Клировая ведомость Киберской Спасской церкви за 1870 год
Ведомость о церкви Вологодской епархии Устьсысольского уезда, во имя Нерукотворного Образа Спасителя, что в селе Кибра за 1870-й год
1. Церковь в сем приходе одна, каменная, двухэтажная, в одной связи с каменною же колокольнею, построена тщанием прихожан в 1840 году; теплая освящена в 1841 году, а холодная в 1850 году. На строение оной имеется план и проект, утвержденные Епархиальным Начальством в 1839 году. Когда же церковь восприяла первоначальное в сем приходе существование, неизвестно, по неимению никаких достоверных сведений и данных неизвестно.
2. Теплая церковь находится в нижнем этаже, в холодная в верхнем, зданием крепка и повреждений в оной нет.
3. Престолов в ней два, а именно - в холодной во имя Нерукотворного Образа Спасителя, а в теплой во имя Св.Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
4. Утварью церковь достаточна: риз лучших 4, среднего сорта 4 же и ветхих малогодных к употреблению 3. Подризников лучших 2 и ветхих 2. Стихарей лучших 3 и ветхих 2. ...[далее перечисление разной утвари].
5. Причта положено быть одному причту без диакона.
6. Земли при сей церкви усадебной нет, а огородной в самом малом количестве, и выгоды от оной почти незначительны. Для пашенной и сенокосной земли хотя и отмежевана пятидесятинная пропорция в 1844 г., но за невысылкою плана и межевых книг, священноцерковнослужители оной не владеют, а пользуются издревле землею, добровольно данной от прихожан, пахотною до 6 десятин и сенокосной до 3 десятин. Всего у причта высевается на эту землю ржи 2 четверти и ячменя 4 четверти, пшеницы, овса, льну и конопля не высевается. В ... за сей год было у всех священноцерковнослужителей ржи 8 четвертей и ячменя 9 четвертей, полагая по местной цене ржи на 35 руб. и ячменя на 20 руб.80 коп. Весь этот хлеб употреблен причтом на свое продовольствие, в продажу же ничего не поступило. С сенокосной земли снято сена около 60 возов, по местной цене на 20 рублей и все оно употреблено оное для продовольствия собственного скота. Пустошей с лесом дровяным и строевым не имеется; дровами священноцерковнослужители пользуются из крестьянских дач; рыбных ловель и других угодий, приносящих доход причту и церкви, не имеется.
7. Дом у священника общественный, а у дьякона собственный, оба деревянные, построены на крестьянской земле, вблизи церкви. На содержание причта в 1854 г. положено штатное жалование 168 руб. с вычетом по 2% с рубля. Банковых билетов и других свидетельств, по которым можно было бы получать проценты в пользу церкви и причта, не имеется. В течении сего года в учрежденную при церкви братскую кружку за молебствия и поминовения на весь причт получено 95 руб. Руги по договорному акту, составленному в 1864 г. в присутствии местного Благочинного и Г.Помощника Окружного Начальника и хранящемуся в церковной ризнице, собрано на весь причт (с 875 ревиз.душ, по 10ф. С каждой) 218 пуд. 30 ф. Ржи, на сумму по местной цене 109 руб. 37 1/2 коп. По случаю праздников, Рождества Христова и Св.Пасхи за крестную славу собрано 57 руб. 32 коп. и печеным хлебом 90 пуд. на сумму 72 руб. 20 коп. Всех же вообще выгод с жалованием в сем году получено 574 руб. 33 1/2 коп.
8. Содержание священноцерковнослужителей не совсем скудное.
9. Зданий церковных, как-то лавок, мельниц, а также и ... покосов и других статей, приносящих выгоды церкви, нет.
10. Расстоянием сия церковь от города Вологды и Духовной Консистории в 1002 верстах, а от местного благочинного в 125 верстах.
11. Ближайшие к сей церкви суть: 1. Николаевская, что в Чукаибе, в 15 верстах, и 2. Спаспорубская Преображенская в 60 верстах, в путеобщении с означенными церквями препятствий нет.
12. Приписной церкви нет.
