Яхреньгская Николаевская в с. Новая Яхреньга.

Подосиновская Богородице – Рождественская церковь

Первое документальное упоминание церкви выявлено из писцовых книг 1626 года. «Волость Подосиновская, а в ней погост на реке Югу, а на погосте церковь Рождество пречистые Богородицы деревяна вверх, да теплая церковь Святого первомученика архидьякона Стефана; а в церквах образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей.
На погосте ж: двор. Поп Тимофей; двор. Дьячок Ивашко Попов; двор. Пономарь Ивашко Ерофеев; двор. Трапезник Нестерко Приходец; двор. Проскурница Марфица; да пять келей, а в них живут нищие…».
Из клировой ведомости Подосиновской Богородице – Рождественской церкви Вологодской епархии Никольского уезда 5-го благочиннического округа за 1917 год: «Церковь построена в 1824 году тщением прихожан. Зданием каменная, двухэтажная с такою же колокольнею, в одной связи, крепка, покрыта железом.
Престолов в ней два: во имя Рождества Пресвятые Богородицы, во имя Св. Апостола и Первомученика Архидиакона Стефана. По штату при ней положены: священник с жалованием 294 руб. в год, диакон – 147 руб. и псаломщик – 98 руб.
Кружечных доходов за 1917 год получено – 1694 руб. 14 коп. Другие источники содержания членов приюта и количество поступающего для них дохода: капиталов вечного вклада 1407 руб. 58 к. и процентов с которых за прошлый год получено 32 руб. 84 к.; собрано руги (жалование священнослужителям хлебом) и льна от добровольных приношений на 389 руб. и за славу в праздники: Рождества Христова и Пасхи – 323 руб. 42 к., а всего с жалованием – 2987 руб. 40 коп.
Земли при церкви состоит 34 десятины 145 квадратных сажен. Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле: деревянных два, построенных на средства приходского попечительства, один – в 1885 году, а второй – в 1907 году и составляют собственность церкви.
Другие здания принадлежащие церкви: три деревянных дома, один служит помещением для просфорни – одноэтажный, один новый отдается в наем и один ветхий, два корпуса каменных торговых лавок: один в три, а другой в четыре раствора и один корпус лавок деревянных в 12 растворов…».
Из послужных списков на 1917 г.: «Священник, настоятель Богородице - Рождественской церкви Николай Николаевич Поддъяков – сын священника, образование получил в Никольском духовном училище и в Вологодской духовной семинарии… Расположен в сан священника сей церкви 2-го сентября 1889 года. Вдов, в семействе у него дети: Надежда – домашняя учительница, Николай – диакон, Евгений – прапорщик пехотного полка, Иоанн – студент духовной семинарии, Капитолина окончила 7-классное Тобольское епархиальное училище, Зосима – студент 3-го класса Вологодской духовной семинарии, Ольга обучается в 4-м классе Устюжского епархиального женского училища.
Диакон церкви Петр Николаевич Варгасов – сын учителя, расположен в сан диакона 14 апреля 1910 г., образование получил в Никольском духовном училище. Исполняющий обязанность псаломщика Александр Константинович Кузнецов – сын крестьянина, образование получил в Забелинском сельском начальном училище, определен исполняющим обязанности псаломщика к сей церкви 3 августа 1917 г.
Просфорня Екатерина Михайловна Фалалеева – дочь крестьянина, неграмотна. Церковный староста сей церкви приходской крестьянин Василий Иоаннов Блинов, образование получил в начальном училище.
В приход Богородице – Рождественской церкви входило 28 деревень (490 дворов) общим числом жителей 3297 душ, из них духовных лиц – 17, дворян – 8, мещан – 35.
В приходе имеются школы: одна церковно – приходская Свято – Георгиевская Мельминогорская учреждена 11 октября 1893 г.; две М. Н. П. Подосиновское приходское одноклассное училище и преобразованное из городского в 1912 г. Подосиновское высшее начальное четырехклассное и одно земское Ананьинское одноклассное училище (д. Ананьино) учреждено 1 сентября 1911 года.
С 9 февраля 1878 года при Богородице – Рождественской церкви существует приходское попечительство. На 1917 год представителем попечительства состоит приходской крестьянин Павел Васильев Бетехтин и членами, кроме непременных по положению о приходских попечительствах, прихожане в числе 8 человек, а именно: д. Устье Василий Ильин Захаров, д. Мельмина Гора – Дмитрий Стефидонов Кузнецовский и Флор Ильин Тестов, д. Соповская – Георгий Павлов Островский, д. Княжа – Иоанн Андреев Шубин, д. Захаровская – Стефан Михайлов Бетехтин и Матфей Андрианов Шубин и д. Ананьино – Иоанн Федоров Мосеев.
Средства попечительства употреблялись на устройство храма, на пособие причту и на постройку и содержание причтовых домов, на нужды местной церковно – приходской школе, на пособие приходским беднякам, на устройство в приходе богадельни или приюта».
Приходских церквей к Подосиновской Богородице – Рождественской церкви одна – Свято – Георгиевская в деревне Мельмина Гора.
«Церковь построена в 1896 году для помещения школы тщанием местных жителей с пособием от г. обер-прокурора и Училищного Совета при Святом Синоде и приговором крестьян – строителей от 7 сентября 1896 года передана и в 1897 года зачислена в ведение означенного Училищного Совета.
Зданием церковь деревянная, с классом, ночлежкою, квартирою, сторожкою и колокольнею в одной связи, крыта тесом.
Престолов в ней один во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, освящен в 1896 году 4 сентября.
Штата в церкви нет. Богослужение в праздники совершается по найму священником (из Подосиновской Богородице – Рождественской церкви).
Земли при церкви состоит: в давнишном владении с согласия крестьян – строителей при самой церкви всего 10 десятин, 840 квадратных сажен.
Другие здания, принадлежащие церкви: маленький деревянный амбар с сараем. При церкви состоит в звании ктитора Алексей Яков Кузнецовский, с 1909 года помощником церковного старосты крестьянин Михаил Викторов Кузнецовский».

