Хрусталев А.Н. Достояние веков (отрывки)

с.25-27:

Первоначально на месте каменного храма стояли две деревянные церкви: Афанасьевская церковь постройки 1750 года и Николаевская церковь, более древняя и ветхая. Причиной постройки настоящего храма стал пожар, уничтоживший приходскую Афанасьевскую церковь в 1772 году. Уцелевшая же от огня вторая деревянная церковь была разобрана и принято решение о строительстве нового каменного храма. В летописи читаем, что церковь построена "...тщением и усердием прихожан", "боголюбским подаянием". Это лишний раз доказывает, что строительство храма, столь величественного для сельской местности, осуществлялось на средства не только крестьян, но и богатого купечества.

Благословение и храмозданную грамоту на строительство нового храма дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Биографическая справка: Иоанн Никитин, с 9 июня 1767 года - Епископ Великоустюжский и Тотемский. 9 июля 1786 года уволен на покой с правом управления Великоустюжским Михаило-Архангельским монастырем, в котором и скончался 13 октября 1799 года. Этот архиерей, почти двадцать лет находившийся во главе Епархии, был весьма заметной фигурой своего времени. Он был последним епископом самостоятельной Устюжской Епархии, упраздненной указом Екатерины II от 3 июля 1787 года, и вся история строительства Комарицкой церкви непосредственно связана с его именем. Строительство храма продолжалось в течении восьми лет при непосредственном участии приходского священника Симеона Михайлова и церковного старосты Василия Кузнецова, которые занимались заготовкой стройматериалов, искали и нанимали «церковных мастеров», «иконников». Масштабы строящегося храма были впечатляющими. Он был задуман как двухэтажный о трех престолах. В холодной церкви на втором этаже престол во имя Николая Мирликийского чудотворца.

с.30-35:

Очень интересен документ, датируемый 2 марта 1781 года «Об определении на должность десятоначальника священника Комарицкой Николаевской церкви Симеона Михайлова». 25 ноября 1735 года был издан закон, обязываюшщий епископов к учреждению должностей «десятоначальников» и заказчиков (благочинных). Последние под угрозой лишения сана, физических наказаний или ссылки в монастырь должны были в конце каждого полугодия посылать в духовные правления консистории «рапорты», сведения из которых включались в архиерейские отчеты перед Синодом. В случае недонесения определенной информации епископы отдавались в Синодский суд и штрафовались. Из данного документа за № 981 видно, что на основании рапорта от 25 февраля 1781 года священника Вондокурской Троицкой церкви Льва Федорова вместо Пачеозерского священника Михаило-Архангельской церкви Филиппа Павлова, путем выборов от 4 февраля предложено назначить десятоначальником священника Комарицкой Николаевской церкви Симеона Михайлова. Десятоначальники были промежуточным звеном между заказным правлением и причтом конкретных церквей, и предназначались для контроля за десятью церквами. В документе перечислены церкви, контроль за которыми должен был осуществлять Симеон Михайлов. В этом списке обозначены: Удимская Васильевская, Вондокурская Троицкая, Котласская Стефановская, Пачеозерская Михаило-Архангельская, Туровецкая Богоявленская, Песчанская Троицкая, Вешкурская Христорождественская, Вонгодская Преображенская, Комарицкая Николаевская, верхняя и нижняя Уфтюжские Троицкие. К документу приобщено клятвенное обещание: "...Всемилостивейшей Великой государыне императрице Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской и ее Императорского величества любезнейшему сыну государю цесаревичу и Великому князю Павлу Петровичу законному Всероссийского престола наследника верно и нелицемерно выполнять и во всем повиноваться не щадя живота своего до последней капли крови". Февраль сего 1781 года марта 8 дня священник Симеон Михайлов руку приложил.



Источник: Хрусталев А.Н. Достояние веков: Страницы истории Николаевской церкви (1773 - 1781 гг.) в деревне Комарица Котласского района Архангельской области. Котлас, 2010. - ил.: 180 стр.

cм. также Соколовы-II и Комарицкая Николаевская церковь