Летопись церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Палаузском приходе, начата в 1869 году

Первоначальная история Палаузского прихода

Когда именно населен Палаузский приход, с точностью указать нельзя. Но судя по народонаселению онаго в 1670 году с вероятностью можно относить население оного не ранее конца XVI века и не позже начала XVII века. Во второй половине сего века мы находим уже в Палаузе существование церкви и при ней особого причта или что то же образование самостоятельного прихода. Первое население прихода, по сохранившемуся в приходе преданию составили крестьяне сего Устьсысольского уезда, Киберской волости прихода Спасского, а в последующем времени к ним присоединились крестьяне и других соседних приходов: Пыединского, Гривенского и других. Переселенцев привлекли сюда с одной стороны плодородный грунт земли и обилие сенных покосов по реке Сысоле, с другой – обилие пушных зверей и дичи в огромных и нетронутых в то время лесах, а также обилие рыбы в реке Сысола. Всеми этими удобствами материальной сельской жизни Палаузский приход еще и поныне отличается от соседних к нему приходов, и преимущественно от Киберского прихода.

Нынешний состав Палаузского прихода, число народонаселения и перемены в оном

В нынешний состав Палаузского прихода входят следующие деревни: 1. Погост, 2. деревня Верхнего Конца /Катыд-пон/, 3. Подугорье, 4. Большая деревня, 5. Ярковская /Модлапон/, 6. Кизьяшор и 7. Гагшор. Народонаселение во всех сих деревнях до сего 1869 года возрастало до [пропущено] с [пропущено] душами жителей обоего пола. Но в сем году, по распоряжению Правительства, согласно желанию самих прихожан, из общего народонаселения прихода [пропущено] душ обоего пола переселилось в Тобольскую губернию. Прихожане исключительно состоят из Государственных крестьян финского племени по языку Зыряне и все православного вероисповедания. Нравы и обычаи народа до начала сего столетия были довольно безукоризненные, народ был религиозен, хотя религиозность его выражалась преимущественно в наружном исполнении христианских обязанностей без понимания внутреннего значения обрядности церковной; похвальными качествами народа была честность в исполнении взаимных условий и уважение к правам собственности ближнего – воровство было редкое явление в приходе – а потому очень мало тогда обращалось внимания на устройство благонадежных кладовых с прочными запорами; достаточно было в случае отлучки в оных домохозяев из дому поставить палку к наружной стороне крылечных дверей, чтобы внутренность храмины осталась неприкосновенной от посещения сторонних; и все замки их у житниц и кладовых состояли из деревянных задвижек, запираемых с внутренней стороны через маленькое отверстие снаружи деревянным же крючком. Но в сем столетии, особенно в последнее время, когла крестьяне сего и соседних приходов стали ходить для заработка в Сибирские Губернии, нравы наших жителей сильно стали падать; обманы и даже воровство сделалось не редкостью; господствующими пороками жителей стали леность и пьянство.

История церкви до нынешнего устройства

Дальнее расстояние Палаузского селения от соседних приходов Пыелдинского и Кажимского и неудобство в путесообщении, особенно во второй половине прошлого столетия, когда единственным путесообщением были только реки, рано возбудили в жителях желание иметь свою церковь с особым причтом; так в 1672 году мы находим Палауз уже самостоятельным приходом со своей церковью и своим причтом, несмотря на то, что все население прихода состояло тогда только из 19-ти дворов жителей.

Время построения церкви в Палаузе с точностью определить нельзя, но судя по рукописям, найденным в архиве церковном и относящимся к 1672 году с вероятностию можно отнести начало ее между 1660 и 1670 годами, ибо в рукописях к тому времени относящихся к Палаузскому приходу встречается следующая оговорка: «что прежде была деревня», что указывает на недавнее еще существование церкви. С чьего благословения и позволения построена была первая церковь, тоже неизвестно. Но если отнести начало ее не позже 1664 года, то она построена с благословения Маркелла, Архиепископа Вологодского и Великопермского. Но если же она приняла начало не ранее 1665 года, то построена при Симоне, Архиепископе Вологодском и Белозерском. Впрочем, при каком бы Преосвященном из Вологодских Архиереев она ни была построена, но то несомненно, что до 1680 года она находилась под ведомством и управлением Архиереев Вологодских; с сего времени до 1686 года она зависела от Епископов Вятских и уже с 1686 года перешла под управление Архиереев Великоустюжских и Тотемских. Это видно из нескольких сохранившихся при церкви квитанций в получении церковной дани в Архиерейскую казну. Так сохранились три квитанции под годами 1672, 1673 и 1674-м в получении денег в домовую казну Симона Архиепископа Вологодского и Белозерского; несколько квитанций в получении дани Ионом Епископом Вятским и уже с 1686 года дань церковная платилась в домовую казну Иерархов Устюжских, Александра и последующих за ним.

