Клировая ведомость Лальского Воскресенского собора за 1868 год

Ведомость о церкви Воскресенского собора, что в городе Лальске за 1868 год

1. Холодная церковь каменная, построена в 1698 году, а освящена в 1717 году, теплая также каменная построена в 1732 году, а освящена в 1762 году, колокольня также каменная. Церкви эти не первоначальные; первоначальные, как видно из церковных архивных документов, были деревянные, которые потом сгорели, должно полагать, что они построены были одновременно с основанием города.

2. Церкви холодная и теплая построены одна от другой отдельно, каждая в особом корпусе; в низу теплой церкви находятся палатки. Колокольня также отдельная от церквей. Все сии здания не имеют никаких ветхостей и повреждений, как с внешней, так и с внутренней стороны.

3. В холодной церкви пять престолов: 1-й, во имя Воскресения Христова, освящен в 1716 году; 2-й, по правую сторону Воскресенского престола, во имя Св. Апостолов Петра и Павла, освящен в 1717 году; 3-й по левую сторону Воскресенского престола во имя Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, освящен в 1711 году; 4-й в храме Св. Великомученика Иоанна воина, устроен из палатки над Никольской церковью и освящен в 1840 году августа в 24-й день; 5-й во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, освящен в 1835 году Октября 15 дня. Последние два храма Иоанновский и Митрофановский сооружены усердием и иждивением Лальских купцов Василия Черкасова и Алексея Сумкина. В теплой церкви два престола: 1-й во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен в 1762 году; а 2-й во имя Святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, освящен в 1863 году октября 14 дня.

4. Из собора в продолжении года бывает несколько крестных хождений а именно:

а, В Преполовение Пятидесятницы после водоосвящения на реке Лале, - крестное хождение почти вокруг всего города.

б, После Преполовения совершаются крестные хождения из Собора по два раза в каждую неделю, а именно в среду и пятницу и продолжаются до 8-го сентября. В среду к Лальской градской Богоявленской церкви, в которой соборне всем градским Духовенством отправляется молебное пение Божией Матери, с акафистом. В пятницу - к Градской Спасской церкви, в которой также отправляется молебное пение Спасителю с акафистом.

в, В день Пятидесятницы - к градской Спасской церкви по случаю храмового в оной церкви праздника.

г, В неделю всех Святых - к градской Кладбищенской церкви, по случаю в оной церкви храмового праздника.

д, В понедельник 9-й по Пасхе причт соборный вместе с причтом Архангельской Верхолальской церкви, Сольвычегодского уезда, совершают крестное хождение из часовни в деревне Животове, приписанной к Лальскому собору, - с многочтимой иконой Покрова Божией Матери Верхолальской Архангельской церкви. Каковая икона, причтом означенной церкви, каждогодно приносится в часовню в среду 7-й недели по Пасхе и оставляется в оной до Понедельника 9-й недели. Из часовни крестное хождение совершается по деревням, лежащим на пути к городу Лальску, во время которого набожные крестьяне принимают св. иконы в свои домы, где означенными причтами попеременно отправляются по просимости домохозяев молебны. Хождение продолжается до пятницы означенной недели. В пятницу бывает крестный ход из Собора для встречи приносимых из часовни св. икон. Одновременно приносится в собор в крестном хождении всеми многочтимый Образ Христа Спасителя Нерукотворенный, Аникинской Иоанно-Предтеченской церкви. Означенныя св. иконы: Нерукотворенный Образ Спасителя и Покрова Божией Матери, как особенно чтимые туземными жителями, остаются в соборе до 2-го Июля.

е, В субботу той же 9-й недели совершается крестное хождение в соучастии всего градского духовенства в Лальский мужской Архангельский монастырь [...] Лальск, причтом близ-Лальской Покровской церкви, отстоящей от города в 8 верстах. После литии в монастырском храме, крестное хождение вместе со вновь принесенными иконами отправляется обратно в собор; икона Покрова Божией Матери оставляется в соборе до 10-й недели по Пасхе.

ж, В 10-ю неделю по Пасхе, в храмовый праздник Воскресенскаго собора, после водоосвящения на реке Лале, крестное хождение вместе с вышеозначенными принесенными иконами совершается вокруг всего города, при многочисленном стечении народа.

з, В 11 неделю по Пасхе - крестное хождение из собора до кладбищенской Успенской церкви для провождения иконы Покрова Божией Матери, к близ-Лальской Покровской церкви.