Подосиновская Спасская церковь

Это бывшая приписная в 1874 году к Подосиновской Богородице – Рождественской церкви. По указу Святейшего правительствующего Синода от 4 марта 1886 года за № 3 оставлена самостоятельной.
В писцовых книгах за 1626 год говорится: «В той же волости (Подосиновская) городок Подосиновской, а в нем церковь Михаила Архангела, холодная, деревяна клецки, а в церкве образы и книги, и свечи, и ризы и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей. В городке ж: (Двор). Поп Яков Сергеев; (Двор). Дьячок Михалко Юрьев; (Двор). Пономарь Федька Проскуряк. В городке десять изб, да четыре анбара, пусты; поставлены для осадного времени».
По материалам писцовой книги Устюжского уезда 1676 – 1683 гг.
«В той же (Подосиновской) волости в старой осыпи, где был Осиновец городок; а в нем церковь Всемилостивого Спасса нерукотворного образа, да в пределе Святыя великомученицы Прасковеи нареченныя Пятницы; а в ней божия милосердия настоящая икона всемилостивого Спасса нерукотворного образа…
… а та церковь холодная, деревянная, ветхая, клецки; да колокольня на двух столбах, а на ней три колокола…
… в городке ж: (двор). Поп Наум Аникиев, (двор). Дьячок Ивашко Семенов Пришвин…».
Из клировой ведомости за 1917 год Подосиновской Спасской церкви: «Церковь построена в 1810 – 1830 годах тщением прихожан при помощи посторонних богомольцев.
Зданием каменная, двухэтажная с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом и выкрашена снаружи масляною краскою.
Престолов два: главный в нижнем теплом храме во имя Всемилостивого Спасса Нерукотворного Образа; другой в верхнем холодном во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплодных сил.
Утварью достаточна: священнических риз всех вообще – 16; стихарей диаконских – 9; дароносиц – 3; ковчегов – 2; Св. Евангелия – 2; Св. ковчега – 2; Св. крестов – 5; летургийных сосудов с приборами – 3; мироносиц – 2; прочие сосуды имеются.
По штату положены: священник, псаломщик и просфорня.
Кружечных доходов за 1917 год получено 655 руб. 89 коп.
Земли при церкви состоит: 52 десятины, 1662 квадратных сажени.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные построены тщением прихожан в разные годы и составляют собственность церкви.
Другие здания, принадлежащие церкви: новый двухэтажный дом для помещения церковно – приходской школы, выстроенный на средства Св. Синода, частию на местные приходские, переданный ныне в сентябре месяце, согласно распоряжения, земству на год под училище. Два корпуса деревянных лавок и ряд каменных в 5-ти растворов в связи с церковной оградой…»
С 1911 года представителем попечительства состоит священник Александр Попов и членами, кроме непременных по положению о приходских попечительствах прихожане в числе 10 человек, а именно: Федор Логиновский, Федор Автамонов, Степан Замятин, Александр Автамонов, Иоан Захаров, Яков Тестов, Яков Суворов, Симеон Русанов, Александр Русанов и Василий Помелов.
Средства попечительства на 1917 год использовались: на устройство храма – 10 руб., на нужды местной церковно-приходской школы – 13 руб., на пособие приходским беднякам – 25 руб., мелочные и случайные потребности – 13 руб. 1 коп.
Численность населения в приходе Подосиновской Спасской церкви: муж. – 818 душ, жен. – 898 душ. Число детей школьного возраста (от 8 лет): мальчиков – 90, девочек – 96.
В 1897 году при церкви была открыта церковно-приходская школа, 26 сентября 1917 года передана в Министерство Народного Просвещения – в земство. В школе обучалось на 1 января 1918 года мальчиков – 65, девочек – 34.
Законоучительские обязанности исполняет приходской священник Александр Попов, он же состоял заведующим школой до передачи в Министерство Народного просвещения – 12 лет, а до сего, будучи диаконом, состоял учителем – 14 лет и законоучителем 1 год в церковно-приходских школах. Одновременно исполняет обязанности законоучителя в Подосиновском министерском училище 11-й год».

Подосиновская Георгиевская церковь

Из клировой ведомости за 1917 год: «Построена в 1793 году тщением прихожан и Великоустюжского купца Александра Смолина.
Зданием церковь каменная одноэтажная в связи с колокольнею каменною же, здание, как церковь, так и колокольня крепкие.
Престолов в ней один – во имя Святого Великомученика Георгия
Утварью церковь достаточна: Евангелий – шесть, напрестольных крестов – шесть, сосудов – три, серебряные, дароносица – одна, мирница – одна, ковчег – один, все серебряные.
По штату положено: священник, псаломщик и просфорня.
Кружечных доходов за 1917 год получено: 494 руб. 94 коп.
Другие источники содержания членов причта: собрано хлебом, льном и другими продуктами – 199 руб. 80 коп. и проценты с капитала вечного вклада – 39 руб. 74 коп.
Земли при церкви состоит 156 десятины 2049 квадратных сажен, причем пользуются землею на основании купчей крепости, писанной на столбце 1783 года.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием прихожан сей церкви в 1886 и 1891 годах. Другие здания, принадлежащие церкви: два корпуса лавок и церковно-приходская школа принадлежит попечительству.
Имеются в приходе школы с 1886 года церковно-приходская, а с 1910 года Савинское земское начальное училище (д. Тетеринская). Церковно-приходская школа содержится на средства: от попечительства до 45 руб., от церкви до 45 руб.
Число детей, обучающихся в школе – 59 мальчиков и 24 девочки.
Состояли учительницами: девица из крестьян Любовь Ивановна Усова – 30 лет, с образованием Никольской женской прогимназии и девица, дочь псаломщика Александра Павлова Ивонинская – 21 год. Окончила епархиальное Устюжское женское училище.
В Савинском земском училище 25 мальчиков, 23 девочки, учительницей Мария Анатолиевна Репина – 23 года. Окончила курс 8 классов Вологодской гимназии.
Законодательские обязанности исполняет священник Студенцов.
При церкви состоит старостой церковный крестьянин дер. Климова Василий Овечкин, который должность сию проходит с 1910 году.
Из ведомости бывших и не бывших на исповеди и у св. причастия в 1917 г. по приходу Подосиновской Георгиевской церкви:
Исповедовалось и причастилось духовных лиц – 14, крестьян – 559 мужчин, 795 женщин.
Не бывших у исповеди: по малолетству – 135 мальчиков и 152 девочки, по отлучкам – 230 мужчин и 35 женщин.
Итого прихожан: 924 мужчины, 982 женщины крестьян и 7 мужчин, 7 женщин духовного ведомства, всего в приходе 1920 душ.
Попечительство существует с 1879 года. В настоящее время с 1910 года представителем попечительства состоит священник Василий Студенцов и членами, кроме непременных, прихожане в числе 9 человек, а именно: Иоанн Шилов, Василий Шилов, Д. Макаров, Г. Жижин, В. Овечкин, Г. Конев, Прокопий Шубин, А. Нечаев и С. Тестов.
Подосиновской Георгиевской церкви священник Василий Студенцов, псаломщик Павел Ивонинский.

Из отчета наставника Подосиновской Георгиевской школы Священника Василия Смелкова за 1871 г. август 13 дня:
«При Подосиновской Георгиевской церкви открыта школа в 1861 г. Священник Василий Смелков занимался обучением и получил жалование за 1870 год от Училищного Совета двадцать рублей серебром. До 1868-го года обучались в церковной трапезе, а с 1869 года в училище. В 1868 году построен дом близь церковного училища крестьянином Максимом Мохиным и пожертвован собственно на сей предмет».