13. Домовой церкви в сем приходе также нет, а есть деревянные часовни в деревнях: 1. В д.Энтыльской, во имя Св.Пророка Илии; 2. в д. Иб-пон, во имя Св.Модеста, Архиепископа Иерусалимского; 3. в д.Шор-ым во имя Нерукотворного образа Спасителя; 4. в д.Раск, во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; 5. в д.Ягиб во имя Собора Пресвятой Богородицы; 6. в д.Ждановцах во имя Св.Георгия Великомученика; 7. в д. Митигасьевской , во имя Рождества Пресвятой Богородицы и 8. в д.Улич-пон, во имя Св.Николая Чудотворца (Великорецкого). Когда оные учреждены и с какого позволения, неизвестно. В них имеется по небольшому количеству Св.икон. Часовни сии поддерживаются усердием жителей тех деревень, в коих они находятся, впрочем часовни сии не отвлекают от усердия к храму Божию.
14. Опись церковному имуществу имеется, книга для оной выдана в 1840 году из Устьсысольского Духовного Правления, за шнуром и печатью онаго и за подписом по листам присутствующего священника Михаила Гергиевского и за скрепою Столоначальника Адриана Попова. Церковное имущество по описи сохранно, что засвидетельствовано и местным Благочинным, прибыльные вещи вносятся в оную все без упущения.
15. Приходорасходные книги о суммах церковных выданы из Устьсысольского Духовного Правления за шнуром и печатью оного: 1. В 1867 г. 12 Мая за №254, за подписом Присутствующего священника Андрея Попова и за скрепою по листам Столоначальника Матфея Каплина, а 2. В 1858 году 2 Сентября, за №477, за подписом Присутствующего Протоиерея Алексея Казаринова, и за скрепою по листам Столоначальника Адриана Попова, книги сии ведутся исправно и хранятся с прежними в церковной ризнице.
16. Копии с метрических книг с 1780 г. имеются все и хранятся рачительно в церковной ризнице.
17. Копии с исповедальных ведомостей с 1780 года также имеются и хранятся в церковной ризнице рачительно.
18. В обысковой книге, выданной за шнуром и печатью из Устьсысольского Духовного правления 1867 г. 28 Января за №45 за подписом Присутствующего священника Александра Сахарова и за скрепою по листам Столоначальника Матфея Каплина записано 40 листов, обыски пишутся по форме и подписываются законным числом свидетелей, белых листов в сей книге осталось 72. Как сия, так и прежняя обысковые книги хранятся тоже в церковной ризнице рачительно.
19. Отпуски с клировых ведомостей, о церковных суммах, равно как и о свечных доходах каждогодно составляются исправно, за подписом в верности оных местного Благочинного и хранятся с прочими документами рачительно.
20. Наконец имеется церковная летопись, книга для которой выдана местным Благочинным 1867 года, Декабря 10-го дня за №205.
О причте означенной церкви
Священник Феодор Иванов Соколов, 30 лет, природою Сольвычегодского уезда, Верхолальской Архангельской церкви, священника Иоанна Алексеева Соколова сын, по окончании курса в Вологодской духовной семинарии во 2 разряде 1862 г., Христофором, бывшим Епископом Вологодским 21 Марта 1865 г. произведен во священника к Палаузской Богородской церкви сего же уезда; В 1867 году Октября 3 дня, Павлом, бывшим Епископом Вологодским, переведен в сей церкви. 1868 г. Июля 4 дня избран членом Попечительного Совета и 1869 г. Февраля 24 дня – членом Благочиннического совета в благочинии. Грамоту и переходной указ имеет.
Произносил 3 поучения. Поведения очень хорошего. Ни с кем не в родстве. Судим и штрафован не был.
В семействе у него:
Жена Пелагия Иванова, 29 лет, дочь заштатного священника сего уезда Палаузской Богородской церкви Иоанна Стефанова Заварина. Поведения очень хорошего.
Дети:
Яков, 5 лет
Виктор, 5 мес.
Диакон Иоанн Ильин Попов, 44 года, природою сего же уезда, Вильгортской Сретенской церкви заштатного священника Илии Попова сын, состоящий на ваканции дьячка; по исключении из низшего отделения Вологодской семинарии 1845 г. Октября 28 дня определен к сей церкви во дьячка и посвящен в стихарь бывшим Епископом Вологодским Евлампием. В 1846 г. переименован был в пономаря, а в 1854 г. Марта 14 дня произведен в диакона Феогностом, бывшим Епископом Вологодским. Грамоту имеет.
Чтение, пение и Катехизис знает довольно хорошо. Характера кроткого, но поведения не постоянно трезвого. Ни с кем ни в родстве. Судим и штрафован не был.
В семействе у него:
Жена Татьяна Алексеева, 45 лет, из девиц духовного звания, дочь умершего сей церкви диакона Алексей Куратова, грамотна.
