Орловская Всесвятская церковь Устюжского уезда

(Несколько сведений из прошлого церкви и прихода)

Автор - В.Шляпин

I. Основание прихода

Орловская Всесвятская церковь находится между реками Югом и Лузой, в двух верстах от слияния этих двух рек. От города Устюга она отстоит в 25 верстах. Время основания этой церкви точно неизвестно; несомненно одно, что церковь эта принадлежит к числу старинных церквей в крае. Местная память не сохранила и приблизительного представления о времени основания Всесвятской церкви. Встречаемые указания свидетельствуют только о существовании прихода «из древних лет». Так, напр., в хранимой при означенной церкви копии с указа о часовнях, списанной 23 декабря 1722 года, говорится, между прочим, что, выслушав указ о часовнях от подьяка Осипа Шапошникова «Устюжскаго уезду, Южской трети, Орловской волости, Всесвятской церкви священник Афонасий Васильев с ними же подписавшимися причетники и с церковным старостою, ему Шапошникову, священник по священству, а причетники и церковный староста по святей евангельской непорочной заповеди Господни в правду сказали: а оная наша Всесвятская церковь построена до прежних переписных 86 году книг, а от древних многих лет», т.е. священник с причетниками и церковным старостою засвидетельствовали, что Всесвятская церковь построена задолго до 1678 года, а когда именно для них это было положительно неизвестно. В 1697 году в приходе Всесвятском сгорела деревянная теплая церковь. Когда местные священник, церковный староста, и приходские люди стали просить о разрешении построить, вместо сгоревшей, новую церковь, то могли только засвидетельствовать, что «прежняя де церковь построена была и оной Всесвятской приход обретается из древних, давных лет» (см. прилож. 1), насколько же эти древние, данные годы отодвигают основание церкви и прихода от 1697 года, опять таки для причта и приходских людей это было совершенно неизвестно. Случайное упоминание о существовании Всесвятского прихода встречаем под 1613 и 1625 годами, а именно а) «книга сбора церковной дани, десятины и пошлин с монастырей и церквей на Устюге и Устюжском уезде, 1625 года» гласит, что «С Усть-Лузы всесвятской поп дани платит всего рубль 4 алтына». (Русск. Ист. Библ. т. XIV, стр. 904) и б) в житии праведного Прокопия Устюжского говорится, что во время нападения на Устюг поляков и литовских людей, т.е. в 1613 году, именно Всесвятской церкви иерей именем Григорий послал написание за своею рукою к болярину Михаилу Александровичу и ко всему народу» (Житие пр. Прокопия Спб. 1893 г. стр. 214, изд. общ. Л. Др. Пис.). Эти неопровержимые указания на существование прихода в самом начале XVII века первоначальное основание его сами собою отодвигают к раннейшему времени; когда же, на самом деле, Всесвятская церковь была основана и когда именно образовался Всесвятский приход - этого, за неимением сведений, точным образом определить невозможно. В писцовой книге Устюга Великого 7131- 7134 гг. (1623 - 1626 гг.) Всесвятский погост описан следующим образом: «В той же Орловской волости погост Всесвятской, на Государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа русии земле, на усть Лузы. А на погосте церковь святого пророка Ильи, да теплая церковь Всех святых, да в пределе Николы чюдотворца, древяны вверх; а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирское, приходных людей. На погосте же двор поп Терентей Исаков, двор дьячек Сенка Исаков, двор пономарь Оска Сидоров, двор проскурница Марфица. Пашни церковные середние земли десять чети с осминою в поле, а в дву по тому же; сена во всесвятском лугу двести копен; лесу пашенного две десятины, а непашенного четыре десятины. А в приправочных книгах Юрья Стромилова с товарищи 128 году тот погост не написан». (Московский Архив Министерства Юстиции, книга 507, лист 949). То обстоятельство, что в приправочных книгах 1620 года Всесвятский погост не был написан, нисколько не свидетельствует о том, что и образовался этот погост после 1620 года. Если бы погост образовался после 1620 года, про него в писцовой книге непременно было бы отмечено «поставлен ново», как это сделано во всех подобных случаях в других местах и чего не сказано про Всесвятский погост. Кроме того, в течение трех лет невозможно образовать погост в том виде, как он описан в писцовой книге. Обыкновенно в старину, во вновь образуемом погосте, ставилась одна церковь и уже с течением времени строилась при ней и другая. Равным образом и членов клира при вновь образуемом приходе первоначально бывало не три, а два: поп и пономарь. Состав Всесвятского погоста, как он описан в писцовой книге 1623 года, скорее всего говорит именно за давнишнее существование этого погоста, за то, что образовался этот погост значительно ранее 1623 года.

II. Построение церквей, колокольни и церковной ограды

а) каменная Всесвятская церковь.

В 1623 году на Всесвятском погосте были две деревянных церкви: а) во имя св. пророка Илии и б) во имя Всех Святых; к 1697 году здесь были уже три деревянных церкви, а именно: 1) теплая во имя Всех Святых на том именно месте, где ныне стоит Всесвятская церковь; 2) холодная во имя Модеста патриарха Иерусалимского, в 17 саженях 2 ½ аршинах от алтаря нынешнего храма и 3) холодная во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в 33 саженях 3 четвертях от алтаря нынешнего храма. В 1697 году, «деревянная теплая церковь во имя Всех Святых и в ней святые иконы и церковная утварь, во время громовой тучи, от молнии, волею Божиею, сгорела без остатку» (Прилож. 1). Остались таким образом Модестовская и Воздвиженская церкви. Вместо погорелой церкви прихожане Всесвятской церкви, «понеже в деревянных церквах Божественныя службы совершать опасно от огненнаго закаления», решили выстроить каменную двухэтажную церковь, с каковою целью к 1731 году приготовили «всякие припасы и материалы». В 1731 году причт Орловской церкви с церковным старостою обратился в Великоустюжский архиерейский казенный приказ с просьбой разрешить построить на прежнем церковном погорелом месте вновь две каменные церкви на одном фундаменте, внизу теплую во имя Николая Чудотворца, да вверху холодную во имя Всех Святых. На это прошение в том же 1731 году и вышло надлежащее разрешение построить каменную церковь. (см. прил. 1). Хотя в прошении о разрешении построить церковь и засвидетельствовано было, что «на оное церковное строение всякие припасы и материалы имеются в готовности» и что прихожане «построить оныя церкви, с надеждою на милость Божию, работою своею и церковною казною могут без остановки», на самом деле однако постройка одной нижней каменной церкви затянулась на 24 года и церковь эта была окончена лишь к 1755 году. Неудивительно поэтому, что после построения нижней каменной церкви «того Всесвятского приходу священник и все приходские люди возжелали оную церковь во именование быть Всех Святых» (указ об освящении нижней каменной церкви), а не во имя Николая Чудотворца, как было предположено ранее. Дело в том, что вновь построенная церковь воздвигнута была на месте и вместо Всесвятской церкви. По первоначальному предположению верхняя церковь должна бы быть освящена во имя Всех Святых, но как скоро постройка церкви настолько затянулась и устройство верхней церкви было отложено, можно сказать, на неопределенное время, то и естественно было придти к решению вновь построенную церковь посвятить Всем Святым, а не дожидаться отстройки верхней церкви. При этом, староста Всесвятской церкви Горбунов просил Его Преосвященство, чтоб «повелено было оную новопостроенную каменную церковь, яко от Устюга по близости лежащую, освятить протопопу кафедрального Его Преосвященства Велико-Устюжскаго Успенскаго собора». Поэтому означенному протопопу и был выдан указ 8 сентября 1755 года, коим предписывалось «прежписанную новопостроенную каменную церковь тебе протопопу Андрею освидетельствовать и какое в ней имеется украшение описать и ежели совершенно построена и приличное ко освящению изготовлено и престол в ней поставлен по силе состоявшагося в 1734 году сентября 13 дня указу ввышину аршина шести вершков и со дскою, вдлину аршина осми вершков, вширину аршина четырех вершков, то оную церковь в указанное время во имя Всех Святых, по силе правил святых и церковных уставов, с тамошними священники и диаконом освятить, а к тому освящению освященный антиминс взять из вышереченного кафедральнаго Успенскаго собора и по освящении сей указ отдать тоя новопостроенной церкви в церковную казну впредь для ведома». Указ этот был передан протоиереем в церковную казну и доселе хранится при Орловской Всесвятской церкви, из чего можно заключить, что церковь эта и была освящена согласно указу протоиереем Андреем. Церковная летопись означенной церкви указывает и число освящения церкви, а именно 13 сентября 1755 года.