Первая церковь в Палаузе была деревянная однопрестольная во имя Владимирской Божией Матери, с деревянною же в особом корпусе колокольнею. Какое пространство занимало здание церкви в длину, ширину и высоту, равно и какой архитектуры была она неизвестно. Здание разделялось по древнему обычаю на четыре отделения: алтарь, собственно храм, трапезу и притвор церковный, или паперть; отделения храма делились одно от других капитальными стенами, а притвор церковный был пристроен из досок или тесу; окна были небольшие с рамами вместо стекол из слюды. Внутреннее устройство и украшение храма было довольно бедно. Вот опись тогдашнего имущества церковного.

В Св.алтаре:

Одежды на престол и жертвенник кроме нижней; Св.Сосуды, как то: потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца антидорные оловянные, ковчег для хранения Св.Даров деревянный, Евангелие напрестольное, печатанное в Москве в 1677 году, Евангелисты медные /вероятно сие Евангелие не первое в церкви, ибо как известно, церковь уже существовала до 1672 года/, крест напрестольный деревянный. Иконы во Св.алтаре: образ Пресвятой Богородицы запрестольный /какого названия в описи не сказано/. Крест с изображением распятия Господня деревянный. Иконостас в два яруса, Царские врата деревянные, простые без резьбы, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов; местные образа по правую сторону царских врат: образ Господа Вседержателя, Икона Божией Матери Владимирской, венец и гривна на ней басмяные золоченые, по полям оклад серебряный золоченый, образ Василия Великого, венец и гривна басмяные, образ Николая Чудотворца, Тихона Епископа Амафунтского; по левую сторону царских врат: образ Божией Матери Одигитрия; на пономарских вратах образ Архидиакона Стефана, образ Воскресения Христова, с двунадесятыми праздниками по краям. Во втором ярусе иконостаса иконы Св.Апостолов. Хоругвь одна, с изображением нерукотворного образа Христа Спасителя. Лампады пред местными иконами из белого железа. В трапезной: образ Спасителя нерукотворный; в притворе церковном образ Божией Матери Владимирской; кадило и укропник медные; венцы для брачующихся деревянные; чаща для освящения воды и купель для крещения младенцев деревянная; из одежд священнических были только следующие: одна риза и один подризник бумажные, одна риза крашенинная и один подризник полотняной. Колоколов на колокольне было только два; один весу 1 пуд 10 фунт. , второй 30 фунт. На покупку первого колокола в архиве найдена запись, из которой видно, что он куплен в 1695 году приходским крестьянином Фролком Степановым Шишкиным за семь рублей.

Первая церковь в Палаузе существовала с лишком 100 лет и сломана за ветхостию в 1762 году уже тогда, когда взамен ее построена была новая деревянная же церковь с таковою же в особом корпусе колокольнею. Сия церковь существует и поныне, хотя в оной уже не отправляется никакой службы; она построена в 1762 году об одном престоле и освящена по благословению Феодосия Епископа Велико-Устюжского и Тотемского в том же году 29 сентября того же года заказчиком поповским /Благочинным/ Пыелдинской Николаевской церкви Священником Митрофаном, во имя Рождества Пресвятой Богородицы на новом антиминсе, печатанном на иностранном полотне. Здание церкви занимает в длину с алтарем и притвором 10 сажен, в ширину в алтаре 2 сажени, в главном храме 3 1/2 сажени, в трапезной и притворе 3 сажени, в высоту до креста 7 сажень, алтарь устроен пятистенный, а прочие части храма квадратные, притвор пристроен из тесу, колокольня осьмиугольная, высотою в 7 сажень.