и, В 29-е июня, в день Апостолов Петра и Павла крестное хождение со всеми досточтимыми иконами для молебствий по деревням расположенным по реке Рипу; каковое хождение продолжается до трех дней.

i, Во 2-е июля крестное хождение из собора для провождения икон: Нерукотвореннаго Спаса и Покрова Божией Матери, которые в тот день отправляются в свои приходские храмы.

к, в 6-е августа в день Преображения Господня из собора в Лальский Архангельский монастырь по случаю храмового в оном монастыре праздника.

л, В 15-е августа в день Успения Божией Матери к Лальской градской кладбищенской церкви, по случаю храмового в оной церкви праздника.

м, В 16-е августа к Лальской градской Спасской церкви, по случаю храмового в оной церкви праздника.

н, В 8-е сентября - к Лальской градской Богоявленской церкви, по случаю храмового праздника.

5. Утварью церковной достаточны: риз лучших 15, среднего сорта 17, ветхих и к употреблению не годных 20. Стихарей лучших 12, средних 15, ветхих 10. Три дароносицы: две серебряные, из коих первая 53 золотн., вторая 45 золотн., под золотом серебро 84 пробы, и одна оловянная. Шесть Евангелий в лист, с серебряной позолоченной отделкой, одно из них большое в лист Александрийский; два Евангелия в 8-ю долю листа простой бумаги тоже с серебряной отделкой без пробы. Семь крестов серебряных под золотом, из коих первый с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными стразами, весом 2 фунта, 84-й пробы, вторый 2 фунта 77 золотников; третий 2 фунта 21 золотн., четвертый 1 фунт 68 золотников; пятый для водоосвящения 44 золотника, шестой с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными на манер страз, весом 1 фунт 8 1/2 золотников и седьмой тоже с финифтяными клеймами, обложенными стразами 1 фунт 8 золотников. Кресты первый и последние два 84-й пробы, а все прочие пробы [...] для хранения Св. Даров серебряный под золотом о трех ставах с ножками весом 2 фунта 90 золотников. Семь потиров серебряных под золотом; из коих первый под сеткой просекной с четырмя клеймами, весом: потир, дискос, звезда, лжица и две тарелочки 5 фунтов 78 золотн., второй потир с прибором 2 фунта 47 зол., четвертый потир с прибором 3 фунта 34 золотн., пятый потир с прибором 2 фунта 71 золотн., шестой потир с прибором 1 фунт 72 золотн., седьмой потир и звезда, с финифтяными клеймами, обложенными стразами, с прибором 2 фунта 42 золот. Два последних потира с приборами 84-й пробы, прочие же без пробы. Два ковша серебряные не пробные, весом 43 золотника, два копия с серебряными, непробными черешками и одна ложка для употребления кутии, весом 12 золотн. серебра непробного. Четыре кадила серебряные, первое из них под золотом весом 2 фунта 32 золотника, второе 1 фунт 45 золотн., третие 1 фунт, четвертое тоже 1 фунт, три последние серебра 84 пробы, и одно кадило медное. Блюдо серебряное весом 3 фунта 44 золотн. без пробы. Купель для крещения младенцев медная, луженая. Венцы для брачущихся двои медные из коих одни с финифтяными клеймами посеребренные. Сосуды для освящения хлебов медные посеребренные. Подсвечники и паникадила медные, из коих некоторые посеребренные. Аналогии и столы имеются исправные и благолепию храма приличные. Книги для церковного круга имеются все и к употреблению годны.

6. Причта положено по штату 1816 года декабря 23 дня быть: протоиерею, 2 священникам, 2 диаконам, 2 дьячкам и 2 пономарям.

7. Земли при соборе усадебной, огородной и пашенной нет. Сенокосной земли во владении причта собора 26 десятин, на которую землю планы и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице, с каковой земли всеми Священноцерковнослужителями снимается сена более 120 волоковых копен, за исключением работы на 70 рублей сер. Пустошей со строевым лесом не имеется, рыбных ловель и других угодий, приносящих доход причту и церкви, не имеется.

8. Домы у священноцерковнослужителей, кроме диаконов Павла Ржаницына, Константина Добрякова и дьячка Михаила Туркина, которые живут в наемных квартирах, собственные на крепостных землях. На содержание священноцерковнослужителей не получается постоянного оклада, кроме процентов с капиталов на сумму 3737 руб., внесенных в кредитные заведения на вечное время под условием церковного поминовения вкладчиков и их родственников. За сим содержание причта обеспечивается платой за молебствия, славленье и требы. Всех вообще доходов в сем 1868 году поступило в учрежденную при соборе братскую кружку на всех священноцерковнослужителей, включая и арендные с земель, жертвуемых купцом Сумкиным, тысячи пятьсот /1500/ руб. сер. Руги сбирается на 120 рублей.