Всесвятская церковь была первая каменная церковь, но нельзя с несомненностью утверждать, что она была и первая каменная постройка в приходе. Дело в том, что неизвестно, когда была построена первая каменная колокольня в этом приходе. Существующая ныне каменная колокольня по крайней мере по счету третья.

Ранее ее была колокольня над Модестовским храмом, о чем у нас речь будет ниже, а ранее этой колокольни каменная же колокольня, отстоявшая к западу от каменной Всесвятской церкви и не в особенно далеком от нее расстоянии. При постройке каменной Модестовской церкви (1809 г.) эта старая каменная колокольня была разобрана и материал употреблен на Модестовскую церковь.

...

г) Построение Всесвятской церкви в нынешнем ее виде. Звон на Всесвятской колокольне с XVII в. и по нынешнее время.

Были ли на самом деле приготовлены кирпичи, неизвестно, но только к ремонту церквей до 1850 г. не было приступлено, и в этом году последовал следующей указ Вологодской Духовной консистории от 20 декабря за № 6323 на имя благочинного, Ратмеровской церкви священника Другова: «Вологодская Духовная Консистория слушали рапорт Ваш, при коем представили свидетельство помощника инженера Матюшева, касательно повреждения в нижней и верхней папертях при Орловской Всесвятской церкви и в приделе Св. Модеста, Патриарха Иерусалимского, и колокольни, в коем значится, что при входе в отдельную церковь во имя Святителя Модеста, на паперти оказалась в арке трещина довольно значительная, равно и в арке алтаря, таковая ж и по углам церкви разселины довольно значительныя, каковыя повреждения вышеозначенной церкви могут быть поправлены не иначе, как по предположению архитектора Трубчанкина согласно произведенному им свидетельству. И в паперти церкви Всех Святых также находятся трещины над сводами, которыя подлежат подобному же исправлению. А как на вышеозначенное исправление должна быть издержана сумма около 2000 руб. серебром, то удобнее будет церковь во имя Всех Святых в паперти переложить вновь с пристройками по обе стороны на 4 сажени и в постройках тех поместить приделы во имя Святителя Модеста и Николая Чудотворца, а колокольню, находящуюся на верху Модестовской церкви сделать в одной связи, что и будет соответствовать великолепию храма и вся эта постройка с употреблением старых материалов будет стоить около семи тысяч рублей серебром; с утверждения Его Преосвященства приказали: как по свидетельству помощника инженера Матюшева оказалось, что в Орловском приходе Всесвятская церковь действительно имеет значительныя трещины и разселины, исправление коих будет стоить до 2000 рублей серебром, по каковой дороговизне он Матюшев находит удобнее церковь сию разобрав переложить вновь, посему дать знать священно и церковнослужителям и прихожанам, не согласятся ли они касательно Всесвятской церкви построить по мнению помощника инженера...». Священно-церковнослужители и прихожане вполне согласились с предложенной им новой формой ремонта их церкви, а именно: колокольню и Модестовскую церковь разобрать до основания, ремонтировать Всесвятскую и приложить к ней Модестовский придел и новую колокольню в одной связи со Всесвятской церковью, т.е. сделать все в таком виде, в каком ныне находится Орловская Всесвятская церковь. В 1852 году, по случаю перестройки церквей, подряжено наработать 50,000 кирпичей, сроком с 9 мая по 1 декабря 1852 г., за каковую работу ряжено с каждой тысячи по 3 р. серебром, да сверх того на каждую тысячу по пуду ржаной муки. Для работы кирпича староста с приходскими людьми должен был доставлять песок, воду и дрова. Как шла работа в это позднейшее время, подробных записей нет. Известно только, что в 1854 году с Модестовской церкви снята была колокольня и Модестовский храм стоял одноэтажный до 1860 года, когда совершенно разобран и в 1861 году пристроен в виде теплого придела в нашей Всесвятской церкви с северной стороны. В 1857 году 13 октября, после настилки плитяного пола в нижней теплой Всесвятской церкви, она была освящена по благословенью преосвященного Христофора, епископа Вологодского и Устюжского. Придел во имя Модеста Патриарха Иерусалимского, пристроенный на северной стороне нижнего теплого храма, освящен 20 января 1864 года, по благословению того же Преосвященного Христофора. Окончена постройкой нынешняя колокольня в течение 1854 и 1855 годов. Построена она в связи с Всесвятскою церковью, так что ныне Всесвятская, Модестовская и Крестовоздвиженская церкви, а также и колокольня находятся в одном корпусе, представляют из себя одно целое. Корпус этот, как мы выше видели, созидался постепенно. Первоначально была построена нижняя церковь, затем надстроена над нею верхняя и пристроены входы в эти церкви и наконец пристроена сбоку к нижней церкви Модестовская церковь и вместо отломанных входов в нижнюю и верхнюю церкви пристроена колокольня.

Таким образом, нынешняя Всесвятская церковь последовательно заменила собою старые три деревянные церкви и одну каменную церковь с колокольнею. Созидалась она со всеми пристройками к ней и надстройками целое столетие и при всем том не представляет из себя чего-либо особенно грандиозного, является самым обыкновенным деревенским храмом, какие существуют у нас везде и всюду. Если что и обращает на себя внимание здесь, так это две паперти, построенные одна рядом с другою, при чем одна светлая, а другая темная. Паперти эти как нельзя лучше говорят об отсутствии единства плана в постройке, именно о том, что храм этом не зараз и не вдруг построен, а созидался постепенно, частицами. Мы с намерением остановились подробно на процессе постройки храма при Всесвятском приходе. Постройка эта характерна не для этих только храмов, а вообще для наших каменных кладок церквей, каковые веками и частицами созидались в сельских приходах и созидались не под наблюдением опытных архитекторов, а при посредстве самоучек - подрядчиков. Характерно при этом и то обстоятельство, где приискивались эти опытные подрядчики. Для постройки храма в Устюжском уезде является подрядчик из Костромской губернии и уезда и при том не один подрядчик, но и все с ним каменщики для исполнения работы. Подговорил этого подрядчика нарочито для того посланный прихожанин Всесвятского прихода Семен Васильев Усов в городе Никольске 8 сентября 1808 года, при чем с ним и заключен был такой же точно договор как и впоследствии 23 мая 1809 года (у нас выше приведенный). Очевидное дело, и в Никольске Шавлев был на каменной же работе и, вероятнее всего, потому то он, как опытный мастер, и был подряжен построить Всесвятскую церковь. Подрядчик являлся на работу со своими рабочими, причем прихожане обязывались помогать при исполнении таких работ, которые не требуют специального знания. Вообще приход принимает самое деятельное участие в постройке своего храма, хотя и нельзя сказать, чтобы участье это всегда шло на пользу. В нашем случае, например, усмотрели прихожане, что во вновь построенной Модестовской церкви не ровна почва для настилки пола и что очень много щебня валяется вне церкви без всякого употребления и решили щебень этот сносить внутрь церкви и там почву под пол выровнять. Однако эта мера впоследствии послужила причиною очень немалых повреждений, происшедших в корпусе церкви. И приисканный, по-видимому опытный, подрядчик для постройки церкви оказался далеко не на высоте своего призванья, так что когда построенная им церковь не продержалась и двух десятков лет и расщелялась самым внушительным образом, пришлось сознаться в том, что сам подрядчик имел недостаточные сведения в постройке.

