Воспоминания старожилов
Из брошюры "Шасская Васильевская церковь. История церкви с начала ее основания".
Нонна Ивановна Меркурьева, 1910 года рождения (на сегодняшний день уже нет в живых) поведала такую историю, услышанную от своих предков.
Давно, когда не было церкви, принесла река Юг своими водами на наш берег Икону Святого Василия Великого. А все связанное с иконами, Богом - знамение, чудо. И возвели на самом обозреваемом и удобном месте – на другом берегу (напротив) в д.Обрадово (раньше эту местность называли пески, с постройкой церкви переименовали в самое подходящее название). На месте, где нашли икону, зажила д. Васильево.
Когда Нонне Ивановне было 19 лет (1929 год), венчалась она в этой церкви со своим женихом. Венчал их батюшка Михаил. Помнит, как ходили встречать Пасху. Посещали церковь и в другие праздники. Особенно почитали престольный праздник церкви - День Святого Василия – 1 января (14 января по новому стилю).
Закрыли церковь в 30-ых годах. Безбожники снимали кресты с церкви, один, говорят ушел в землю, другой хотели перековать (по приказу председателя Акиндина Ивановича). Начался такой град, что выбило всю рожь. Одна женщина – Александра Викторовна - унесла этот крест домой, поставила в Красный угол на чердаке дома и град прекратился (сейчас на месте этих крестов растут березы).
Самый высокий крест (с колокольни) снять не смогли (род того человека, который пытался это сделать весь вымер). Здание церкви больше не разрушали. Тех, кто пытался доставать кирпичи из стен церкви, строго наказывали.
При Советской власти здание церкви приспособили под склад (зерно и т. п.). Старожилы помнят, как таскали тяжести на второй этаж.
Сейчас на второй этаж не забраться, все внутри обвалилось. Внизу через кованые решетки в окнах можно увидеть на стенах лики святых. Ветераны, живущие сейчас, про церковь ничего сказать не могут, сетуют, что во времена их молодости все это запрещали. Но православные праздники чтут. Особенно свой престольный праздник - 23 октября - Киевская. Долго не могли узнать, почему он так называется. Оказывается, когда-то в этот день было видение иконы Киевской Божьей Матери.
До 70-х годов XX века деревни на нашей стороне р.Юг (в ведомости о приходе деревни с Барановского по д.Бычихино) были в Шасском с/с (а когда-то и Теплогорские селения относились к Шасской волости). В д.Обрадово был центр. Летом через реку Юг устанавливали плавучую переправу (бона). Умерших хоронили около этой церкви (сейчас в с.Теплогорье). Жители наших деревень, а их осталось всего пять (Слизовица, Ершово, Васильево, Пестово, Бараново - 105 человек населения), ходят на кладбище помянуть предков, фотографируются у церкви.
Продолжает Н.И.Меркурьева:
Как говорилось в начале, церковь построена на песках. Кирпич для постройки церкви изготовляли на нашем берегу - в д. Васильево. Край деревни до сих пор называют «кирпичное». Там видны заросшие ямы, где брали глину на кирпичи. Через реку Юг была сделана подвесная дорога. В люльках кирпич переправляли на другой берег. В раствор глины для прочности ложили яичный желток (собирали у населения).
После закрытия церкви, жители пытались достать кирпич из стен, и это им не удалось, так прочно кирпичи были слеплены друг с другом (получались одни ощебенки). Около церкви было захоронение служащих церкви. До сих пор есть одна плита с надписью. Остальные плиты использовали под фундамент строящейся Шасской библиотеки в д. Обрадово.
Из воспоминаний Рассохиной М.Н.:
Моя бабушка, Наталья, знавшая все молитвы, часто ходила в церковь и идя туда, надевала самую лучшую одежду. Обязательно молились в церкви на хорошую торговлю, сухой сенокос.
Использованы материалы брошюры "Шасская Васильевская церковь. История церкви с начала ее основания", г. Великий Устюг, 2009 (издание Великоустюгской ЦБС), а также материалы Ямовой О.А. (д.Слизовица, Устюгский р-н), за что автор выражает ей большую благодарность.
см. также Шасская Васильевская церковь