9. Содержание священноцерковнослужителей, судя по дороговизне жизненных потребностей, скудное.

10. Зданий церковных, кроме палаток, имеющихся под Благовещенской церковью и колокольной, как то лавок, кладовых, мельниц и других земляных, доставляющих выгоды церкви, не имеется, а за вышеозначенные палатки, отдаваемые в кортом, получено за год 30 руб. Сверх сего получаются в пользу церкви проценты с капиталов на сумму 590 руб., внесенных в кредитное заведение на вечное время; из коих 285 руб. вложены бывшим Лальским купцом Василием Черкасовым, с тем, чтобы с оной суммы проценты употребляемы были на устройство могущих произойти ветхостей в храме св. мученика Иоанна воина.

11. Расстоянием сей собор от города Вологды в 555 верстах. Благочинный сего собора протоиерей.

12. Ближайшие к сему собору церкви: Богоявленская, Иоанно-Предтеченская и Всемилостивого Спаса.

13. В 1866 году приписана к собору Лальская градская кладбищенская Успенская церковь.

14. Домовой церкви в приходе сего собора нет; а есть деревянная часовня в деревне Животове; когда устроена, с какого случая и с чьего позволения, неизвестно; в оной отправляются молебны в 9-ю неделю по Пасхе и 1-го августа Всемилостивому Спасу. В часовне не малое количество икон; а отправления молебствий, кроме вышеозначенных дней не бывает; поддерживается сия часовня в здании усердием жителей ближайших к оной селений, впрочем ни ослабления усердия к св. церкви, ни уменьшения от оной не происходит.

15. Описи церковному имуществу есть и книги для оной выданы в 1868 году января 23 дня из Вологодской духовной консистории за печатью и подписом по листам члена консистории протоиерея Павла Прозоровского; церковное имущество хранится исправно и прибыльные вещи вносятся без опущения.

16. Приходорасходные книги о суммах церковных обе выданы из Устюгского духовного правления: приходная в 1868 году января 29 дня; расходная в 1844 году января 15 дня, за шнуром и печатью, ведутся исправно и хранятся в церкви.

17. Копии с метрических книг с 1780 года имеются.

18. Копии с исповедных ведомостей также имеются.

19. Обысковая книга выдана из Устюжского духовного правления в 1867 году 7 апреля, подписана по листам членом Правления священником Павлом Соколовым. Записано в ней 12 листов; обыски писаны по форме и подписаны двумя свидетелями, белых листов 124. Прежние обысковые книги хранятся в церковной ризнице рачительно.

20. Отпуски с клировых ведомостей, о церковных, а равно и расходах, и о свечных, за каждый год остаются в церкви за подписом нашим и в исправности оных удостоверяет местный благочинный и хранятся с прочими документами.

О причте означенного собора

Протоиерей Василий Иоаннов Попов, 38 лет, природою Тотемского уезда Илезской Воскресенской церкви дьяческий сын, обучался в Вологодской Духовной Семинарии и по окончании курса в оной в 1852 году уволен с Аттестатом 1-го разряда. 1855 года Февраля 2 дня Преосвященным Феогностом Епископом Вологодским и Устюжским произведен во Священника в Устюгский Успенский Собор. 1856 года Июня 18 дня резолюциею того же Преосвященного Феогноста, определен Настоятелем Устюгской Тюремной Митрофановской церкви. В 1856-57 годах по поручению епархиального начальства составил и произносил в Устюгском Успенском соборе Катехизические поучения на символ Веры, за каковой труд указом из Духовной Консистории от 26 Ноября 1857 года объявлено ему благословление Епархиального Архиерея. В Июне 1859 года определен увещателем в Устюгских Присутственных местах. 1 Июля того же года награжден набедренником. 1861 года 18 Июля Преосвященным Христофором, Епископом Вологодским и Устюгским, переведен сей Собор на Протоиерейскую вакансию и в то же время определен Благочинным по городу Лальску и церквам 3-го Устюгского Благочиннического Округа. Того же года 5-го Октября согласно представлению Вологодской Дирекции училищ Попечителем С-Петербургского Учебного округа определен Законоучителем Лальского Городского Приходского Училища. 1862 года Июня 28 дня произведен в сан Протоиерея.1867 года Ноября 6-го дня указом Вологодской Д.Консистории, за отличную исправность по должности Благочинного, объявлена ему благодарность Епархиального Архиерея. В 1868 году, Всемилостивейше награжден бархатною фиолетовой скуфьею. Имеет крест, установленный в память войны 1853-1856 годов. Грамоты Священническую и Протоиерейскую и перехожий Указ имеет.