Древнейшими из существующих ныне на Всесвятской колокольне колоколов, судя по надписям на них, оказываются следующие два колокола: а) один весом немного менее двух пудов с латинскою на нем надписью: «anno 1675 Everharovs splintek, me. fecit enchvsen» и б) другой весом в 60 пудов с надписью на нем: «лил сей колокол мастер Михайло Лодыгин, лета 7194 года при державе великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича... Белыя России самодержцев». Посредником при покупке последнего колокола был Василий Грудцын, что видно из следующей записи: «Да ему же гостю Василию Грудцыну прошлаго 192 году староста церковной Петр Яковлев сын Шилыковских отдал всесвятских казенных денег в колокол на покупку 200 р.» (Русск. Ист. Биб. т. XII, стр. 737- 38.). По описи, учиненной в 1799 году священником Феодором Дионисиевым, на Всесвятской колокольне были следующие колокола: 1-й в 60 пудов; 2-й 36 пудов; 3-й 10 пуд. 5 ф.; 4-й 5 пуд. 27 фун.; 5-й 4 пуд. 1 фун.; 6-й 1 пуд. 12 ф., 7-й 1 пуд. 20 ф.; 8-й 1 п. 20 ф. Так как у нас большею частью колокола начинают заводить с маленьких и затем уже постепенно заводят большие и большие по весу, то по тому самому, что первым колоколом в 1799 г. был колокол в 60 п., следовательно именно тот самый, который был отлит в 1686 году, со всею справедливостью можно допустить, что состав колоколов и в 1799 году был почти тот же, что и в 1686 году. Исключением будет лишь колокол 2-й в 36 пудов. Ранее вместо этого колокола был всего колокол весом в 15 пудов, который впоследствии был разбит. В 1767 году 23 мая получен был указ на имя церковного старосты Орловской Всесвятской церкви, коим разрешено «имеющийся при оной Всесвятской церкви разбитой пятинадесятипудовой колокол с прибавкою перелить», причем дана старосте и шнуровая книга на сбор доброхотных подаяний. Вместо 15-пудового и отлит был колокол весом в 36 пудов. На этом последнем имеется и надпись «лит сей колокол к церкви сесвядцкой. Весу 36 пуд. 1781 году». Если же отнимем колокол в 60 пудов и заменим 36 пудовой 15 пудовым - мы получим состав колоколов на Всесвятской колокольне ранее 1686 года. В настоящее время здесь первый колокол весом в 135 пудов 25 фунтов, отлит в 1844 году; «от усердия доброхотных дателей и на казенную сумму старанием попечителя Никиты Осколкова» - как значится в надписи на самом колоколе; есть колокол в 17 пудов 30 ф., отлитый около 1837 года, и нет колокола в 4 пуд. 1 ф.

Таким образом, ныне на Всесвятской колокольне 9 колоколов и в них во всех весу 270 пудов 7 фунтов.

Полностью часть II можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1899, № 22 приб, с.554 - 558; 1899, № 23 приб, с.590 - 593; 1900, № 2 приб, с.52 - 55; 1900, № 3 приб, с.71 - 73 и 1900, № 4 приб, с.94 - 98

III. Содержание церкви

Образование прихода и построение в нем церквей само собой предполагает обеспечение церквей содержанием, а также и обеспечение их достаточным количеством причта для безостановочного отправления церковных служб и треб по приходу. Забота как о содержании церквей, так и об обеспечении их членами церковного причта, в старину исключительно и всецело ложилась на приходских людей данной церкви. Это была исключительно их одних прямая и непременная обязанность. Так именно понимали эту обязанность и прихожане Орловской Всесвятской церкви. Поэтому, прося о разрешении построить новую церковь, взамен уже существовавшей ранее, прихожане указывают в своем прошении и средства содержания этой церкви, а также и состав причта, обеспечивающий безостановочное исполнение при церкви треб и служб церковных. «И те де церкви церковными требами ко всегдашнему священнослужению довольствоватися будут церковною казною от имеющихся того приходу казенных сенных покосов и подаянием приходских людей неоскудно, и церковными священнослужители и причетники довольствоваться будут толиким же числом, сколько прежде сего и ныне обретается» - так пишут в челобитьи 1731 г. приходские люди Всесвятского прихода; причем указывают и численность прихода: «в том Всесвятском приходе обретается 116 дворов, в них мужеска полу приходских людей 333 души» (см. прил. 1). Таким образом видим, что Всесвятские прихожане указывают два источника, обеспечивающие содержание церкви, а именно казенные сенные покосы и подаяния приходских людей, причем первым источником поставляются именно сенные покосы. Обеспечение Всесвятской церкви доходами с сенных покосов идет с самых древних лет. Каким путем первоначально явились при церкви пожни, не знаем. Весьма вероятно, что прихожане, при образовании прихода, отделили то или иное число пожен из числа своих. За это может говорить обилие сенных покосов в этой местности и малочисленность в древнее время населения, вследствие чего население могло захватить в свои руки все пожни, но не могло само их все обработать, почему со всем удобством и могло отделить ту или иную часть заливных лугов в пользу церкви. С течением же времени умножение сенных покосов при церкви являлось уже результатом экономической деятельности церковных старост, избранных приходом блюсти церковные интересы.

...

Полностью часть III можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1900, № 7-8 приб, с.199 - 203 и 1900, № 11 приб, с.262 - 265

IV. Заведывание церковными доходами

Доходы церковные предполагают и расходование получаемых сумм. При этом являются вопросы о лицах, распоряжающихся казенными суммами и о предметах, на которые идут казенные деньги. Само собой понятно, что первым предметом расходования должно было быть и на самом деле было содержание и устройство церковных храмов. Это содержание целиком относилось к обязанности прихожан и должно было составлять их первую заботу. Но и за удовлетворением всех церковных потребностей могли оставаться и действительно оставались свободные церковные суммы, которым и должно было быть найдено то или иное употребление. Свободные Всесвятские церковные суммы, как мы выше видели, давались в рост под пожни и на них получался в казну новый доход, который опять таки подлежал тому или иному расходованию. Указание на обыкновенный порядок употребления и расходования церковных сумм в старину при церквах Устюжского уезда встречаем в изданных в Русск. Ист. Биб. т. XII стр. 1233 - 1295 отрывках из судного дела между Александром, архиепископом Устюжским и всеуездными земскими старостами, по поводу жалоб на архиепископа по церковно-приходским вотчинным делам. Всеуездные старосты разъясняют порядки, существовавшие в церквах с испокон веков и жалуются на вводимые архиепископом Александром новшества и изменения в этих порядках. Преосвященный Александр раскрывает злоупотребления, вкравшиеся в эти порядки и объясняет причины вводимых им новых мер, а равно и то, почему именно он, преосвященный Александр, обратил внимание на беспорядки, а не кто-либо ранее его.