Внутреннее устройство храма такое же, что и в первой церкви; иконы и утварь церковная перенесены из прежней церкви и к описи прежнего имущества прибыли только следующие предметы: ковчег и дароносица оловянные, одежды на Св.престоле и жертвенник кумачные, в алтаре иконы: Знамения Божией Матери с рукояткой для ношения, образ Святителя Димитрия Митрополита Ростовского. Между местными образами в церкви прибавлены следующие: икона Храмового Праздника, Рождества Пресвятой Богородицы, образ Живоначальной Троицы, Священномученика Власия, две хоругви с изображением обе Нерукотворного образа Христа Спасителя. На колокольне прибавлено два колокола: 1-й в 3 пуда и второй в 2 пуда. Первый из сих колоколов перелит в 1860-м году с прибавкою в весе до 10 пудов. В сей во второй церкви в начале нынешнего столетия все почти местные иконы заменены новыми того же размера и наименования, а в 1834 году в церковь пожертвованы управляющим Кажимского завода Николаем Тихоновичем Смирновым Св.сосуды с принадлежностями к Богослужению серебряные, Евангелие обложенное медною отбеленною отделкою с финифтянными изображениями Воскресения Христова и Евангелистов, два напрестольных креста, ковчег для хранения Св.даров, лампады, подсвечник и паникадило медные отбеленные.

Нынешнее устройство церкви

Так как церковь деревянная, построенная в 1762 году, пришла уже в ветхость, то прихожанами при пособии доброхотных подаяний, собираемых по выдаваемых из Духовной Консистории книгам, принялись за построение новой каменной церкви, уже третьей от начала прихода. Сия последняя церковь начата по благословению Евлампия Епископа Вологодского по утвержденному им плану и фасаду в 1850 году. Первое основание оной положено [пропущено] Июня 18[пропущено] году, по молебствии, на котором присутствовали местный Благочинный, Кажимской Димитриевской церкви Священник Лев Заварин, местный Священник Иоанн Заварин и Нювчимского Завода Священник Иаков Попов. Строющаяся церковь положена в основание вместе с колокольнею длиной от западного входа до восточной стены алтаря [пропущено] сажен, шириною [пропущено] саж., вышина церкви предполагается быть в [пропущено] сажен, церковь делится на две половины: восточную и западную, в восточной предположено устроить холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в западной устраивается теплый храм с двумя приделами, на правую сторону во имя Святителя Василия Великого, по левую во имя Святителя Тихона Амафунтского Чудотворца. Первый придел уже кончен в устройстве и освящен 7 октября 1863 года по благословению Христофора Епископа Вологодского, Священниками местным Иоанном Завариным, Нювчимским Иаковым Поповым, Пыелдинским Димитрием Клочковым и Устюжским Иоанном Роговым, на новом Св.антиминсе, освященном Феогностом Епископом Вологодским в 1852 году. На устройство второго придела получено только еще разрешение в сем 1869 году от Павла Епископа Вологодского. В притворе церковном, под колокольнею устроены по правую руку сторожка для сторожа, а по левую палатка для казнохранилища и ризницы церковной. Холодный храм и колокольня еще недокладены в настоящее время.

Чудотворных икон, или других каких-либо вещей церковных замечательных своей древностию, или чем-либо другим в Палаузской церкви нет; церковная библиотека очень бедна, в ней кроме Богослужебных книг и нескольких экземпляров поучений церковных разных авторов, ничего замечательного нет.

Известие о часовнях и кладбищах

В Палаузском приходе находятся пять часовен, а именно: 1-я в деревне Верхнего Конца, в честь Архистратига Михаила и Св.Николая Мирликийского Чудотворца, 2. В деревне Большой, в честь Владимирской Божией Матери и Св.Иоанна Юродивого Устюжского Чудотворца, 3-я в деревне Ярковской, в честь Преображения Господня и Св.Великомученика Георгия, 4-я в деревне Кизьяшерской и 5-я в Гагшор в честь Св.Великомученика Димитрия Мироточивого и Св.Священномученика Власия Епископа Севастийского. Все означенные часовни довольно ветхи, самой простой архитектуры, так что от амбаров или кладовых отличаются только поставленным на них осьмиконечным деревянным крестом, небольшими окнами по одному на правой и левой сторонах и небольшою при входе галереею. Часовни сии современны самому населению деревень, в которых они находятся и поводом к построению их довольно полагать была склонность зырянского народа к праздникам как случаю повеселиться.

Умершие в Палаузском приходе до начала нынешнего столетия хоронились при самой церкви, а с первой половины нынешнего столения, вероятно вследствии какого-либо начальственного распоряжения, кладбище отодвинуто на восток от церкви в полуверсте, где умершие погребаются и по настоящее время. Кладбище сие никогда и ничем не было огорожено и только для означения поставлен на середине онаго деревянный осьмиконечный крест на деревянном рундуке, лиц замечательных чем-либо в числе погребенных нет.