Дети:
Евдокия, 17 лет
Иван, 13 лет, обучался в Устьсысольском приходском училище, а теперь находится в доме отца.
Лидия, 11 лет
Стефан, 6 лет
Анна, 3 года
Заштатные и сиротствующие
Заштатный священник Василий Георгиев Попов, 79 лет, природою сего же уезда, Визингской Троицкой церкви умершего священника Георгия Елисеева сын; по изучении дома причетнических предметов 1815 г. Января 15 дня был определен к Вотчинской Богородской церкви в пономаря и посвящен в стихарь бывшим Епископом Вологодским Евгением; в 1818 г. 14 Октября бывшим Епископом Вологодским Онисифором был произведен во священника к сей церкви; в 1819 году определен был духовником в благочинии; в 1849 году награжден набедренником; в память войны 1853-1856 гг. имеет бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте, и в 1858 году по слабому здоровью и собственному прошению уволен за штат. Вдов. Имеет сына Василия Попова, служащего в Устьсысольском градском Казначействе. С 1866 года получает полный священнический пенсион (90 руб.). Живет в своем доме.
Умершего диакона сей церкви Алексия Петрова Куратова вдова Екатерина Иванова, 69 лет. Муж ее, по изучении дома причетнических предметов 1815 г. Октября 13 дня определен был в пономаря к сей церкви и посвящен в стихарь, а с 1824 года Апреля 12 дня по 2 Марта 1845 года состоял диаконом при сей церкви. Живет в настоящее время у сына своего Межадорской Введенской церкви сего уезда священника Афанасия Куратова, кроме которого имеет еще детей – священника Вонифатия Куратова и Аудитора Ивана Куратова, которые и помогают ей в содержании.
(Прим. автора: упоминаемый в этом документе Иван Куратов - это известный коми поэт, в честь которого в 1940 году с.Кибра было переименовано в Куратово)
Умершего дьячка сей церкви Дмитрия Васильева Спасского вдова Марина Васильева, 45 лет. Муж ее, по исключению из 2 класса Устьсысольского духовного училища 1830 г. Июля 15 дня определен был во дьячка к Обьячевской Николаевской церкви и посвящен в стихарь; в 1834 г. Апреля 30 дня был переведен в пономаря к сей церкви и в 1846 году переименован был во дьячка. Вдова из девиц духовного звания, дочь умершего священника сего уезда Печерской Троицкой церкви Василия Распутина. Проживает в доме свекра своего заштатного сей церкви священника Василия Попова.
В семействе у нее:
Вассиан, 18 лет, обучается во 2 классе Вологодской духовной семинарии, на казенном содержании
Василий, 9 лет
Александра, 6 лет
Ольга, 2 года
Павел, 15 лет,обучался во 2 классе Яренского духовного училища, а теперь живет дома, а из училища уволен
Просфорня девица Евдокия Петрова Куратова, 70 лет. Отец ее был пономарем при сей церкви с 1784 по 1813 год, грамотна. На просфорнической должности состоит с 1830 года. Живет в своем доме, получает до 20 пудов печеного хлеба от просфорнической должности и 3 рубля из Попечительского Совета.
О прихожанах означенной церкви
В каких местах и какого звания прихожане | дворов | муж. | жен. | |
---|---|---|---|---|
В селе Кибра | ||||
Духовного ведомства | 3 | 11 | 10 | |
Отставных военнослужащих и бессрочноотпускных военных нижних чинов | 13 | 67 | 70 | |
Казенного ведомства крестьян: | ||||
При погосте | 13 | 64 | 45 | |
В деревнях: | ||||
Кайдырской (...) | 6 | 21 | 23 | в 1/2 версте |
Ягиб (Симановцы, Ждановцы, Хваловцы и Ягиб) | 44 | 119 | 149 | |
Раска (...) | 57 | 161 | 177 | |
Энтыльской (...) | 85 | 259 | 276 | |
Митигасьевской (Мом, Слобода, Ручь, Ичен-Ручь, Улич-пон, Шер-пон, Завьяновцы и Пон-ыл) | 76 | 229 | 268 | |
Нос-юрской (Гобовцы, Сорма, Костин, Горей и Волим) | 26 | 66 | 89 | |
Итого | 313 | 997 | 1107 | |
Иноверцев и раскольников нет |
Фрагменты клировой ведомости:
НА РК, ф.230, оп.1, ед.хр.283, с.66-73
см. также Соколовы-II