Мирские люди так описывают старинные порядки, изначала существовавшие в Устюжском уезде по заведыванию церковными имуществами. По обычаю, издревле заведенному, мирские люди выбирали в церковные старосты добрых и прямодушных людей, и те добрые выборные люди радея святых церквей строенью служили у церквей Божиих в старостах многие годы и всякие церковные прибыли (подразумевается - у них, церковных старост) были и (прибыли эти церковные старосты) хранили; а изъянов никаких не было, и тех старост считали они мирские люди с великим радением в правду». (1246) Так как при многих церквах были казенные земли, то частию с этих земель, а более всего посредством сбора с прихожан получался при церквах в немалом количестве хлеб разного сорта. Распоряжаясь казенным хлебом, старосты снабжали им бедных и скудных крестьян прихода, давая им в займы, продавая на семена и про домашний обиход, чем предупреждалось в приходах нищенство (1266). Таковы были порядки по уверению мирских людей. Но в эту практику старост вкрались злоупотребления. Прежде всего в церковные старосты стали избираться не непременно «добрые и прямодушные люди», а такие лица, кои угодны приходским заправилам – «горланам». «И в старосты церковные таких людей выбирают, кои им горланом и ябедником во ссудах норовят и с ними лутчими людми церковными казнами корыстуются, будто на ссуду им дают, а богатые люди те денги и хлеб за собою и задерживают и в казны не платят» ... «и то их похищение и завладенье многое церковных казен за богатыми и лутчими людми есть по кабалам и по росписям и по книгам ... а бедным самым скудным и маломочным крестьяном такоже нимало, от тех церквей чтоб в заем дать и ссудить не верят и не дают, все сами меж собою лутчие люди и они горланы корыстуютца». (1247). На эти злоупотребления и обратил внимание Великоустюжский архиепископ Александр, причем предпринял следующие две меры, клонящиеся к искоренению злоупотреблений: 1) наравне с церковными старостами поставил в заведывании церковным имуществом приходских попов и 2) выдал церковным старостам для записи прихода и расхода книги, которые и проверялись в Устюге в архиерейском приказе. Эти нововведения вызвали сетования со стороны приходских людей, которые уверяли, что «при прежних де архиереях и ни в которых епархиях того, чтоб росход и приход церквей прихоцких ведали в архиерейских приказах нет и не бывало» (1267), что в Устюжском уезде в исстарины не бывало таких «извычаев» «чтоб в церковное казенное мирское строение вступатца и над старостами попом ведать», «и старост по часту переменять и с книгам на Устюг в розряд высылать». (1245). На эти сетования и разъяснено было, почему именно действительно в Устюге прежде таких обычаев не бывало. До учреждения епископской кафедры в городе Устюге, последовавшей в 1682 году, уезд Устюжский в церковном управлении принадлежал к Ростовской митрополии, а «от прежней Ростовской митрополии Устюг Великий и уезд с церквами в далном разстоянии, и приказные митропольи старцы и десятилники бывали на Устюг присыланы на время, и про такие их выборных старост и мирских людей не правду и церковных казен похищения не сыскивали и Ростовским митрополитом не писывали, потому такова указу и обыкновенства наперед сего и не бывало» (1245-6). Указ, изменяющий порядок заведывания церковным имуществом последовал от Великоустюжского архиепископа Александра. Это был второй архиепископ на Великоустюжской кафедре, пранивший церковью 14 лет и 5 месяцев с 1685 -1699 г. До него первый архиепископ был Геласий, правивший церковью всего 2½ года. Очевидное дело, первый Великоустюжский архиепископ, по непродолжительности своего правления, не имел времени обратить внимание на беспорядки, вкравшиеся в заведывание церковным имуществом по приходам. Это тем естественнее, что трудно допустить, чтобы непременно и везде в уезде были злоупотребления. Напротив, правдоподобнее будет предположить, что злоупотребления были скорее всего как исключения из общей практики, а потому они и могли не бросаться сразу в глаза. Архиепископу Александру, как долее правившему епархией, конечно подробнее пришлось познакомиться и с существующими в ней порядками, а следствием этого вышло то, что ему именно пришлось принимать свои меры для искоренения вкравшихся злоупотреблений в пользовании церковным имуществом по приходам. Хотя мирские люди и жаловались на архиепископа Александра, но им свыше указали, что «церковное управление и с церковников дань и церковные казны всегда подостоинству надлежат ему преосвященному архиепископу ведать, а не им мирским людем, и им де крестьяном в то вступатца и ни в чем церковном знать и ведать, и указывать не довелось и не пристоит, и вступают де не в свое дело» (1288). Таким образом, со времени архиепископа Александра утвердился в Устюжской епархии новый порядок в заведывании церковными средствами. Избираемые приходами церковные старосты стали утверждаться консисторией преосвященнаго и для ведения отчетности им стали выдаваться шнуровые книги. Само собой понятно, что новый порядок не мог везде и сразу вполне привиться; необходимо он должен был укореняться постепенно и медленно входить во всеобщую практику. Отсюда, являлась необходимость, со стороны Епархиальной власти, новыми указами подтверждать новые порядки. Ниже, в приложение IV, мы приводим указ 1741 года, точно определяющий порядок ведения церковными старостами отчетности в церковных суммах и церковном имуществе, а равно свидетельствующей и о существовавших в то время со стороны церковных старост плутовствах и неправдах; здесь же для образчика, приводим указ, каким утверждался в старину церковный староста при церкви. «Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския, из Духовной Преосвященнейшаго Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского Консистории Устюжского уезда Южской трети Орловской волости Всесвятской церкви старосте Семену Ямову. Сего генваря 15 дня, по указу Ея Императорскаго Величества, и по резолюции Консистории Его Преосвященства, велено, по данной тебе оной церкви от священно и церковнослужителей и приходских людей доверенности, быть тебе в нынешнем 768 году старостою церковным и на записку бываемаго по церкви приходу и расходу дать тебе за скрепою шнуровую книгу, которая и дана с тем, чтоб в оной должности поступать тебе по христианской совести и как приход записывать без утайки, так и расход держать без приписки, и все чинить с ведома оных священника с причетники, без всякой страсти, опасаясь за всякое преступление неупустительнаго штрафа. При вступлении ж в должность сию, а по получении сего указа, всякое церковное имущество от бывшаго старосты принять тебе со освидетельствованием, по прежним описям, все по наличию. А естли, надчаяние чего, того церковного имущества на лицо не явится, об оном достоверно изследовать, когда, каким образом утрачено, об оном, равножь и о следуемой осталой, за расходами в нынешнем 768 году, денежной сумме представить в Консисторию Его Преосвященства Репортом с кем подлежит немедленно и по окончании. В наступлении ж будущаго 1769 года, для порядочного щета, с данною тебе книгою, явиться в Консисторию Его Преосвященства неотменно. И старосте церковному Семену Иванову учинить о том по сему и по прежде посланным о том из Консистории Ея Императорского Величества указом. Генваря 17 дня 1768 г. № 32. Экзаминатор иеромонах Нектарий. Протопоп Андрей Успенский. Секретарь Николай Рыков. Канцелярист Михайло Протопопов.

V. Причт

На обязанности приходских людей лежало по только содержание церкви и причта при церкви, но и приискание лиц для замещения открывавшихся вакансий в числе членов причта. Эта последняя забота была издревле у мирских людей и составляла исконный обычай в замещении свободных мест, открывавшихся при церкви. Замещение этих мест происходило в следующем порядке: «мирские люди разных станов и волостей в приходы к церквам в попы и дьяконы и в причетники церковные, выбрав в волостях, присылают к поставке своих выборных людей по заручным своим челобитным и по выборам; и по тем челобитным и по выборам он преосвященный архиепископ и ставит». (Р. И. Библ. т. XII, стр. 1256.) Насколько мирские люди оберегали это свое право самим избирать себе членов причта, можно видеть из того, например. Раз архиепископ Александр послал к Вознесенской церкви, Кивокурской волости, пономаря без мирского выбора, и мирские люди в челобитной жаловались на архиепископа, что «он архиепископ прислал к вышеписанной их церкви пономаря Трошку Савина без мирского выбора, а у них де прежние архиереи церковников к церквам благословляли по их мирскому челобитью и выбору». (174). И эта жалоба мирских людей была тем более замечательна, что «пономарь Трошка Савин священников отца их духовного сын» был (1275) и таким образом, вследствие установившейся уже старинной практики, он, по своему происхождению, имел даже право на занятие того самого места, на которое он был поставлен. Общее правило для всех приходов уезда было правилом и для Всесвятского прихода, и здесь именно забота о приискании достойных членов причта лежала на тех же мирских людях, кои должны были содержать церковь и причт церковный. Так в 1741 году при Всесвятской церкви не было священника и церковный староста с приходскими людьми просили разрешения, до прибытия Преосвященного из Петербурга в Устюг, отправлять священнослужение и мирские требы находившемуся в Троицком Гледенском монастыре вдовому священнику Василию. На эту просьбу последовал указ «им старосте и приходским людям объявить, чтоб они к той церкви во священника выбирали кого добраго и достойнаго человека, как состоявшимися указами повелено в немедленном времени, дабы святая церковь, паче же и немалоприходная, без священника отнюдь не была». При этом велено было, чтобы они, после выбора кандидата в священники «и с надлежащим о том за руками их прошением, по силе указов, к слушанию и к свидетельству и ко обучению священнической должности прислали в Устюг в дом Его Преосвященства без всякого отлагательства. И в том их старосту и приходских людей обязать роспискою».

Само собой понятно, что первыми кандидатами для замещения вакантных мест были дети церковников и из них самые первые кандидаты - дети местных церковников. Это потому именно, что дети церковников с измалетства приучались смотреть на себя, как на будущих церковников и подготовлялись с измалетства же к вступлению в члены клира, дети же местных церковников были знакомые других для своего прихода и вернее всего могли заручиться «излюбом» от своих прихожан, т. е. такой бумагой, в которой свидетельствовалось, что прихожане известной церкви выбрали и излюбили такое-то лицо для прохождения при ней той или иной должности. Такой порядок замещения мест клириков при церквах был причиною, что нередко известные места при церкви утверждались в каком-либо роде, переходили от отца к сыну, а от этого к его сыну и т. д. И при Всесвятской перкви, при всей бедности сохранившихся о том данных, видим, что, случалось, в течении целого столетия одно и тоже место переходило от отца в сыну и т. д. Так, например, с 1754 и по 1864 года дьячки при этой церкви были Поповы последовательно отец, сын, внук, правнук*. (См. прил. II). Пономарская должность была в фамилии Рупышевых, причем с 1781 - 1871 г. преемственно у отца, сына и внука. С фамилией Рупышева, кроме того, встречаем священника и диакона при этой церкви.