В семействе у него жена Анна Николаевна, 34 года, дочь умершего Протоиерея Устюгской Градской Кладбищенской Стефановской церкви Николая Лукина Румовского.

У них дети:
Татьяна 12
Юлия 10
Ольга 7, первые три обучаются чтению и письму
Павла 4
Надежда 2

Священник Николай Петров Садоков, 30 лет, природою Вологодского уезда Одигитриевской Кореневской церкви Дьяческий сын. По окончании полного курса в Вологодской Духовной Семинарии в 1858 году, уволен из оной с Аттестатом 1-го разряда.1860 года Февраля 21 Дня Преосвященнейшим Христофором, Епископом Вологодским и Устюгским, рукоположен во Священника Устюгского уезда, Короваевской Архангельской церкви. 1861 года Ноября 10 дня переведен в сей собор. 12-го Июля 1866 года награжден набедренником. 1867 года 19 Сентября определен Духовником Священноцерковнослужителей Лальских Градских церквей. 11-го Ноября того же года определен Депутатом на съезды по делам Устюгского Духовного Училища. Грамоту и перехожий указ имеет.

В семействе у него: жена Екатерина Философова, 27 лет, дочь умершего Священника Философа Иванова Ретровского, Кадниковского уезда, Корбанской Георгиевской церкви.

У них дети:
Николай 5
Елизавета 4
Владимир 3
Александр 2

Священник Флегонт Иоаннов Соколов, 31 год, природою Сольвычегодского уезда Верхолальской Архангельской церкви, Священнический сын. По окончании полного курса в Вологодской Духовной Семинарии в 1858 году, уволен из оной с Аттестатом 2-го разряда. В 1860 году 20 марта Преосвященнейшим Христофором, Епископом Вологодским и Устюгским, рукоположен во Священника в сей Собор. В 1861году с 21 Января по 6 Августа того же года исправлял должность Благочинного по городу Лальску и церквям 3-го Благочиннического округа Устюгского уезда. В 1862 году производил следствие. 1866 года 24 Января определен Духовным Депутатом 3-го Благочиннического округа Устюгского уезда. 12 Июля того же года награжден набедренником. В сем году, по избранию Духовенства проходил должность Члена Попечительского совета.Грамоту имеет.

В семействе у него: жена Анна Николаевна, 27 лет, дочь умершего Священника Николая Веселовского, Вологодского уезда Кирилловской Большеельминской церкви.

У них дочь Людмила, 7 лет.

Диакон Павел Андреев Воронцов, 36 лет, природою Сольвычегодского уезда, Вилегодской Ильинской церкви дьяконский сын. По окончании полного курса в Вологодской Семинарии в 1856 году уволен из оной с аттестатом 2 разряда. В 1857 году Преосвященнейшим Христофором, Епископом Вологодским и Устюгским, определен на должность Пономаря Верхолальской Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. В 1860 году 13-го Октября тем же Преосвященнейшим рукоположен во Диакона Пятницкой Параскевинской церкви, в городе Устюге. В 1865 году 16 Января перемещен к Вилегодской Ильинской церкви, и того же года 20 Июля переведен на настоящее место. Грамоту и перехожие указы имеет.

В семействе у него: жена Ольга Евфимиева, 31 год, дочь умершего Диакона Евфимия Булатова, Верхолальской Архангельской церкви, Сольвычегодского уезда.

У них дети: Александра, 7 лет
Алексей, 3 года.

Диакон Павел Авдонов Ржаницын, 20 лет, природою города Вологды, Вологодской Духовной Консистории умершего чиновника сын. В 1867 году уволен из среднего отделения Семинарии. В 1868 году 1-го Марта определен в Вологодский Кафедральный Собор во Псаломщика, того же года 2-го Августа переведен на настоящее место. Грамоту и перехожий указы имеет.

В семействе у него: жена Мария Александровна, 20 лет, дочь умершего Священника Александра Ильинского, Троицкой Подлесной церкви, Вологодского уезда.