Яхреньгская Николаевская церковь

Данные по Яхреньгской Николаевской церкви взяты из клировой ведомости за 1917 год:
«Церковь выстроена в 1879 году тщением прихожан. Зданием каменная, одноэтажная, с такою же колокольнею в одной связи, крепкая, крыта железом. В стене трапезы, бывшей ранее холодной, в 1908 году выбраны два боковых отверстия с полукруглыми арками, а на месте дверей, ведущую ранее в церковь, выбрана широкая в середине стены арка из трапезы в церковь и трапеза обращена в теплую (сложены две печи); ход в трапезу устроен с западной стороны, где пробита стена под колокольней и устранена бывшая здесь кладовая, а последняя перенесена в крыльцо с южной стороны, а крыльцо с северной обращено в окно.
Престолов в ней три: в холодной во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (9 мая) освящен в холодном храме 21 июня 1883 года; в теплом на правой стороне во имя Покрова Божией Матери (1 октября), освящен 25 июня 1879 года, а на левой – во имя св. Великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля), освящен 15 октября 1879 года.
В бесспорном владении церкви находилось 19 десятин 1600 квадратных саженей земли (пахотной и неудобной). По качеству земля средняя, дохода от нее получалось менее половины, большая половина отдается за обработку пашенной и сенокосной земли.
Доходы священно- и церковнослужители получали и другими путями: за 1917 год – 1) кружечные – 531 рубль 94 коп., 2) Вольная руга, коей в сем году собрано по некоторым деревням: ржи 15 пуд., ячменя 12 пуд. и овса 18 пуд. на сумму 78 руб., 3) в Петров пост масла, яиц и круп на 14 руб., 4) осенью льна собрано 8 пудов 20 фун. на 255 рублей.
Кроме этого, синодом положено жалование священнику 294 рубля, диакону 147 руб. и псаломщику 98 руб. На должности священника Яхреньгской Николаевской церкви служил Анемподист Александрович Попов с 1884 года декабря 12; на должности диакона с 1 марта 1886 года Александр Никанорович Полиевктов; псаломщика – Владимир Николаевич Заусаев, с 20 сентября 1917 года, без получения жалования; просфорня – псаломщическая дочь девица Екатерина Васильевна Попова, 41 года.
На церковной усадебной земле располагались дома деревянные три, построены тщанием приходского попечительства: два в 1880 году, а третий в 1886 году. Собственностью церкви были также дом деревянный просфорни, внутри ограды каменная усыпальница, а вне ее деревянный корпус лавок в пять нумеров, кроме их два деревянных амбара и особо устроенное в 1913 году деревянное здание для торговли местному обществу потребителей; дом для церковно-приходской школы деревянный, который перешел в ведение земства.
При сей церкви приходское попечительство существует с 1882 года, с 1911 года председателем его состоит приходской священник Анемподист Попов и членами (на 1917 год): д. Юкляева Иван Георгиевич Меньшенин, д. Конева Петр Иванович Куковеров, д. Лукины Горы Николай Иванович Поникаровский, д. Морозова Василий Александрович Злобин и д. Ниж. Причалины Сергей Дмитриевич Злобин.
Данное попечительство выделяло деньги не только на устройство храма, на пособие причту и содержание домов, но и на нужды местной церковно-приходской школы, открытой 17 октября 1888 г. В приходе было Плесовское земское начальное училище с 17 сентября 1906 года, в котором в 1917 – 1918 уч. году обучалось 65 мальчиков и 41 девочка. Законоучительские обязанности исполняет приходской священник Анемподист Попов со времени открытия училища.
В приходе данной церкви было 533 двора: 524 – крестьян, 5 – духовных лиц, 4 – мещан; душ мужского пола – 1426, женского – 1554. Все православного вероисповедания».

Яхреньгская Богоявленская церковь

В клировой ведомости за 1917 год указывается, что Яхреньгская Богоявленская церковь построена в 1770 – 1774-х годах тщанием крестьянина деревни Осанова Петра Михайловича Коковина.
В приходской церкви Яхреньгского Богоявленского прихода Никольского уезда Вологодской губернии пишется: «Церковь эта начата строить в марте месяце 1760 года… и освящена: нижний храм 5-го декабря 1774 года, а верхний 7-го сентября 1784 года. Церковь и колокольня обнесены вокруг каменною с железными решетками оградою с двумя железными воротами и шестью каменными лавками». Зданием церковь каменная, двухэтажная, построенная в связи ея с такою же колокольнею, крепка, ветхости и повреждений как внутри церкви, так и вне ея нет; покрыта железом.
Престолов три: освящены они: 1) в верхнем храме во имя Богоявления Господня, 2) в нижнем храме во имя святителя Николая и 3) в нижнем придельном во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.
Прежде, как указано в Устюжских писцовых книгах за 7138 (1630) год, стояла на «погосте на реке Юг… церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверху да теплая церковь Николы Чудотворца, да предел Флора и Лавра деревянная (внизу)… приходных людей на погосте с-н поп Яков Ларионов, с-н церковный дьячок Богдашко Карпов, с-н пономарь вдовой поп Сидор Гаврилов, с-н трапезник Емельянко Яковлев, с-н просвирница Окулинка Васильева».
В верхнем храме находится иконостас в пять ярусов резной, вызолочен, стены алтаря, церкви и трапезы расписаны с уборкой устюжским мастером Томиловым, в котором году неизвестно. В нижнем храме иконостас старинной работы, резной, вызолочен, а в 1864 году поновлен – вызолочен червонным золотом; стены в церкви и трапезе расписаны живописью с уборкой. Иконы в иконостасе старинной живописи, перенесены из древних церквей. Особенно замечателен местный образ Богоявления Господня старинной живописи.
В мае 1914 года из-за неосторожного обращения сторожей с кадилом в церкви произошел пожар, сгорела часть иконостаса с 27 иконами, настенная живопись, полы. Приходской сход за 3000 рублей поручил произвести работы цеховому мастеру Н.З. Копченко, мещанину г. Вологды. Уже к декабрю этого года верхний храм был восстановлен.
По штату при церкви положены: священник, диакон, псаломщик. По послужным спискам священно - церковнослужителей за 1917 год священником в данной церкви был Виктор Иоаннов Усов, родился в 1887 г. 15 апреля в семье диакона. Образование получил в Никольском училище и Вологодской духовной семинарии, где окончил полный курс наук по второму разряду в 1909 г. Затем проходил должность учителя Кузюгской Александро-Невской церковно-приходской школы, Никольского уезда. В 1910 г. рукоположен в сан священника к Вохомской Троицкой церкви на младшую вакансию. 1 сентября 1913 г. был перемещен по прошению на священческую вакансию к сей церкви. Стоял законоучителем при Комотовском земском училище (1910 – 1913 гг.), Яхреньгской церковно-приходской женской школе (1913 – 1916 гг.) и состоит в местном Яхреньгском земском училище с октября 1913 г. Женат на дочери бывшего священника сей церкви, Дмитрия Прокашева, Анной Дмитриевой, родившейся 28 августа 1889 г., образованием окончившая курс наук в устюжском епархиальном училище. Имели двух детей: Елену и Серафиму. Всего получал жалования до 770 руб. 69 коп.
Диаконом служил Иоанн Николаев Попов, родился 1 мая 1888 года, в семье священника, образование получил в Устюжском духовном училище и вышедший из 2 класса Вологодской духовной семинарии в 1907 году. Проходил должность учителя при Моломской Михаило-Архангельской церковно-приходской школе (1910 г.). С февраля 1913 года рукоположен к сей церкви в Диаконы. Женат на дочери священника Синегодской Успенской церкви… Константина Менщикова, Нонной Константиновой, родившейся 25 февраля 1889 года, образованием окончившая курс наук в Устюжском епархиальном училище, имели дочь Зинаиду. Жалования получает до 292 руб. 63 коп.
Псаломщиком был Александр Александрович Захаров, родился 10-го ноября 1868 года в семье псаломщика, окончил курс наук в Устюжском духовном училище в 1885 году, настоящую должность проходит с 16 сентября 1889 года. Состоял учителем пения в местной церковно-приходской школе 1890 – 1916 гг. Женат с Ольгой Николаевной Пономаревой, рождения 1870 года 7 июля, грамотная, имели 6 детей. Жалование до 193 руб. 37 коп.
В должности церковного старосты с 8 января 1917 года служил крестьянин д. Осаново Варлаам Иоаннович Белозеров, родился 1850 года 29 октября, сын крестьянина, имел дом на крестьянской земле д. Осаново, грамотный, жена, имеет одного сына женатого.
Собственной земли церковнослужители не имели и пользовались от крестьян ругой и доходами. Вольная, зависящая от усердия прихожан, руга собирается причтом взамке самовольно захваченной и владимой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем (1917) году руги собрано: а) ржи 48 пудов, ячменя 42 пуда и овса 30 пудов всего на сумму 223 руб. 20 коп.; б) осенью льна собрано 4 пуда 120 ф. на сумму 144 руб.; в) получено процентов с билетов вечного вклада 79 руб.
Земли сенокосной и пахотной, находящейся в бесспорном владении причта, всего 127 десят. 905 1/2 квад. сажени. На церковной усадебной земле располагались дома для церковно- и священнослужителей деревянные, построенные на средства приходского попечительства, на церковные суммы в разное время. Кроме этого, церкви принадлежали: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов причта.
В приходе насчитывалось 29 деревень с 515 дворами, 1434 душами мужского и 1612 душами женского пола, из которых духовных лиц – 4 м., 7 ж., остальные крестьяне.
Приходское попечительство сей церкви существует с 1870 года. С 1917 года председателем попечительства состоит местный священник Виктор Усов и членами – прихожане в числе 9 человек: Василий Белозеров, Василий Лопатин, Илья Логиновский, Стефан Звездочетов, Евгений Пономарев, Феоктисий Абрамовский, Тихон Нагаев, Афанасий Сычев, Клеоник Белозеров и Александр Зайков.
При церкви имеется библиотека, в которой книг для чтения 715 томов.
180 мальчиков и 61 девочка обучались в 3-х начальных земских училищах:
1) при селе, открытом в 1842 году;
2) Тиньковское в 4-х верстах от церкви, открывшееся в 1909 году;
3) Мельничногорское в 5-ти верстах от церкви, открывшееся в 1913 году.
Церковно-приходская школа (1886 год) с начала учебного 1917 – 1918 года передана, согласно распоряжению начальства, в ведение земства. Все три земские училища содержатся также на средства Никольского земства.
Законоучительские обязанности исполняют: в земском училище при селе местный священник Виктор Усов, в Тиньковском – диакон Яхреньгской Николаевской церкви Александр Полиевктов, а в Мельничногорском – местные учительницы Клавдия Коковина и Анна Головина.
Приписана к сей церкви часовня д. Крыловское, заложенная в июне 1917 года.