Известие о крестных ходах, бывающих из церкви

Крестных ходов, кроме обыкновенных, бывающих по поводу 1-го Августа и 6 Января на реку для освящения воды, в Палаузском приходе не бывает.

Штат служащих при церкви прежний и нынешний и способы к их содержанию

В каком составе был штат Священноцерковнослужителей при Палаузской Богородской церкви в начале открытия прихода неизвестно; но с 1722 года по штату положено быть при церкви Священнику, Дьячку и Пономарю, штат же оставался без изменения до 1854 года; в сем году при новых изменениях церковных штатов, по случаю назначения причтам жалования, при сей церкви положено быть одному священнику с причетником.

Священноцерковнослужители Палаузской Богородской церкви до 1854 года исключительно находились на попечении прихожан, на содержание их было дано прихожанами пахотной и сенокосной земли до 14 десятин, положено было также давать руги зерном до 7 четвертей. Положение руги до 1864 года было добровольное без всяких актов со стороны прихожан; но в сем году на сбор руги прихожане обязались письменным актом, по которому положено собирать руги по 30 фунт. с каждой ревизской души в приходе, каковой руги законно насбирается по количеству ревизских душ в приходе 21 четверть. К содержанию, получаемому от прихожан, с 1854 года положено от Правительства штатное жалование на причт 96 руб. в год.

Список Священников Палаузской Богородской церкви

1. Никонор Федоров /происхождение его и фамилия неизвестна/, он упоминается в актах между 1671 и 1685 годами

2. Иван Федоров Попов, вероятно брат бывшего священника; фамилия его указывает на происхождение из духовного звания; ибо в древности дети священников часто присваивали вместо родовой своей фамилии название Поповых /т.е. детей/, он упоминается между годами 1695 и 1746-м.

3. Спиридон Иванов Кокшаров, сын священника Ивана Федорова Попова, с 1720 по 1750 год был Пономарем при сей церкви, а с сего времени по 1764 год Священником; в бытность его освящена вторая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он в свободное от пастырских обязанностей время занимался кузнечным мастерством и имел свою кузницу.

4. Иван Савин Кокшаров, сын дьячка сей церкви и сам ранее проходил должность сначала дьячка, а потом с 1760 года – пономаря, во Священника произведен 11 февраля 1770 года и находился при церкви по смерть свою, последовавшую 28 марта 1795 года; с 3 апреля 1777 года был поповским духовником над церквями Пыелдинской Николаевской и Чукаибской Николаевской.

5. Алексей Степанов Кокшаров, сын дьячка сей церкви, с 1785 года был при сей церкви Пономарем, во Священника произведен в 1798 году и находился при сей церкви по смерть свою, последовавшую 3-го Января 1801 года.

6. Николай Дмитриев Распутин, сын Пономаря Ужгинской Афанасьевской церкви, проходил должность сначала Пономаря, а потом дьячка при той же церкви, в 1811 году произведен во Священника к сей церкви, и в том же году 25 июля помер.

7. Иван Петров Куратов, Киберской Спасской церкви Пономарский сын, с 1806 года по 1815 год был Пономарем при сей церкви, а с сего времени по 1831 год Священником; в 1831 году за дурное поведение лишен сана и послан в Енисейскую Губернию на поселение.

8. Иоанн Стефанов Заварин, урожденец Устюжского уезда Теплогорской Богородской церкви Священнический сын, обучался в Устюжской семинарии в Риторическом классе, с 1814 года по 1816 находился Пономарем при той Богородской церкви; с 1816 по 1826 год Диаконом в Устюжском же уезде при Орловской Успенской церкви; в 1826 году произведен во Священника к Утмановской Архангельской церкви Никольского уезда, в том же году был определен поповским духовником; в 1832 году переведен в Грязовецкий уезд к Шуйской Богородской церкви; в 1833 году переведен к сей Палаузской церкви, а в 1865 году по старости лет и по своему желанию уволен в заштат. В память войны 1853-1856 годов награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте. При нем положено основание каменной церкви и освящен в оной теплый придел во имя Св.Василия Великого; при нем же церковь украшена значительно церковною утварью и ризницею.

9. Федор Иванов Соколов, урожденец Сольвычегодского уезда, Верхолальской Архангельской церкви Священнический сын. По окончании курса Семинарии в 1865 году произведен во Священника к сей церкви, а в 1867 году переведен к Киберской Спасской церкви сего уезда.