Диакон на пономарской вакансии, Константин Сергеев Добряков, 40 лет, природою Вологодского уезда, Николаевской Перебатинской церкви Пономарский сын. По исключении из низшего отделения Вологодского Д.Училища в 1842 году 8 Сентября Преосвященным Иринархом определен в пономаря к Иоанно-Богословской Лаптевской церкви Вологодского уезда. 29-го Ноября 1846 года переведен к Вологодской Градской Мироносицкой церкви во Дьячка. 17 Августа 1855 года Преосвященным Евлампием, переведен к Вологодской Градской Кирилло-Рощенской церкви. 27 Апреля 1859 года Преосвященным Христофором переведен к Вологодской Градской Царе-Константиновской церкви. 6 Июня 1860 года тем же Преосвященным переведен к Устюгской Градской Кладбищенской Стефановской церкви. 15 Марта 1868 сего года переведен в сей Собор в Пономаря. 12 Мая сего же года посвящен в викарного Диакона. Грамоту и перехожие указы имеет.

В семействе у него: жена, Асенефа (?) Алексеевна, 36 лет, Священническая дочь.

У них дети:
Сепфора, 12 лет
Николай, 8 лет - оба грамоте учатся
Димитрий, 2 года
Варвара, 4 года
Прокопий, 3 мес.

Дьячек Алексей Петров Микулин, 66 лет, природою сего Собора умершего дьячка сын. По исключению из Устюгского Д.Училища в 1816 году 8 Сентября посвящен в сей Собор во Дьячка. Грамоту имеет.

В семействе у него: жена Надежда Львова, 55 лет, дочь умершего Священника Льва Казаринова, Устюгского уезда, Викторовской (?) Иоанно-Предтеченской церкви.

Дети их:
Любовь, 24 года,
Александра, 22 года – неграмотны

Дьячек Михаил Алексеев Туркин, 29 лет, природою Яренского уезда, Коквицкой Христорождественской церкви Дьяконский сын. В 1862 году уволен из среднего отделения Вологодской Семинарии. В 1868 году Марта 16 определен в Пономаря Сольвычегодской Градской Владимирской церкви и в том же году 11 Июня переведен в сей Собор во Дьячка. В стихарь не посвящен. Грамоту не имеет.

В семействе у него: жена София Прокопиева, 28 лет, дочь умершего Сольвычегодского мещанина Прокопия Брызгалова.

Пономарь Евгений Михайлов Захаров, 48 лет, природою Устюгского уезда Антипинской Троицкой церкви Пономарский сын. По исключению из низшего отделения Устюгского Д.Училища в 1837 году Апреля 21 дня Преосвященным Стефаном, Епископом Вологодским и Устюгским, посвящен во Дьячка Летской Преображенской церкви Устьсысольского уезда. В 1838 году Марта 11 дня тем же Преосвященным переведен к Лальской Градской Спасской церкви в Пономаря. В 1842 году Ноября 3 дня Преосвященным Иринархом, Епископом Вологодским и Устюгским переведен на настоящее место. Грамоту и перехожие указы имеет.

В семействе у него: жена Агния Симонова, 44 года, дочь дьячка Симона Другова, Близ-Лальской Покровской церкви Устюгского уезда.

Дочь их Иулия, 17 лет, обучена читать и писать.

Заштатные и сиротствующие

Диакон Алексей Васильев Яблонский, 54 года, природою Никольского уезда, Подосиновской Спасской церкви, пономарский сын. Исключен из низшего отделения Вологодской Д.Семинарии. В 1834 году 8 Сентября Преосвященным Стефаном, Епископом Вологодским и Устюгским, посвящен к Устюгской Градской Леонтиевской церкви в пономаря. В 1837 году Марта 23 дня тем же Преосвященным произведен во Диакона Устюгского уезда, Близ-Лальской Покровской церкви. В 1847 году Преосвященным Евлампием переведен на настоящее место. В сем году Епархиальным Начальством уволен в заштат. Грамоту и перехожий указ имеет.

В семействе у него: жена Анна Артамоновна, 55 лет, дочь умершего Диакона Артамона Попова, Устюгского уезда Близ-Лальской Покровской церкви.

Умершего священника Александра Алексеева Каплина жена Надежда Иосифова, 68 лет, вдовствует с 1863 года. Живет в доме дочери своей Лальской Купеческой вдовы Любви Плюсниной. На содержание получает пенсион по 55 руб. сер. В год, за службу мужа своего по духовному ведомству. Мельниц, земель и лавок и других угодий не имеет. Из родственников, могущих обеспечить ее, имеет дочь Лальскую Купеческую вдову Любовь Плюснину. Покойный муж ее, в 1813 году по исключению из Устюгского Д.Училища определен был в пономаря в Устюгский Успенский Собор. В 1816 году произведен к Лальской Градской Богоявленской церкви во Диакона. В 1822 году рукоположен во Священника Лальской градской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1826 году переведен в Лальский Воскресенский Собор. В 1828 году определен увещателем в Лальской Городовой Ратуше. Дел до него никаких не касалось.