Утмановская Ильинская церковь

Из клировой ведомости за 1917 год:
«Церковь Св. Пророка Ильи в селе Ильинском, что в Утманове, построена в 1800 – 1818 годах тщанием прихожан.
Зданием каменная, двухэтажная, при ней с западной стороны колокольня каменная же, в одной связи. В 1872 – 1875 гг. с целью расширения с северной и южной сторон в высоту обоих этажей пристроены приделы.
Престолов в ней шесть: в верхнем этаже средний посвящен Св. Пророку Илье, южный во имя Св. Троицы, северный во имя Св. мучеников Флора и Лавра; в нижнем: средний во имя Св. Афанасия Алекс., южный – Божией Матери – всех скорбящих радость; северный – во имя Св. Ап. Андрея Первозванного. Утварью церковь достаточна.
По штату жалованием положено за вычетом 2 процента на пенсию: (двум) священникам по 294 руб., диакону 147 руб. и (двум) псаломщикам по 98 руб. в год.
Кружечных доходов за 1917 год получено 977 руб. 33 коп. Сборов натурою от прихожан в сем году поступило на сумму 741 руб. 37 коп. Земли при церкви состоит … всего 70 десятин 2390 квад. сажен. Вся земля нанесена на четыре плана, которые вместе с прочими документами хранятся в церковном казнохранилище.
Примечание: в настоящее время планы на церковную землю отправлены в Никольский уездный земельный комитет, согласно требованию оного.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: казенные деревянные, построены на средства прихожан в разное время и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежавшие церкви: двенадцать каменных лавок и 12 деревянных, которые приносят дохода церкви до 200 руб. в год. Церковноприходская школа деревянная, крыта тесом, состоит из трех комнат, церковная сторожка, каменная, крыта железом.
Приписных к сей церкви церквей нет, часовен две: одна в д. Горбуновской (д. Подгорбунье) деревянная во имя Св. Аристратича Михаила и Св. мучеников Флора и Лавра, построенная в 1905 году на средства жителей деревни, по указу В-Устюгского Духовного Правления от 18 июня 1904 г. за № 1734. Вторая часовня построена в 1911 году в д. Липовце, деревянная, не освящена.
Имеются в приходе школы: одна церковноприходская женская, существует с 1878 года и три земских училища: Утмановское в самом селе существует с 1875 года, Новоселовское – в д. Новоселове с 1906 года и Пукалицкое – в д. Печенкино с 1912 года. Все земские училища смешанные. В церковноприходской школе обучается 38 девочек, на хозяйственные расходы по сей школе местное церковноприходское попечительство отпускает из своих средств по 75 руб. в год.
В земских училищах состоит к 1 января 1918 г. мальчиков – 148, девочек – 163. Школы содержатся на средства земства.
Законоучительские обязанности исполняет в Утмановском земском училище священник Александр Попов, в Новоселовском и Пукалицком – священник Николай Вотчинский.
При церкви состоит старостой церковным крестьянин Павел Александров Ногин с 1917 года.
Попечительство при церкви существует с 1870 года. В настоящее время представителем попечительства состоит кр. Иван Григорьев Подгорбунский и членами, кроме непременных, прихожане в числе 10 человек, а именно: Михаил Окуловский, Василий Тюленев, Иван Чурин, Георгий Ногин, Василий Ногин, Василий Власов, Алексей Ногин, Стефан Клепиковский, Александр Тюленев и Николай Старостин.
В приходе церкви в 43-х деревнях число дворов 784 (2265 мужчин, 2379 женщин), в селе Ильинском дворов 6 (18 мужчин, 19 женщин). Всего в приходе 4681 душа.
Не бывших у исповеди и св. причастия: по отлучкам 532 муж., 41 жен., по нерадению 45 муж., 44 жен.».
Из послужных списков на 1917 год: «Старший священник Александр Анемподиестов Попов 33-х лет, награжден набедренником в апреле 1915 года. Жалование из государственного казначейства получает 294 руб. в год, из местных средств: а) кружечного дохода 342 руб., б) добровольной руги от прихожан на 114 руб., в) петровского на 48 руб. 39 коп., г) осенью льна на 60 руб., д) дохода от земледелия 45 руб., е) дохода от скотоводства на 30 руб., за законоучительство в местном земском училище 180 руб. и в церковноприходской школе 30 руб. Всего на сумму 1143 руб. Женат, в семействе у него: жена Надежда Апполинариевна, сын их Серафим, родился 13 августа 1911 года.
Диакон Александр Николаев Попов родился 17 июня 1879 г. Образование получил в Устюгском духовном училище с 1889 – 1895 гг., потом в Вологодской Духовной семинарии с 1895 – 1896 гг., по прошению отца уволен из онной в 1896 году. Женат, в семействе у него: жена Зинаида Иоанновна, дети их: Николай, обучается в Вологодской Духовной семинарии; Валентина, обучается в Устюжском Епархиальном училище; Нина, обучается в Устюжском Епархиальном училище; Александр; Ольга; Зинаида; Любовь родилась в 1917 году.
Василий Иоаннов Смелков определен в псаломщики к сей церкви в 1908 г., состоит учителем пения в местной церковноприходской школе. Женат, в семействе у него: жена Мария Николаевна и трое детей.
Второй священник Николай Андреев Вотчинский, родился 9 июня 1889 года. Женат, жена Людмила Михайлова и четверо детей.
Псаломщик Анатолий Георгиев Заварин, с 1907 г. состоял учителем пения в Утмановском земском училище, посвящен в стихарь в 1912 г. Женат, жена Вера Иоанновна и пятеро детей.
Просфорня Лидия Николаевна Покровская – вдова священника. В семействе у нее пятеро детей.
Церковный староста крестьянин д. Югринской Павел Александров Ногин, 62-х лет. Образование получил в местном земском училище. Женат, жена Александра Алексеевна, дети их: Александр – 30 лет, Мария – 19 лет, находятся при родителях».