10. Константин Александр Попов, урожденец сего уезда Пажгинской Благовещенской церкви Диаконский сын. По окончании Семинарского курса в 1858 году произведен во Священника к Киберской Спасской церкви, а в 1867 году переведен к сей церкви, где поныне и священствует.

Список Причетников Палаузской Богородской церкви

Какие были причетники в Палаузском приходе с открытия прихода до начала 18 столетия, сведений не найдено, а с 1714 года причетниками при Палаузской Богородской церкви были следующие лица:

1. Дьячек Сава Иванов Кокшаров, сын Священника сей церкви Ивана Федорова Попова, от упоминается между годами 1714 и 1735; в 1735 году он неизвестно по какому случаю был уволен от должности, а занимался писарем в своем обществе.

2. Спиридон Иванов Кокшаров, брат дьячка Савы Кокшарова, он проходил должность Пономаря с 1720 года по 1750 год в сем году произведен во Священника к сей же церкви.

3. Иван Савин Кокшаров, сын дьячка Савы Кокшарова, он по увольнении отца своего от должности исправлял его должность до 1760 года, с сего времени до 1770 года был Пономарем при сей церкви, а в 1770-м году произведен во Священника к сей церкви.

4. Дьячек Стефан Спиридонов Кокшаров, сын Священника сей церкви Спиридона Кокшарова, он с 1750 года по 1760 год был Пономарем при сей церкви, а с сего времени по 1797 год дьячком; в сем году за болезнею и старостию лет уволен в заштат и в 1805 году помер.

5. Пономарь Федор Парамонов Кокшаров, сын Священника Койгородской Спасской церкви сего уезда. Он определен на должность в 1772 году, а в 1783 году переведен на дьяческую должность на свою родину к Койгородской Спасской церкви и в 1793 году помер.

6. Пономарь Алексей Стефанов Кокшаров, сын дьячка сей церкви Стефана Кокшарова, определен на место в 1785 году, а в 1798 году произведен к сей церкви во Священника.

7. Дьячок Василий Стефанов Кокшаров, брат Пономаря Алексея Кокшарова, в 1794 году был определен в помощь отцу своему на исправление дьяческой должности, а в 1797 году определен настоящим дьячком, и в 1835 году помер.

8. Пономарь Иван Петров Куратов, находился Пономарем при сей церкви с 1806 года по 1815 год и в сем году произведен во Священника к сей церкви.

9. Пономарь Иван Онисимов Попов, Пыелдинской Николаевской церкви Священнический сын, определен на место в 1817 году; а в 1824 году произведен во Священника к Гривенской Георгиевской церкви сего уезда и в 1839 году помер.

10. Пономарь Николай Васильев Кокшаров, сын дьячка сей церкви Василия Степанова Кокшарова, с 1825 года по 1828 год исправлял должность Пономаря при сей церкви, а с сего времени по 1842 год был настоящим Пономарем; в 1842 году произведен во диакона к Пыелдинской Николаевской церкви, а в 1858 году уволен в заштат.

11. Дьячок Александр Иванов Куратов, сын Священника сей церкви Ивана Петрова Куратова, определен на место в 1837 году, а в 1842 году произведен во Диакона к Койгородской Спасской церкви сего уезда и в 1859 году помер.

12. Дьячок Константин Иванов Заварин, сын Священника сей церкви Иоанна Заварина, определен на место в 1842 году, в 1846 году переведен был на Пономарское место к Порубской Преображенской церкви сего уезда, в 1853 году переведен к Койгородской Спасской церкви на Пономарское же место, а в 1865 году уволен в заштат.

13. Дьячок Алексей Иванов Заварин, брат дьячка Константина Заварина, в 1844 году определен был на дьяческое место к Чукаибской Николаевской церкви сего уезда; в 1846 году переведен к сей церкви на дьяческое место, а в 1867 году переведен к дьяческое же место к Пажгинской Благовещенской церкви сего уезда.

14. Пономарь Алексей Иванов Куратов, сын Священника сей церкви Ивана Петрова Куратова, в 1835 году был определен в Пономаря к Ужгинской Афанасьевской церкви сего уезда, к сей церкви переведен в 1842 году, а в 1854 году переименован в дьячка, где и ныне находится.

Фрагменты летописи:


НА РК, ф.230, оп.1, ед.хр.196, с.1-10 (всего листов 64)

см. также челобитную о построении Палаузской Богородской церкви и разделы Заварины и Соколовы-II