Дочь ее Вера, 45 лет, неграмотна.

Умершего Священника Павлина Иосифова Попова жена Екатерина Авивовна, 57 лет, вдовствует с 1853 года. Живет в собственном доме. На содержание получает пенсион за службу мужа, бывшего Учителем в Лальском приходском училище, 38 руб. 9 коп. в год. Имеет крепостную землю, приносившую, по объявлению ее каждогоднего дохода на 6 руб. сер. Мельниц, лавок и других угодий не имеет. Из родственников имеет сыновей: Лальского мещанина Николая Попова и Лальского приходского училища Учителя Ивана Попова. Покойный муж ее по окончании курса в Вологодской Семинарии в 1830 году Правлением Семинарии определен был Учителем в Никольское Д.Училище. В 1834 году рукоположен был во Священника в сей Собор. В том же году Дирекцией Училищ Вологодской Губернии определен в Лальское Приходское Училище Учителем. Дел до него никаких не касалось.

Умершего Священника Стефана Сацердотова, жена Анна Павлинова, 33 года, вдовствует с 1858 года. Живет вместе с матерью своею вышеозначенною вдовою Священническою Екатериной Поповой. На содержание получает из Попечительства о бедных духовного звания 10 руб. сер. в год. Покойный муж ее по окончании полного курса в Вологодской Семинарии в 1854 году рукоположен был во Священника в сей Собор. Особенных должностей не проходил, дел до него не касалось.

Дети ее:
Надежда, 13 лет, обучается чтению и письму
Стефан, 9 лет, обучается в низшем отделении Устюжского Д.Училища.

Опекуном над детьми и имением умершего Священника Стефана Сацердотова определен Священник Лальской Градской Богоявленской церкви Иоанн Баклановский. Имения по описи значится на 15 руб. сер.

Умершего Священника Иоанна Левитского жена Мария Николаева, 77 лет, живет в доме внучки своей, учительской жены Рахили Поповой. На содержание получает половинный пенсион за службу сына своего бывшего Учителем Витебской Гимназии 114 руб. сер. в год. Сельниц, земель, лавок и других угодий не имеет. Родственников достаточных не имеет. О покойном муже ее, по не имению послужного списка его в клировых ведомостях, достаточных и верных сведений не находим.

Умершего Дьячка Александра Владимирского дети:
Николай, 19 лет, обучается в высшем отделении Вологодской Семинарии на казенном содержании.
Александра, 5 лет.
Сиротствуют с 1863 года. Александра проживает в доме Лальского купца Абрамова, на его содержании. Мельниц, земель, лавок и других угодий не имеют. Родственников достаточных тоже не имеют. Покойный родитель их, по исключению из Устюгского Д.Училища в 1836 году, посвящен был к Лальской Градской Спасской церкви во Дьячка, в 1842 году был переведен к Устюгской Градской Георгиевской церкви в Пономаря; в 1844 году переведен в сей Собор во Дьячка. Дел до него никаких не касалось. Опекуном над детьми и имением определен сего Собора Священник Флегонт Соколов. Имения по описи значится на 264 руб. 30 коп. серебром.

Умершего Пономаря Андрея Попова жена Екатерина Александрова, 44 года, вдовствует с 1852 года. Живет в собственном доме. Исправляет должность просфорни при сем Соборе, за что получает от приходских людей ругу, которой собирается каждогодно на 16 руб. сер., из кошельковой церковной суммы 6 руб. сер. Сверх сего получила сиротского пособия из Попечительства 4 руб. сер. в год. Мельниц, земель, лавок и других угодий не имеет. Родственников достаточных тоже нет. Покойный муж ее по исключении из Устюгского Д.Училища в 1821 году определен к Лальской градской Спасской церкви во Дьячка. В 1834 году переведен в сей Собор. Дел до него никаких не касалось.

Фрагменты клировой ведомости:


Источник: ГАКО. ф.1310. оп.1. ед.хр.25, л.60-73

Фотокопии предоставлены А.С.Воронцовым

Большая часть оцифрованного текста взята с сайта parishes.mrezha.ru

см. также Соколовы-II