Утмановская Николаевская церковь

Из ведомости о церкви Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца за 1917-й год.
«Церковь построена в 1810 году тщанием прихожан. В 1904 году подверглась капитальному переустройству в некоторых частях. В ней главный храм освящен в 1825 году, северный придел – 26 января 1916 года, а южный 3 декабря 1909 года. С какого времени и по какому случаю начала существовать церковь в сем приходе, об этом ни письменных документов, ни устных преданий – нет.
Зданием церковь каменная, крыта железом, крепка. В связи с ней каменная колокольня, крыта железом, крепка. Вокруг церкви устроена каменная, с железными решетками, ограда.
Престолов три: главный – во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, в приделах: южном – Святого Афанасия Патриарха Александрийского, северном – во имя Святого Великомученика Георгия.
По штату жалованием положено: священнику – 300 рублей, диакону – 150 рублей и псаломщику – 100 рублей. Просфорня содержится добровольными сборами от прихода.
Кружечных доходов за 1917-й год получено 660 рублей. Всего вообще в 1917 году получено всем причтом 3737 рублей 95 копеек.
Земли при церкви состоит: всего 47 десятин. 1052 квадратных сажени, неудобной под дорогами и рекой 9 десятин, 1244 квадратных сажени.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: для священника и диакона построены тщанием церкви, а для псаломщика – прихожанами в 1870, 1895, 1906 годах. Другие здания, принадлежащие церкви: каменное здание для помещения церковно-приходской школы, а с 1 сентября 1917 года отдано на три года под помещение земского училища. В связи с ним каменная церковная сторожка, внутри церковной ограды, крыта железом; одноэтажный деревянный дом для помещения приюта и квартиры учительниц; одноэтажный деревянный дом для помещения рабочих; четыре номера каменных лавок и семь деревянных и восемь номеров тесовых балаганов, от которых церковь получает до 44 рублей; каменная крытая железом усыпальница внутри церковной ограды.
Приписанных к сей церкви церквей нет, часовня одна – при деревне Фалалеевой Горе, деревянная, одноэтажная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1903 году, в память о Бозе Почивавшего Государя Александра III, по резолюции Преосвященнейшего Гавриила от 6 января 1902 года. При часовне открыта с 1 сентября 1904 года церковно-приходская школа, а с 1 сентября 1917 года земское училище.
Имеющиеся в приходе школы: Утмановское Николаевское земское училище, Фалалеевское, Ивковское и Чухаревское училища.
Утмановская Николаевская школа помещается в доме церковном. На содержание ее отпускается от церкви за первую половину учебного года 75 рублей и от местного попечительства 11 рублей. В сем году в ней обучается 35 мальчиков и 12 девочек, открыта в 1881 году.
Фалалеевская содержится на средства крестьян деревни Фалалеевой Горы, от которых за первую половину учебного года поступило 80 рублей. В ней обучается 29 мальчиков и 10 девочек, открыта в 1902 году.
Ивковское земское училище помещается в наемном доме. Учащихся в нем 40 мальчиков и 28 девочек, открыто в 1912 году.
Чухаревское земское училище помещается в наемном доме, учащихся 38 мальчиков и 16 девочек, открыто в 1909 году.
Содержатся училища на средства уездного земства.
Законоучительские обязанности исполняют: в Утмановской Николаевской и Чухаревской земской приходской священник Александр Алешинцев, в Фалалеевской земской – учительница Александра Усова и в Ивковской земской – диакон Сергей Попов.
Попечительство существует с 1870 года. В настоящее время с 1911 года представителем попечительства состоит приходской священник Александр Алешинцев и членами, кроме непременных, прихожане в числе пяти человек, а именно: Павел Пихтин, Федор Меньшенин, Василий Лушников и до 14 сентября Иоанн Марков, который 14 сентября умер.
В приходе церкви в селе Утмановско-Николаевском три двора духовных лиц, в 27 деревнях прихода 513 крестьянских дворов и один мещанский двор. Итого в приходе 517 дворов и в них 1396 мужчин и 1520 женщин».
Из послужных списков на 1917 год:
«Священник Александр Матфиев Алешинцев, 53 лет, окончил полный курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом первого разряда. Определен в диаконы к Шолгской Троицкой церкви в 1885 году, в 1886 году определен в священники к сей Утмановской Николаевской церкви. В 1891 году награжден набедренником, в 1900 награжден скуфьею, в 1907 году награжден камилавкою, в 1915 году награжден орденом Святой Анны 3 степени. Имеет жену Веру Ильину, детей Лидию, Надежду, Марию, Зинаиду, Феодосию, Софью.
Просфорня Маргарита Иоанновна Ивонинская – вдова.
Церковный староста Григорий Симеонов Кузнецов, 55 лет, грамотен, должность церковного старосты проходит с 1914 года, имеет жену Анну Львову 58 лет.
Диакон Сергей Николаев Попов, 28 лет, окончил второй класс Вологодской духовной семинарии, назначен исправляющим должность псаломщика при Пушемской Николаевской церкви в 1908 году. В 1914 году рукоположен в диаконы к сей Утмановской Николаевской церкви. Имеет жену Евгению Алексееву и детей: Ольгу, Надежду, Марию.
Псаломщик Иоанн Николаев Миролюбов, 48 лет, определен во псаломщика к сей церкви в 1890, в 1901 году посвящен в стихарь. Имеет жену Татиану Данилову и детей: Лидию, Феодосию, Ларису, Николая, Алексея».

Пушемская Николаевская церковь

Из клировой ведомости за 1917 год.
«Церковь построена в 1797, 98 и 99 годах тщанием и усердием прихожан, в 1877 году теплая церковь расширена устройством двух приделов в западной ее части, в 1899 году холодный Николаевский храм обращен в теплый расширением входной арки и устройством двух печей и зимних оконных рам.
Зданием церковь сия каменная, одноэтажная в связи с каменной же колокольней, перестроенной в 1880 году; церковь и колокольня прочны, покрыты железом и застрахованы от огня в старом отделении духовного ведомства.
Престолов в ней три: главный во имя святителя Николая Чудотворца и южный во имя Скорбящей Божией Матери и северный во имя Святителя Афанасия Александрийского.
Утварью церковь сия вполне достаточна и имеет хороший колокольный звон из 10 колоколов до 550 пудов в общем весе.
По штату при церкви положены: два священника с жалованием по 105 рублей 84 копейки каждому, один диакон и два псаломщика.
Кружечных доходов за сей 1917 год получено причтом 1200 рублей. Всего дохода в сем году получено причтом 1300 рублей.
Земли при церкви состоит: всего 397 десятин. 2293 квадратных сажени.
Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле: для трех чинов причта построены тщанием прихожан при помощи церкви три деревянных дома в разные годы. Для помещения просфорни в 1912 году построен на средства церкви при помощи от прихожан местными материалами деревянный флигель, имеются также два корпуса лавок: каменный на 6 лавок и деревянный в 20 лавок, дающих церкви до 100 рублей годового дохода.
Имеются в приходе школы:
1. Церковно-приходская женская одноклассная открыта 1 февраля 1889 года, с 1 сентября сего года взята в земство и обращена в смешанное начальное училище.
2. Пушемское земское училище открыто в 1871 году.
3. Яковлевское одноклассное земское училище в 10 верстах от церкви открыто в 1906 году.
4. Ломовское одноклассное земское училище в 10 верстах от церкви открыто в 1911 году.
5. Паршихинское одноклассное земское училище в 6 верстах от церкви открыто в 1912 году.
Законоучительские обязанности исполняют: в училищах Пушемском и Паршихинском священник Дмитрий Поляков, в Яковлевском – учитель Михаил Толстухин, кончил городское училище и учительница Надежда Попова, кончившая Епархиальное училище, в Ломовском – учительница Лариса Попова.
При церкви состоит старостой церковным крестьянин деревни Зубариха Александр Иванов Копосов с 1 января сего года.
Попечительство существует с 12 марта 1872 года. В настоящее время, с 1899 года представителем попечительства состоит священник Дмитрий Поляков и членами, кроме непременных, прихожане в числе 8 человек, а именно: Иван Островский, Никанор Шутихин, Сергей Момотов, Михаил Головкин, Дмитрий Залесов, Алексей Синицын, Александр Злобин и Стефан Пысин.
Израсходовано средств попечительства за 1917 год: на пособие причту, на постройку и содержание причтовых домов 12 рублей 50 копеек, на нужды местной церковно-приходской школы 184 рубля 80 копеек, на пособие приходским беднякам 13 рублей, на устройство в приходе богадельни или приюта 53 рубля.
В приходе церкви в 38 деревнях число дворов 878 (2527 мужчин, 2727 женщин), в селе Пушемско-Николаевском 6 дворов, всего в приходе 5288 душ.
Пушемской Николаевской церкви священник Петр Жуков, священник Дмитрий Поляков, диакон Виктор Нечаев, псаломщик Иосип Малевинский».