При выборе лиц для замещения вакантных мест, предписывалось избирать, «кого добраго и достойнаго человека». Однако мы встречаемся с указанием, что среди членов причта не всегда оказывались достойные лица по нравственным качествам. Так, например, в указе 5 июля 1746 года из Консистории Преосвященного Гавриила архиепископа Великоустюжского и Тотемского, Устюжского уезда, Орловской волости Всесвятской церкви причетником и церковному старосте и приходским людям, читаем: «По указу Ея Императорского Величества и по приказанию Его Преосвященства велено по доношению вашему и по произведенному следствию оной Всесвятской церкви священника Елисея за сквернословие его в церкви и за отказывание диакону Евфимию от священнослужения и за нехождение к болям с покаянием и к младенцем с крещением и за протчия непотребства и пиянство учинить ему Елисею при собрании градских священно и церковнослужителей жестокое наказание плетми и от священства отрешить и чтоб ему ни где не священнодействовать обязать ево подпискою, которой по наказании и обязан, и о том для ведома послать к вам указ, о чем сей и послан. И Всесвятской церкви причетником и церковному старосте с приходскими людми о вышеописанном ведати». Что в этом случае достойно особенного замечания, так это то, что прихожане избранного ими лица и оказавшегося недостойным звания не защищают и не покрывают, а напротив сами обращаются с просьбою о смене недостойного. Следовательно, в Всесвятском приходе не было места известной жалобе псковск. м. Маркелла (1686), что владеют церквами мужики, которые «с священниками сговариваются на дешевую ругу, кто меньше руги возьмет, хотя которые попы пьяницы и безчинники, тех и приимают, а добрым священником отказывают». В Всесвятском приходе, как видим, прихожане заботились не о дешевизне только содержания членов клира, а и о добрых их качествах.

Избранные приходом кандидаты священства присылались в Устюг в дом Его Преосвященства «к слушанию и к свидетельству и ко обучению священнической должности». Следовательно, на обязанности прихожан не лежало избирать лиц непременно и совершенно подготовленных к прохождению священнических обязанностей; обучение священнической должности происходило при архиерейском доме. На обязанности прихожан было избрать лицо отличающееся нравственными качествами, чтобы избрали «кого добраго и достойного". Следствием этого являлось, в весьма нередких случаях, что кандидаты священства оказывались обладавшими очень незначительными познаниями вообще. Мера этих познаний особенно рельефно обнаружилась при Великоустюжском епископе Варлааме. Согласно Регламенту, епископ этот потребовал от подчиненных ему священников знания наизусть двух изданных Св. Синодом книг, а именно: а) букваря, заключавшего в себе кроме азбуки, краткое толкование десятословия, молитвы Господней, символа веры и девяти блаженств и б) сокращенного катихизиса, в котором наизусть нужно было учить только десять осьмушек малого формата и не мелкой печати. И по поводу этого требования вот с каким «всепокорнослезнейшим прошением» обратился к преосвященному Варлааму Орловской Всесвятской церкви священник Стефан. «В консистории Вашего Высокоархипастырства и в казенном приказе о обучении букваря и подлежащей от катихизиса выписки неоднократными подписками обязан я нижайший, за которое не обучение и наказан был не однажды жестоко. Да и сего 757 году марта 11 числа в казенном Вашего Преосвященства приказе обязан подпискою, под штрафом пятирублевым, чтоб обучиться июля к 1-му числу, и по изучении того явиться к Вашему Преосвященству к слушанию. Но понеже для онаго обучения букваря дано мне не много времени, в которое я всепоследний с крайним прилежанием тщался дненошно (денно нощно) с великим рачением, чтоб все повеленное изустно обучить, однакожь, за природною моею неостротою и за многопрешедшими старости пятидесяти шести леты и за малопамятством и непонятием, букваря вытвердить за краткостию времени, а паче за отдержкою частыми церковными требы, не мог; а от катихизиса краткую выписку изустно знаю... Сего ради, пад пред стопы Ваша святительския, молительне и всепокорнейше со слезами прошу Ваше архипастырство со мною убогим явить свою высокую милость и за непонятство и слабопамятство старости моей еще дать мне нижайшему на обучение оного букваря должайший срок, чрез которое время от всеусердия моего со охотою исполнить желаю.... О сем Ваше Высокопреосвященство наивсенижайше и слезне прошу выше реченной Орловской Всесвятской церкви священник Стефан. Июля дня 1757 году». Что означенный священник не был исключением, необходимо допустить из того, что в старину и школ-то не было, негде было и букварю выучиться. Заботы о заведении школ с тем, чтобы в них учились лица в надежду священства, стали появляться со времен Духовного Регламента. Заботы эти и с этого именно момента явились и в Устюжской епархии. Заключаем мы так из следующей, сохранившейся при Орловской Всесвятской церкви копии с указа о хлебе школьникам. «Указ Его Величества Императора и Самодержца Всероссийского из Канцелярии Устюжской Синодальной Команды Приставу Михаилу Карасову, ехать тебе в Устюжской уезд, в Южскую треть, для того. В указе Его Императорскаго Величества в духовном регламенте напечатано: велми ко исправлению церкви полезно есть сие, чтобы всяк епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических, или и прочих, в надежду священства определенных, и дабы не было роптанья от родителей ученических, за великою оных коштом на учение и на покупление книг, також и на пропитание сынов своих, далече от дому учащихся, подобает, чтоб ученики укормлены и учены были туне и на готовых книгах епископских, и того ради от знатнейших монастырей брать всякого хлеба двадцатую доль, да от земель церковных, где есть, всякого ж хлеба брать тридцатую доль, и насколько б человек стало хлеба оного к пропитанию и иным нуждам (одеяние и ...) и посланному приставу прибыв в помянутую южскую треть и в той трети в монастырех властем, а по приходам, за которыми есть церковные земли, у старост взять подлинные ведомости, коликое число в прошлом 722 году вотчинах всякаго хлеба было в приходе и по взятии ведомостей против вышепоказанного с монастырей двадцатую, а от церковных земель тридцатую доль хлеба из первых высылать с поверенными людми, а из дальних привесть с собою вместе и явиться на Устюге Великом в Канцелярии Синодальной Команды немедленно. У подлинного указу закрепа дьяка Ивана Фирсова, да подканцеляриста Максима Князева. Получены сего 723 года июня 24 дня».

Отсюда мы видим, что сборы на школу открыты были в 1723 году. Однако школа в Устюге была учреждена лишь в 1725 году и собрано детей 15 человек, которые и были изучены букварям с толкованием и грамматике, а потом и школа сия упразднилась за неимением учителя, просуществовавши, таким образом, весьма недолго, и затем восстановлена была уже в 1738 году, при Великоустюжском епископе Луке Конашевиче. (Ист. Росс. Иерарх. т.I.) Учреждавшиеся в ХVIII в. при архиерейских домах школы для образования в них церковнослужительских детей, с течением времени, стали причиной коренной перемены в практике определения на приходы тех или иных лиц, для занятия священнослужительских должностей. Школы выставили совершенно новыя права на занятие этих должностей - не наследственное право и выбор прихода, как это было прежде, а успехи и знания школяра. За школяром, еще во время ученья, зачислялось церковное место, при чем качество сего последнего старались поставить в соответствие именио с успехами школяра, так что, бывало, вслед за изменившимися успехами последнего изменялось и зачисленное за ним церковное место. Эта практика зачисления мест за школярами была впоследствии утверждена Св. Синодом. В указе его от 1770 г. говорится, между прочим, об учениках «которые (б) совершенных лет и не достигли, но они находятся в высших школах, а имеют скоро окончить учения своего курс, за таковыми и без производства в (?) чин могут места утверждаемы быть по пастырскому епархиальных архиереев размотрению» (Истор. спб. акад. 51 - 52). В прежнее время, когда прихожане посылали к архиерею просьбу или излюб, они имели в виду определенного кандидата, известного приходу члена причта своего собственного или же одного из близ окружающих. Теперь, естественно, стали посылаться на приходы школяры и никогда в известном приходе не бывавшие. В поставлении их на места приход не участвовал никаким образом. Наконец, в 1797 году и самые приходские выборы были окончательно отменены. Вследствие этого с течением времени и постепенно, в приходах развилось полнейшее равнодушие к той или иной смене членов их клира. Только в крайне редких случаях прихожане начинают стоять за то или иное лицо и добиваться назначения этих именно желательных приходу лиц; в большинстве же случаев для прихода личность клирика безразлична, и это безразличное отношение прихожан к личностям их клириков выразилось в сложившейся народной пословице: «кто поет - тот и поп, а кто поп - тот и батько».

VI. Состав причта; средства его содержания; численность прихода; общеприходские интересы

Что касается до состава причта при Орловской Всесвятской церкви, то по свидетельству священника Афанасия Васильева с причетниками, 1722 года, при церкви их «из древности определено церковных служителей, а именно священник един, диакон един, дьячек един, пономарь един, староста един. А сверх того древняго определения у той Всесвятской церкви других служителей определенных никого нет, не обретается». По штату 1874 года положено причта три лица: священник, диакон и псаломщик; в 1900 году указом Св. Синода от 26 апреля - открыты вакансии второго священника и второго псаломщика, с упразднением вакансии диакона.

Главным источником содержания членов причта исстари было и ныне есть пользование церковной землей и доходы от прихожан. «А на препитание они церковники прежде сего имели и ныне имеют и впредь иметь будут от данных им церковных пашенных земель и сенных покосов и подаянием от прихожан с довольством» так заявляли в 1731 году прихожане этой церкви о средствах содержания своего причта. (См. прил. 1.) Ныне, кроме указанных источников дохода, имеется еще жалованье членам причта, какового, по штату V класса Высочайше утвержденному в 1854 году, получается священником 78 р. 40 к., диаконом - 17 р. 64 к. и псаломщиком - 26 р. 46 к., всеми 122 р. 50 к. С 1900 года - священнику положено 300 р. и псаломщику 100 руб. Земли при этой церкви находится в одной окружной меже, особо замежованно для священно-церковно-служителей, при генеральном размежевании земель, по геометрическому специальному плану и межевой книге, учиненных в 1783 году 13 ноября всей вообще 138 десятин 724 кв. сажени, в каком числе пашенной 23 десят. 1200 саж., сенного покосу 45 десят. 1200 саж., лесу дровяного 56 дес. 210 саж., под поселением, огородами, гуменниками и коноплянниками 1260 саж., под церковию и кладбищем 600 саж., под проселочными дорогами 1 дес. 750 саж., под полурекою Лузою 9 дес. 204 саж. под бечевником к реке Лузе 2 дес. 100 саж. Из числа сенокосной земли около 20 десятин в настоящее время унесено рекою Лузою; из оставшихся же церковнослужители пользуются половиной, а другою пользуется церковь. По количеству прихожан Всесвятский приход издавна принадлежал к разряду «не малоприходных». В 1731 году здесь было «приходских 116 дворов, в них мужеска полу приходских людей 333 души», (см, прил. 1). В 1771 году «на лицо» было 114 дворов. Что с таким количеством дворов в старинные годы приход должен был считаться действительно большим приходом, в этом мы с несомненностию убедимся, если припомним количество дворов, при коем, случалось, в старинные времена, открывались новые самостоятельные приходы. Так, например, крестьяне Глотовской слободки, в волости Кослане, около 1554 г. «поставили церковь нову и на нове месте святаго пророка Илии ... и прихода к той церкви их волости 13 дворов». (Волог. Губ. Вед. 1850 г. № 52). Или более поздний пример. В 1672 году основался нынешний Палаузский приход в Устьсысольском уезде и прихожан в этом приходе первоначально было только 20 дворов (См. Вол. Епарх. Вед. 1896 г. № 3. Челобитная о построении Палаузской Богородской церкви Устьсысольского уезда). Если в прежние времена являлась возможность составиться самостоятельному приходу из 13 или 20 дворов прихожан, то само собой понятно, что приход с 116 приходскими дворами должен был представляться весьма большим по тому времени.

...

Храм объединял приходских людей. Вместе с постройкой храма и возникновением прихода возникали для всех прихожан общеприходские интересы. На обязанности прихода лежало содержать храм и духовенство при храме, заботиться об избрании церковных старост для ближайшего заведывания церковными суммами, учет и проверка этих старост, заботы о приискании достойных кандидатов в члены причта и пр. Группируясь около храма, прихожане, для разрешения тех или иных интересов, собирались в том же самом храме, именно в его трапезе, и здесь решали, что нужно. В трапезе решались вопросы не только тесно касавшиеся храма или клира, но вообще обще-мирские и обще-приходские интересы. Все выходящее из ряда заявлялось прихожанами здесь, в трапезе, для ведения. Так напр., когда Всесвятский прихожанин, некто христианин именем Григорий «по реклу Климентов» в 1613 году «сподобися преславному видению», то он «пришед ко отцу своему духовному и поведа ему вся в церкви пред множеством предстоящих людей». (Жит. Прок. Уст. стр. 215-217). Но не исключительно для разрешения вопросов и нужд собирались прихожане околи церкви и в церковной трапезе. При храме же происходило и празднование приходских праздников, причем варилось братское пиво «братчина». Для этой последней цели имелись при церкви и специальные котлы, в которых и варилось братское пиво. Празднование братчин в Устюжском уезде было обычным явлением у крестьян и спокойствие на этих празднествах ограждалось даже жалованными царскими грамотами. Так, в жалованной грамоте Царя и в. к. Ивана Васильевича 1549 г. данной протопопу с братьею Устюжского Успенского Собора читаем: «А боярские люди и иные кто ни буди к тем церковным крестьяном на пир и на братчину придет не зван, а они того вышлют вон безпенно. А не пойдет вон, а учнет нити сильно, а учинитца у них какая гибель и та тому гибель платити вдвое, без суда, и без правды». (Румовский. Описан. Великоус. Усп. Соб. стр. 74).

Такими же грамотами ограждались и крестьяне Устюжского Михаило-Архангельского монастыря. В грамоте 1510 г. 8 сент., говорится между прочим: «А наместничьи и волостелиныи и моие Великие княгини тиуна и поселские Вычегоцкие Соли люди к монастырским крестьяном на пиры и на братчины незваные не ездят; а кто к ним на пир или на братчину приедет незван, и они того вышлют вон безпенно; а не пойдет вон, учнет пити силно, а учинитца у них в том пиру или братчине какова гибель: и тому платити та гибель вдвое без суда и без правды». (Савваитова Описан. В.-Устюж. Арх. мон. стр. 52). Следы этих именно братчин, праздновавшихся и Всесвятскими прихожанами, остались в виде тех котлов, в которых варилось братское пиво. Котлы эти сохранялись при храме очень долгое время, так что в церковной описи в 1829 г. читаем: «котлов пивоваренных 1-й по примерности в десять ушатов; 2-й по примерности в пять ушатов и 3-й той же величины».

Полностью часть VI можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1900, № 14 приб, с.352 - 357 и 1900, № 16 приб, с.411 - 413

VII. Старинные церкви в приходе

В пределах нынешнего Орловского Всесвятского прихода в старину были еще церкви: 1, Спасопреображенская - там, где ныне находится Спасская деревня и 2, церковь во имя Пресвятыя Богородицы и другая во имя Николая Чудотворца в деревне Усове починке, в 5 верстах от Всесвятской церкви. О Спасопреображенской церкви в местной церковной летописи записано, что построена она была неизвестно кем, когда, и по какому случаю, и что следы ее видны были еще в 1840 году. В этой же летописи записано, что среди прихожан сохранилось воспоминание, что при Спасской церкви был особый причт, что церковь эта неизвестно кем была разграблена и образ Преображения Господня чудесным образом перешел на Щекинскую гору, где ныне и существует Спасопреображенская Щекинская церковь. Относительно того, как именно образ Преображения Господня оказался на Щекинской горе говорят и так, что образ этот грабителями был отпущен на реку Юг и затем по течению приплыл к Щекинской горе, где и был найден у подошвы этой горы. Если справедлива эта память народная, то Спасопреображенская церковь в деревне Спасской существовала до основания Щекинской церкви. Относительно же этой последней мы имеем следующие данные. В 1538 г. Димитрий Яковлев Щекин приложил Устюжскому собору полдеревни Щекинские (Румовс. Опис. Великоустюж. соб. стр. 106), причем в это время в деревне Щекинской церкви не было. В книги сбора церковной дани 1625 года, читаем: «144, генваря в 20 день митрополичь сын боярской Максим Горяинов да поповской староста, вознесенской поп Иван, и десяцкие обложили вново храм Устюга Великого соборные церкви Успения Пресвятыя Богородицы в домовой вотчине деревни Щекино, церковь благолепного Преображения оброком 5 алтын». (Русск. Ист. Биб. т. XIV ст. 915). Так как Щекинская церковь вновь обложена в 1636 году и ее не значится в книге 1625 года наряду с остальными церквами, то можно заключить, что и возникла она между этими 1625 г. и 1636 годами. Следовательно, церковь в деревне Спасской Всесвятского прихода, как существовавшая ранее Щекинского храма, должна быть построена значительно ранее 1636 года.