Пушемская Троицкая церковь (с. Троица)

Из клировой ведомости за 1917 год:
«Церковь построена в 1850 – 1853 годах тщанием прихожан по указу от 17 марта 1834 года и освящена 14 февраля 1853 года. Деревянная по ветхости разобрана.
Зданием церковь каменная, одноэтажная, построена в одной связи с колокольнею. 1744 года февраля 20 дня взамен сгоревшей деревянной была построена вновь церковь деревянная, за устройством каменной разобрана и употреблена на ограду, застрахована в 18 000 рублей.
Престолов в церкви один во имя Святой Живоначальной Троицы.
Утварью церковь бедна: сосуды двои, пять Евангелий, крест серебряный, ковчег и мирница, подризников два, стихарей два.
По штату положены священник и псаломщик.
Кружечных доходов за 1917 год получено: 465 рублей 48 копеек.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего для них дохода: добровольным подаянием получено руги священником на 180 руб. 50 коп., псаломщиком – на 94 руб. 45 коп., процентов с капитала в 300 руб. получено 12 рублей на причт в год. Итого на причте получено 1152 руб. 44 коп. в год.
Земли при церкви: всего 114 десятин 1562 квадратных сажен, доход на причт 384 рубля.
Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построенные на средства прихожан, священнику – в 1913 году, псаломщику – в 1906 году. Другие здания, принадлежащие церкви:
1. сторожка деревянная, построена в 1908 году;
2. баня для причта и школы – в 1910 году;
3. келия просфорни – в 1911 году.
Три погреба, два амбара, старый причт с кельей просфорни – ветхие; здание церковно-приходской школы – церковное, построено на средства Никольского отделения Совета.
В приходе церкви в 19 деревнях крестьянских дворов 398 (1293 мужчин, 1312 женщин), в селе Троицком Пушемском 4 двора (5 мужчин, 10 женщин), на ст. Пинюг 6 дворов (13 мужчин, 20 женщин). Всего в приходе 3785 душ, среди них иноверцев 73 двора (636 мужчин, 525 женщин). Число лиц не бывших на исповеди: по отлучкам – 330 мужчин и 8 женщин, по малолетству – 212 мужчин и 222 женщины, по нерадению – 107 мужчин и 145 женщин. Число детей школьного возраста (от 8 лет): мальчиков 136, девочек 117.
Существующие в приходе начальные школы:
Троицкая Пушемская церковная одноклассная, с 1886 года, состоит в школе на 1 января 1918 года 44 мальчика и 14 девочек, содержится на средства церкви и попечительства, нет квартиры учащих и ночлежного приюта. В 1916 году начата постройка нового школьного здания. Израсходовано из средств Св. Синода 1000 рублей и из средств церкви – 400 рублей и попечительства – 200 рублей.
Земская Чаниковская, с 1907 года, состоит в школе на 1 января 1918 года 40 мальчиков и 16 девочек, содержится на средства земства. Законоучительские обязанности исполняют: в церковноприходской школе священник Дмитрий Редькин, в Чаниковском земском – учительница.
Попечительство существует с 1872 года. В настоящее время представителем попечительства состоит крестьянин Варлаам Злобин и членами прихожане в числе 5 человек, а именно: Быков Михаил, Гуляев Михаил, Жолобов Стефан, Савин Федор, Фалалеев Дмитрий.
При церкви состоит старостой церковным крестьянин Алексей Николаев Гмызин с 18 февраля 1907 года.
Троицкой Пушемской церкви: священник Дмитрий Редькин, псаломщик Василий Тропин».

Пушемская Михайло-Архангельская церковь (с. Октябрь)

Из клировой ведомости за 1917 год: «Церковь построена в 1823 году тщением приходских людей.
Зданием церковь каменная, на каменном фундаменте, с таковою же в одной связи колокольнею, крепка – покрыта железом.
Престолов в ней один во имя Архистратига Божия Михаила.
По штату положены: священник, диакон, псаломщик.
Кружечных доходов за 1917 год получено 336 рублей 86 копеек. Собрано причтом добровольного подаяния от прихожан: руги: ржи и овса – на 102 рубля 40 копеек, льну – на 80 рублей и коровьего масла – на 50 копеек.
Земли кругом церкви всего 49 десятин 1200 квадратных сажен. Качество церковной земли: малоплодородное – песчаный грунт, при дороговизне обработки самими членами причта доходу не принесла.
Дом для священно - церковнослужителей на церковной усадебной земле: дом священника построен в 1906 году, для диакона – в 1913 году и для псаломщика – в 1911 году. При церкви имеются здания, построенные церковно-приходским попечительством деревянные:
1. церковно-приходская школа (в 1911 году);
2. для просфорни, в 1908 году;
3. церковная сторожка, в 1909 году;
4. флигель, приобретен в 1912 году.
Приписных к сей церкви часовен нет. Имеется приписной передвижной храм во имя Покрова Божьей Матери при ж/д. ст. Пинюг Пермской ж/д., освященный 30 сентября 1917 года.
В приходе церкви в 23 деревнях крестьянских дворов 390 (1277 мужчин, 1257 женщин). В селе Пушемском Михайло-Архангельском 3 двора (13 мужчин, 5 женщин). Всего в приходе 1552 души. Число душ, не бывших у исповеди и святого причастия: по малолетству – 212 мальчиков, 182 девочки; по отлучкам – 354 мужчины, 16 женщин; по нерадению – 31 мужчина, 61 женщина.
Число детей школьного возраста (от 8 лет): мальчиков 175, девочек 135.
Существующие в приходе начальные школы:
– одноклассная церковно-приходская, открыта в 1889 году 24 ноября, состоит в школе на 1 января 1918 года 62 мальчика и 15 девочек, школа содержится на средства церкви и церковного попечительства;
– земское Онахинское училище, открыто в 1908 году, состоит в училище на 1 января 1918 года 50 мальчиков и 18 девочек, содержится на средства Никольского уездного земства;
– земское Лопатинское, открыто в 1918 году, состоит в училище на 1918 год 18 мальчиков и 9 девочек, содержится на средства земства;
– Пинюгское железнодорожное воскресное училище для взрослых, открыто 1908 году, состоит в училище на 1918 год 50 мужчин и 35 женщин, содержится на средства Пермской железной дороги.
Законоучительские обязанности исполняет: в церковно-приходской школе и Пинюгском железнодорожном училище приходской священник Александр Николаев Копосов. Состоит законоучителем вообще с 1 марта 1890 года.
Попечительство при церкви существует с 1870 года. В настоящее время представителем попечительства состоит крестьянин Павел Антонов Шубин и членами, кроме непременных, прихожане в числе 5 человек, а именно: приходские крестьяне: Степан Михайлов Ильинский, Федор Степанов Савин, Дмитрий Петров Герасимов, Гавриил Матфиев Капустин, Михаил Федоров Савин, Василий Иванов Суслов.
Исполняет должность просфорни вдова умершего, почетного гражданина из крестьян Екатерина Кирилловна Чебыкина.
При церкви состоит старостой церковный крестьянин Афанасий Васильев Котельников с 28 февраля 1916 года.
Пушемской Михайло-Архангельской церкви: священник Александр Копосов, диакон Василий Морозов, псаломщик Николай Нечаев».