О церкви в Усовом починке в церковной летописи читаем: «сию можно назвать домовою, потому как благонамеренные жители сей деревни удостоверяют, что бывший прихожанин сей Всесвятской церкви крестьянин же их деревни Усов некто, как строил сии церкви, так и причт содержал своим иждивением, а между тем принадлежал к Всесвятскому приходу. По смерти сего Усова, по бедности наследников его, церкви сии долгое время оставались в запустении». Судьба этих церквей достаточно описана в указе Устюжской Консистории от 20 декабря 1774 года. Священноцерковнослужители Орловской Всесвятской церкви с приходскими людьми просили: «о разобрании упраздненных в 753 году и состоящих во Всесвятском приходе при деревне починках в пяти верстах двух запечатанных деревянных самых ветхих во имя Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца церквей и о употреблении оных лесу для обжигу к новостроющейся каменной при настоящем погосте церкви кирпича и о выносе из них сколько окажется имущества церковного», на какую просьбу Консисторией определено «оные ветхие церкви по распечатании разобрать и лес употребить на обжиг кирпича и на топление церковных печей и просфор дозволить и при том осмотрев нет ли чего в тех церквах оставшагося годнаго, оное в настоящую церковь всесвятскую велеть взяв в церковную опись записать верно; на местах же тех, где святые престолы стояли, поставить обрубцы, чтоб скотскими ногами попираемо не было». Итак, в 1753 году оба эти храма упразднены были и стояли запечатанными до 1774 года, в каком году и получено разрешение разобрать их вовсе, употребив материал на обжиг кирпича, из самих же храмов, что могло оставаться пригодного, перенесть к Орловской Всесвятской церкви. Так как деревянные церкви, до полной ветхости, могли просуществовать более 100 лет и так как церкви в деревне починках были самые ветхие, то можно предположить, что первоначально построены они были в первой половине XVII столетия.

VIII. Часовня

В приходе имеется одна деревянная часовня в деревне Косьминской. В клировой ведомости за 1832 год часовня эта описана следующим образом: «в деревне Козминском ветхая деревянная часовня во имя святителя Николая Архиспископа Мирликийскаго Чудотворца, в которой, как святыя иконы из оной вынесены к церкви, ни чтения Божественнаго писания, ни пения молебнов никогда и никем не совершается. Когда же оная восприяла первоначальное существование в оной деревне, и по какому случаю, при церкви никаких преданий нет». В настоящее время в часовне этой 9 мая, в день перенесения мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар град, по желанию крестьян означенной деревни, совершается молебствие.

Приложения к описанию Орловской Всесвятской церкви

I. Указ 1731 года о разрешении построить каменную церковь, вместо сгоревшей в 1697 году деревянной церкви

Это приложение можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1900, № 18 приб, с.460 - 465

II. Причт, служившей при Орловской Всесвятской церкви

А. Священники. В 1613 году упоминается священник Григорий, 1623 - упом. поп Терентей Исаков, 1670 – 71 - упом. свящ. Иван Терентиев, 1686 - упом. свящ. Василий Иванов, 1718 – 22 - упом. свящ. Афонасий Васильев Рупышев, 1731 - упом. Свящ. Сергий, 1732 - упом. свящ. Артемий Павлов, 1733 - янв. упом. свящ. Петр, 1741 - священника не было при церкви, 1746 - свящ. Елисей отрешен от священнодействия, 1750 - 52 - упом. свящ. Стефан. 1753 - упоминается свящ. Петр, 1754 - 71 - упом. свящ. Стефан Афанасиев, 1780 – 94 - свящ. Максим Семенов Шергин. В 1794 г. он умер 61 года от роду, 1794 - 1808 - священ. Феодор Денисов Гоголицын, в 1793 году ему было 36 лет, скончался в 1808 г. 1809 - 11 г. свящ. Александр Васильев Попов; умер 1811 г. 1811 - 1824 г. священ. Петр Львов Каплин, природою Устюжской градской Преображенской церкви. сторожевский сын. В семинарии не обучался. Во священники произведен в 1797 г. к Стреленской Успенской церкви, а к Всесвятской переведен в 1811 году. В 1818 году он был вдов, 54 лет и имел дочь Агрипину 12 лёт. В 1824 году уволен от должности; умер в 1829 году. 1825 - 1837 г. свящ. Симеон Петров Вячеславов, произведен на место уволенного от должности священника Каплина в 1825 г. 25 марта по окончании учебного семинарского курса с аттестатом первого разряда. Жена его Агрипина Петрова; можно предполагать, что Вячеславов вышел в дом к Каплину. Умер Вячеславов 11 ноября 1837 года. Природою он был Устюжского уезда Туринской Воскресенской церкви, пономаря сын. Сперва поступил 27 сентября 1811 года в прежде бывшее Устюжское духовное училище, потом в уездное при открытии оного в 1815 году 5 февраля и наконец с 1 сентября 1818 г. в Вологодскую семинарию, где и обучался до 15 июля 1824 г., когда кончил студентом. С 6 марта 1831 г. и до смерти состоял в должности благочинного.

1838 - 1866 г. свящ. Николай Васильев Хватов, из кончивших Вологодскую духовную семинарию в 1 разряде; рукоположен в 1838 г. 6 марта к Орловской Всесвятской церкви; по происхождению Вологодского уезда Димитриевской Широгорской церкви диаконский сын. Умер 1866 г. Благочинным состоял с 14 июня 1855 года в течение 9 лет.

1860 - 1876 г. свящ. Николай Петров Трубицын, происхождением Вологодского уезда пономарский сын. Кончил Вологодскую семинарию в 1848 году в 1 разряде. Ко Всесвятской церкви перемещен от Шемогодской Богородской ц. 18 марта 1866 года. С 1861 г. по 7 сентября 1873 г. состоял благочинным. Умер в конце января 1876 года. При поступлении к Орловской Всесвятской церкви обязался каждогодно давать двум малолетним сиротам Хватовым во время обучения их в духовном училище и семинарии по 25 рублей на человека. Имел камилавку.

1877 - 1881 г. свящ. Павел Афинодоров Миловидов, сын сверхштатного диакона этой церкви, студент семинарии, с 28 июня 1873 года состоял псаломщиком при Всесвятской Орловской ц. Рукоположен во священника к Всесвятской же церкви 22 мая 1877 года. В 1881 году августа 31 дня по указу Вологодской Духовной Консистории за №4819 он за нетрезвую жизнь отрешен от места и низведен на причетническую должность впредь до раскаяния и исправления. Помер 1883 г. 22 февраля.

С 1881 г. и поныне священник Христофор Васильев Смелков, студент Вологодской духовной семинарии, родом Никольского уезда Подосиновской Георгиевской церкви священника сын. По окончании семинарии в 1868 г. определен во священника к Яхренгской Богоявленской церкви Никольского уезда. В 1881 году 2 сентября, согласно прошению, переведен к Орловской Всесвятской церкви. С 17 августа 1891 года и по 31 августа 1891 года состоял испр. должность благочинного 4 Устюжского округа, от какой должности уволен согласно прошению, по причине болезни. Имеет камилавку.

Вторым священником состоит ныне Игафракс Александр. Ржаницын. По окончании Волог. дух. семинарии с званием студента в 1896 году обучался в Императорском Томском университете, где слушал полностью лекции первого семестра и, будучи переведен на второй семестр, за недостаточностью материальных средств вышел из университета по прошению. В 1897 г. 23 мая определен во священника к Нововыставочной Вознес. ц. Сольвыч. уезда. В 1900 году 10 июля переведен к сей церкви на вновь открытую вторую священническую вакансию.

Б. Диаконы. 1725 г. диакон Афанасий Высоцкий. Января 1 дня 1740 г. - Козма Петров Рупышев от Устюжской городской Богаделенной Александроневской ц. из пономарей. 1746 г. диакон Евфимий. 1754 - 60 г. упом. диакон Феодор Иванов. 1781 - 1819 г. диакон Андрей Тимофеев Рупышев, по происхождению священнический сын Чучерской Покровской ц. Обучался в Устюжской семинарии, в богословии. Произведен во диакона 1781 г., умер 1819 г. 64 лет от роду. 1819 - 1846 г. диакон Иоанн Иоаннов Поддьяков, природою Устюжского Прокопьевского собора дьяческий сын; по окончании Вологодской семинарии рукоположен во диакона к сей церкви 29 сентября 1819 г. В 1829 году по указу Консистории штрафован монастырскими трудами, с запрещением священнослужения, через шесть месяцев. В сентябре 1846 года вышел за штат, сдавши место зятю своему Афинодору Миловидову, с условием пропитываться от зятя и с женой. 1846 - 1873 г. диакон Афинодор Стефанов Миловидов, из кончивших Вологодскую духовную семинарию с аттестатом 3 разряда, рукоположен во диакона 22 декабря 1846 года; с 1855 года состоял сверхштатным диаконом при сей церкви, умер 13 ноября 1873 г.; по происхождению был дьяческий сын Вельского уезда.

С 1876 г. и поныне диакон Иоанн Григорьев Сумароков, происхождением Никольского уезда Шолгской Троицкой ц. священнический сын. По окончании высшего отделения Устюжского духовного училища определен в послушники Михайло-Арханг. мон. В 1870 г. 7 декабря определен из послушников Устюжского Михайло-Архангельского монастыря в причетники к Устюжской градской Красногорской Покровской церкви. В 1871 году 16 февраля переведен к Орловской Всесвятской церкви на пономарскую вакансию; 1875 г. рукоположен в сан диакона; 1885 г. назначен штатным диаконом при сей церкви. По упразднении диаконской вакансии, 27 июля 1900 г. перемещен на вакансию псаломщика.

В. Дьячки. В 1623 году упоминается дьячек Сенка Исаков, 1670 - 74 г. упом. дьячек Ивашко Степанов Попов. 1684 г. упом. дьячек Васька Данилов Сумароков. 1752 и 1753 г. дьячек Семен Афонасьев Высотских. 1754 – 1783 г. дьячек Иван Петров Попов; в 1783 г., за старостию (61 года) и болезнями уволен от должности, на его место определен сын его Лев 17 лет, Иван Попов умер 1799 г. С 1783 - 1819 г. Лев Иванов Попов, природою той же церкви дьяческий сын; в стихарь посвящен в 1783 году, когда и определен на место. В семинарии не обучался. В 1792 г. дьячек Лев Попов, по указу Вологодской Духовной Консистории за чинимые крестьянину Никифору Суморокову и жене его ругательства наказан плетьми. По увольнении от должности, умер в 1828 году, у него было три сына, которые и выбыли в послушники в Устюжские монастыри Архангельский, Гледенский и Прилуцкий. С 1819 – 1845 и с февраля 1849 г. по июнь 1850 года Иван Львов Попов, дьяческий сын сей церкви. По исключении из Устюжского духовного училища, посвящен в стихарь в бытность его послушником в Устюжском Троицком Гледенском монастыре 20 июля 1814. В 1818 году был холост, 26 лет от роду и определен в дьячки к Орловской Всесвятской церкви; грамоту же получил 30 мая 1819 года. В 1845 г. вышел за штат, сдавши место сыну своему Стефану Попову; когда же этот последний по своему желанию состоял с февраля 1849 года по июнь 1850 г. в числе братства Устюжского Михаило-Архангельского монастыря, Иван Попов снова состоял дьячком при Орловской церкви и снова же затем вышел за штат в 1850 году. Помер в 1860 г.

1845 - 1849 и с июня 1850 по 1868 год Стефан Иванов Попов. Обучался в низшем отделении Вологодской духовной семинарии, откуда был исключен. В 1845 г. 31 декабря определен был во дьячка на место отца своего, в стихарь же посвящен 1 января 1846 года. При определении на место был холост, 16 лет. С 1849 года февраля месяца, по желанию своему и по определению Епархиального Начальства находился в Устюжском Архангельском монастыре в числе братства до 1850 года июня 26 дня, с которого времени по прошению уволен из монастыря на означенное дьяческое место и об определении на оное вновь имел указ, данный в 1850 году. С 1868 - состоял викарным диаконом Николаевской Варженской ц.

1868 - 1888 - Семен Васильев Усов, пономарский сын Устюжского уезда, кончил высшее отделение Устюжского духовного училища. Находился в Вологодском Заоникиевом монастыре в числе братства с 8 октября 1865 года до 1868 года, в котором году 29 апреля определен во дьячка к Орловской Всесвятской церкви и 4 мая посвящен в стихарь. 1879 года 11 июля рукоположен во диакона. Переместился на диаконскую вакансию в Тотемский уезд на Векшеньгу.

1888 - 1895 г. псаломщик-диакон Александр Николаев Алентов, Тотемского уезда, дьячка сын; по образованию из 4 класса Вологодской духовной семинарии. 27 мая 1884 года определен псаломщиком к Устье-Городищенской Богоявленской церкви, Устюжского уезда. 14 марта 1888 года перемещен на штатную псаломщическую вакансию к Орловской Всесвятской церкви. 8 июля 1890 года рукоположен в сан диакона. Переместился на штатную диаконскую вакансию к Корбангской церкви, Кадниковского уезда.

1895 - 1899 г. Псаломщик Евлогий Петров Жуков, родом Никольского уезда, священнический сын. Уволен из 4 класса Никольского духовного училища. Состоял послушником Устюжского Михаило-Архангельского монастыря, а затем был учителем Шубрюгской церковно-приходской школы, Никольского уезда. Определен псаломщиком к Орловской Всесвятской церкви 25 июня 1895 г. 12 марта 1899 г. согласно прошению перемещен на псаломщическую вакансию к Шатеневской Николаевской церкви Никольского уезда. С 12 марта 1899 г. Димитрий Филиппович Попов из 1 класса семинарии, родом Устюжского уезда псаломщический сын. Первоначально определен был в псаломщики к Шатеневской Николаевской церкви, Никольского уезда, откуда, согласно прошению, перемещен на настоящее место 12 марта 1899 года.

Г. Пономари. 1623 года Оска Сидоров. 1753 г. Семен Рупышев. 1758 г. Андрей Рупышев. 1781 - 1799 г. Мирон Стефанов Рупышев. В 1782 году он был 25 лет; умер 1799 г. На место его поступил сын его. 1800 - 1831 г. Герасим Миронов Рупышев. По исключении из Устюжского духовного училища, нижнего грамматического класса, в 1800 г. 9 января определен на настоящее место и 13 числа того же месяца посвящен в стихарь. Потерялся без вести с 9 ноября 1831 года, 54 лет от роду. На место его переведен 23 декабря 1831 года от Покровской Чучерской церкви сын его: 1831 – 1871 г. Стефан Герасимов Рупышев. Он по исключении из Устюжского духовного училища находился в Устюжском Филипповском монастыре; посвящен в стихарь 4 июля 1826 года; умер 1871 г. 63 лет. 1871 - 1873 г. Иоанн Григорьев Сумароков (см. в числе диаконов).

III. Селения составляющие Всесвятский приход я число прихожан Орловской Всесвятской церкви по клировой ведомости за 1890 год

Это приложение можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1900, № 20 приб, с.502 - 503

IV. Указ 1741 г. о порядке ведения церковными старостами отчетности в церковных суммах и церковном имуществе.

Это приложение можно прочитать в Вологодских епархиальных ведомостях: 1900, № 22 приб, с.556 - 561


Источник:
Шляпин В. Орловская Всесвятская церковь Устюжского уезда: (Несколько сведений из прошлого церкви и прихода) // Вологодские епархиальные ведомости. -
1899. - № 20. - с.498–500; № 22. - с.554–558; № 23. - с.590–593.
1900. - № 2. - с.52–55; № 3. - с.71–73; № 4. - с.94–98; № 7–8. - с.199–203; № 11. - с.262–269; № 12. - с.292–297; № 14. - с.352–357; № 16. - с.411-413; № 18. - с.460-465; № 20. - с.500-503; № 22. - с.556-561.
То же. - Вологда, 1900. - 62 с.

Текст оцифровал С.М.Соколов