Шолгская Троицкая церковь (с. Шолга)

Из клировой ведомости за 1917 год:
«Церковь построена в 1782 – 1789 годах тщанием и усердием прихожан и кладбищенская в 1865 – 1868 годах усердием самих же прихожан.
Зданием обе церкви каменные – крепки в одной связи с колокольнями, покрыты железом. Приходская церковь двухэтажная, с тремя одноэтажными приделами по сторонам, кладбищенская же одноэтажная. Главный верхний холодный храм в первый раз был освящен 1799 года сентября 19 дня, нижний теплый 1790 года января 10 дня и кладбищенская 1869 года июня 11 дня.
Престолов в них шесть (в обеих церквях): главный во имя Св. Троицы, в кладбищенской во имя Божией Матери – всех скорбящих радости.
Утварью достаточна: Евангелий 14, крестов напрестольных 13, дароносицы 4, потиров серебряных 6, дискосов с приборами 5.
По штату положены: три священника, один диакон, три псаломщика и две просфорни.
Кружечных доходов за 1917 год получено 2986 руб. 33 коп.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего для них дохода: арендной платы за казенные лавки 30 рублей 30 копеек, за училищное здание 40 рублей и амбары Медведчикова 15 рублей в год, добровольных сборов от прихожан зерновым хлебом, маслом и льном на 623 руб. 10 коп. и процентов с вечных капиталов 106 руб. 51 коп., а всего поступило 814 руб. 91 коп.
Земли при церкви состоит 229 десятин, 1693 квадратных сажен, средний доход, ею приносимый, около 140 рублей в год на весь причт. Обрабатывается она самими членами причта через наем рабочих сил на срок и сдельно.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: пять деревянных, построены тщанием и средствами попечительства в 1895 – 1915 годах и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: торговые лавки, один корпус каменный и два деревянных, построены на церковной площади, с коих в сем году (за отчислением половинного количества причту) получено в пользу церкви 102 руб. 10 коп.
Приписных к сей церкви церквей 2, часовен 4. Часовни деревянные, находятся в приходских деревнях: Выдрее, Демьянове, Линякове и Плесе. Построены все они усердием прихожан.
В приходе церкви в 90 деревнях крестьянских дворов 1489 (4179 мужчин и 4580 женщин), мещан 8 дворов (23 мужчины, 28 женщин), почетных граждан 2 двора (2 мужчин, 6 женщин). В селе Шолге 11 дворов духовных лиц (17 мужчин, 24 женщины).
Число лиц, не бывших на исповеди: по малолетству – 682 мужского, 799 женского пола; по отлучкам – 1259 мужчин, 424 женщины; по нерадению – 64 мужчины, 63 женщины. Число детей школьного возраста (от 8 лет): мальчиков 529, девочек 492.
Существующие в приходе начальные школы: семь одноклассных земских училищ на средства Никольского уездного земства и Министерства народного просвещения:
1. Александринское, открыто в 1872 году, состоит в училище на 1 января 1918 года 68 мальчиков, 39 девочек.
2. Созановское, открыто в 1899 году, состоит в училище на 1 января 1918 года 78 мальчиков, 34 девочки.
3. Княщинское, открыто в 1907 году, состоит в училище на 1 января 1918 года 63 мальчика, 27 девочек.
4. Бычихинское, открыто в 1908 году, состоит в училище 42 мальчика, 33 девочки.
5. Плесовское, открыто в 1909 году, состоит в училище 65 мальчиков, 29 девочек.
6. Трухинское, открыто в 1910 году, состоит в училище 33 мальчика, 22 девочки.
7. Лукинское, открыто в 1912 году, состоит в училище 19 мальчиков, 19девочек.
Законоучительские обязанности исполняют: Александринского училища – протоирей Прокопий Попов, Созановского и Лукинского – священник Иннокентий Яхлаков, Плесовского – священник Автоном Головков, Бычихинского – псаломщик Федор Соколов, а в Княщинском и Трухинском по Закону Божию занимаются учительницы.
Попечительство существует с 7 июня 1870 года. В настоящее время, с 1917 года представителем попечительства состоит крестьянин Павел Алексеев Митюков и членами, кроме непременных, прихожане, а именно: Павел Суслонов, Василий Варцов, Афанасий Гурьевской, Ефимий Яхлаков, Владимир Петухов, Ефимий Перевалов, Федор Жезлов, Стефан Лобанов, Василий Блуднин, Василий Ивонинский, Александр Бызов, Федор Момотов, Федор Путов, Александр Красильников, Андрей Ордин, Прокопий Шишкин, Евграф Мальцев, Гавриил Шубин, Матфий Андреевский, Павел Бобров, Федор Кузнецов. Они же и составляют приходской совет по избранию прихожан на собрании от 24 сентября 1917 года.

Из послужных списков на 1917 год:
«Настоятель сей церкви протоирей Прокопий Михайлов Попов, 53 годов. Имеет награды: 1892 года мая 2 дня награжден набедренником; 1895 года октября 14 дня – скуфьею; 1901 года 11 апреля – камилавкою; 1910 года 30 марта – золотым наперсным крестом; 1897 года 31 мая – темно-бронзовой медалью; 1910 года 14 апреля – знаком Палестинского общества; 1914 года 3 февраля – орденом Св. Анны 3 степени (за 25 лет законоучительства в училищах) и 1917 года 6 августа – саном протоирея. Состоял благочинным 5 округа Никольского уезда с 17 сентября 1901 по 3 ноября 1917 года. Вдов, имеет детей: Софию, Николая, Марию, Петра.
Диакон Платон Александров Кузнецов, 38 лет, сын священника, окончил курс в Архангельском епархиальном псаломщическом училище. Определен на должность диакона к сей церкви 22 сентября 1916 года. Женат с Раисой Николаевой, имеет детей: Апполинарию, Александра, Зою, Бориса.
Псаломщик Виктор Федоров Соколов, 47 лет, сын священника, образование получил в Устюгском духовном училище. Женат с Екатериной Николаевой, имеет детей: Феодора, Александру, Марию.
Второй священник Иннокентий Александров Яхлаков, 55 лет. Имеет награды: 1895 года 16 марта награжден набедренником, 1901 года 15 марта – скуфьею, 1908 года 29 марта – камилавкою, 1916 года 28 марта наперсным крестом. Образование получил в Никольском духовном училище и Вологодской духовной семинарии. Женат с Екатериной Ильиной, имеет детей: Веру, Фаину, Анну, Елизавету, Николая, Юлию, Пантелеймона.
Псаломщик – диакон Федор Федоров Копосов, 55 лет, сын диакона. Образование получил в Никольском духовном училище и Тотемской учительской семинарии. Определен в псаломщики сей церкви в 1901 году 1 октября. Женат с Александрой Павловой, детей не имеет.
Третий священник Автоном Петров Головков, 38 лет, имеет награды: 1911 года 25 мая награжден набедренником, 1913 года 15 октября – скуфьею. Обучался в Тотемском духовном училище и Вологодской духовной семинарии. Определен к сей церкви на должность священника в 1914 году 15 октября. Женат с Александрой Васильевой, имеет детей: Руфину, Германа.
Псаломщик Федор Викторов Соколов, 23 годов. Образование получил в Никольском духовном училище, определен в псаломщики к сей церкви 1915 года 30 июня. Холост.
Церковный староста – приходской крестьянин Василий Дмитриев Бестужев из д. Плесо, лет, служил бесплатно по выбору прихожан, на должности старосты с 1915 года 21 мая. Женат с Епраксией Васильевой, имеет детей: Марию, Клавдию, Александра, Алексия, Нину».
Из частично сохранившейся надписи на стене Шолгской Троицкой церкви:
« … при державе Благочестивейшего самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Александра Александровича всея России, по благословению Пресвященного Феодосия епископа Вологодского и Устюжского, благочинным настоятелем сего храма священником Андреем Поповым при местных священниках Алексий Попов и Асигрит Меньшиков стенною живописью украшен в 1887 году по рисунку, утвержденному просвещенным Измилем епископом Вологодским, средствами и усердием местного прихожанина Василия Иванова Ивановского, а иконостас попечительством живописец Кузнецов».

* * *

Из клировой ведомости Иоанно-Предтеченской церкви в деревне Бычиха, приписной к Шолгской Троицкой церкви за 1917 год:
«Церковь построена в 1909 – 1910 годах тщанием крестьянских деревень: Бычихи, Андрееихи, Коростелихи, Суслонихи и Шероговина Плесовской волости Никольского уезда из бывшей часовни при деревне Бычихе и освящена в 1910 году в октябре 26 дня.
Зданием деревянная, одноэтажная с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта и обшита тесом – крепка.
Престолов в ней один во имя Пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна.
Утварью недостаточна, богослужебные сосуды одни металлические.
По штату при ней причта не положено.
Кружечных доходов нет.
Имеющиеся школы: земское Бычихинское начальное училище помещается в собственном здании при деревне Бычиха. Церковной школы нет
При церкви старосты церковного нет, а есть строитель, доверенный из крестьян Никита Григорьев Вьялицын».


* * *

Из клировой ведомости Богородской Дорофеевской церкви в деревне Дорофеево, приписной к Шолгской Троицкой церкви за 1917 год:
«Церковь построена в 1906 и 1907 годах тщанием и усердием крестьян Желтиковского и Созановского сельских обществ Плесовской волости Никольского уезда из бывшей деревянной часовни при д. Дорофеево и освящена в 1917 году октября 1 дня.
Зданием деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта железом – крепка.
Престолов в ней один в честь иконы Божией Матери – Одигитрии, явленной в деревне Дорофеево.
Утварью недостаточна, богослужебные сосуды металлические, позолоченные.
По штату при ней причта не положено.
Кружечных доходов нет.
Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле строятся.
Другие здания, принадлежащие церкви: два деревянных корпуса лавок для торговли во время ярмарок.
При церкви состоит старостой церковным крестьянин Симон Алексеев Мякишев, который должность сию проходит с 1 июля 1917 года».

Очаги культуры и просвещения

Простота мышления, открытое хамство, при помощи которых формировалось общественное мнение о религии, грубое ее осквернение, не вдаваясь в глубину христианской философии. Об этом свидетельствуют примеры из документов 20 – 30-х годов, ярко отражающие нелепость периода нашей истории.
Государственная политика борьбы с религией, проводимая с первых лет советской власти, привела к не восполненным утратам культурного наследия народа. Соприкасаясь с достоверными источниками информации тех лет, понимаешь масштабность этой борьбы и неразборчивость в выборе средств для уничтожения вековых традиций духовной жизни.
Церкви – очаги культуры и просвещения, сформировавшиеся к началу века в благодатно действующую систему воспитания народа, способствовали и экономическому развитию «медвежьих углов». Преждевременная трансформация религии в обществе, попытка замены ее на поверхностную культурно-массовую пропаганду, неподкрепленную глубинными традициями, привели к очерствению души, к массовому проявлению ханжества, неуважения друг к другу, преступности.
Из приведенных в первом выпуске «Записок» документов по истории церквей нам, насильно оторванным от исторических корней, становится ясно, какую роль играла религия в обществе. Особенно в средние века, когда «духовенство было не только служителем религии, руководителем душевного спасения, но педагогом и ученым, путешественником и колонистом, адвокатом и нотариусом, агрономом и промышленником». Первостепенное место отводилось деятельности духовенства в народном образовании, а в нашей местности, удаленной от главных центров культуры – больших городов, служители причта были самой многочисленной деятельной группой образованных наставников, ратовавших за процветание края.
- Духовенство, говорится в докладе Никольской управы, - на первых порах с жаром увлеклось предметом народного образования, но, не встретив в течении нескольких лет ни благодарности за труд, ни каких-то учебных пособий, новольно охладело в этом деле. Неудовлетворительное состояние школ середины 19 века ответственные лица относят к апатии сельского населения и бездеятельности волостного начальника, не принимавшего никаких мер в "заганиванию учеников в школы".
В начале 70-х годов прошлого века активно включилось в сферу образования земство, что в какой-то мере снизило число школ духовного ведомства. В 1884 году положением о церковных школах духовенство вновь было призвано к делу народного образования на религиозно-нравственных началах. С этого времени начинается возрождение школ духовного ведомства. В 1890 году школы грамоты и церковно-приходские школы занимают 88 процентов от общего количества школ вообще. Кроме того, во всех начальных школах, независимо от принадлежности (министерские, земские), преподавался Закон Божий.
Общее количество школ в Подосиновской, Щеткинской, Утмановской, Плесовской волостях на 1917 год достигло сорока (мнистерских - 3, земских - 30, церковно-приходских - 7). Состояло в школах учащихся к январю 1918 года в волостях: Подосиновской - 1089 человек (698 мальчиков и 391 девочка), в Щеткинской - 656 (487 мальчиков и 169 девочек), в Плесовской - 571 (368 мальчиков и 203 девочки), в Утмановской - 513 (286 мальчиков и 227 девочек).
Всего в четырех волостях, расположенных на территории современного Подосиновского района, насчитывалось 2829 учащихся, а общая численность населения в одиннадцати приходах, вошедших в состав района - 41 тысяча 139 жителей
Религия и воспитание детей неразрывно связаны, их связь бесконечна, пока продолжается род человеческий, нуждающийся в духовном учителе.
Слова, написанные на стене у входа в Яхреньгской Богоявленской церкви: "да будет вхождение твое с верою, надеждою и любовью. Да будет исхождение твое со страхом Божьим" указывают на то, с чем человек должен идти к Богу, с чего начать. От слепой веры через страх наказания к потребности следовать божественным законам - законам мироздания, к их пониманию и достижению божьей благодати - гармонии мыслей и действий, гармонии внутреннего мира с внешним, такой смысл заложен в этих двух строках.

* * *

Первый выпуск "Записок" составлен на основе архивных данных, собранных в Великоустюжском архиве сотрудником музея М.А.Суэтиной и из имеющихся материалов Подосиновского краеведческого музея.


Полная версия статьи (с фотографиями) была опубликована в газете "Знамя" (Подосиновец), №№ 62, 67, 69, 78, 88, 92, 96, 102 за 1992 год
Автор сайта выражает признательность Пластинину Анатолию Николаевичу за предоставленный материал

см. также Шолгская Троицкая церковь и Соколовы-II