Историческое и статистическое описание церквей Устюгского уезда 4-го округа благочиния
Шасская Васильевская
Местоположение церкви
Церковь сия находится в 4-м округе Устюжского уезда в Шаской по прежнему, а по нынешнему в Устье Алексеевской волости, от уездного города Устюга в 45 верстах, на правом берегу реки Юга по его течению в ¼ версты от оного и в 30 верстах от тракта из Устюга в Никольск, на небольшом песчаном пригорке, окруженном с северо-восточной стороны полями, а с южной и западной лугами, полями и рекою Югом, в селе Обрадове, которое, по песчаному своему местоположению большею частью называется Песками.
Начало церкви
Когда и по какому случаю церковь получила первоначальное свое существование в сем приходе, называемом Шаским, и откуда он получил такое название, об этом ни письменных сведений, ни устных преданий никаких нет; вероятно по случаю пожара, бывшего в 1743 году, во время коего, как видно из некоторых церковных документов1 холодная деревянная церковь Cв. Василия Великого, с таковою же колокольнею от молнии сгорела со всем своим церковным имуществом.
Распространение и значительные перемены в непрерывном порядке существования церкви
Вместо сгоревшей в 1743 году холодной деревянной церкви, была построена другая холодная же деревянная церковь, в то же наименование и на том же месте в нынешней церковной ограде, на западной стороне от настоящей церкви, что доказывает престольный деревянный памятник. Вместо сей обветшалой холодной и другой ветхой же теплой2 начата строить в 1785 году настоящая каменная деревянная двухэтажная церковь Св. Василия Великого с таковою же в одной связи колокольнею, по благословящей грамоте Преосвященного Иоанна Епископа Велико-Устюжского и Тотемского и достроена в 1802 году, на боголюбское подаяние.
Распространение, устройство и особенное улучшение церкви
С 1820 года по настоящее время, старанием священников сей церкви, сделаны внутри и в оной следующие поправки и улучшения: вместо кирпичного пола в нижней Николаевской теплой церкви постлан плиточный каменный; иконостас в трапезе перекрашен и вызолочен; образа местные, кроме иконы Св. Василия Великого написаны снова лучшим живописным искусством; на иконы Спасителя и Божией Матери сделаны две медные серебряные с серебряными золочеными венцами чеканной работы ризы3; Икона же Киевской Божией Матери – Братской, украшена жемчужною ризою с разными камнями и ставками на боголюбское подаяние, старанием приходской крестьянки деревни Крексенова Дарьи Ивановой Вольхиной, которая и дочь ее Акилина Алексеева, по собственному их признанию получили исцеление (будучи одержимы, первая из них расслаблением всего тела, а другая оспою) от иконы Киевской Божией Матери, которую и принесли из Киева. Лампады и подсвечники пред всеми иконами в верхней и нижней церкви посеребрены. Церковь и колокольня вместо деревянной крыши покрыты железом и выкрашены зеленою краскою; слиты 2 колокола, 1-й в 82 пуда и 34 фунта, 2-й в 39 пудов и 15 фунтов. Вместо деревянного в верхнюю церковь крыльца делается с дозволения Преосвященного Евлампия бывшего Епископа Вологодского и Устюжского каменное, на кошельковую сумму.
Престолы, празднества и приделы церкви
Престолов в настоящее время при сей церкви два. Первый в верхней холодной церкви во имя Св. Василия Великого Архиепископа Кесарии-Каппадокийского, освященный по благословению Преосвященного Онисифора Епископа бывшего Вологодского и Устюжского в 1815 году июня 9 дня, празднование коему совершается 1-го января. Второй в нижней теплой во имя Св.Николая Архиепископа Мир-Ликийского Чудотворца, освященный по благословению Преосвященного Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского в 1788 году июля 2 дня, празднование коему бывает 9-го мая. Кроме престольных праздников, празднуется еще каждогодно с 1820 года в 10-е октября Божией Матери в честь принесения иконы Ея из Киева. Приделов церковь не имеет.
Иконы
Святых чудотворных, явленных и замечательных по богатству и древности икон нет, кроме иконы Киевской Божией Матери, от которой по принесении ее из Киева, по сказанию некоторых, первоначально были и чудеса.
Благочестивые обычаи и установления
Из благочестивых местных обычаев и установлений кроме общих христианских, замечательны еще посты, молебствия в домах, на полях прихожан и путешествия ко святым местам. Сверх постов установленных церковью, многие их прихожан соблюдают еще два поста. Первый с 1-го июля по 8-е Св. Праведному Прокопию Устюгскому Чудотворцу. Второй с 9 по 20 июля Св.Пророку Илии. Молебствия в домах отправляются по случаю новоселий, болезней, и падежа скота, а на полях для сохранения оных от губительства и для благословения плодородия. Путешествуют к Святым местам каждогодно немногие из прихожан в Киево-Печерский, Соловецкий и Тотемский монастыри, и в некоторые другие места, где почивают нетленные мощи святых угодников Божиих. Женщины большею частию ходят молиться в Усть-Недумскую прежде бывшую пустыню и в Подосиновец (в Никольском уезде) в 9-ю по Пасхе пятницу для отправления молебствий Св. мученицы Параскевы.
Суеверия
Суеверных обычаев и расколов в сем приходе нет, кроме старообрядческого сложения перстов при изображении крестном, и маловажных народных поверий и замечаний, как-то: дней, снов и встреч, легковерие в силу снов, в домовых, лесных и водяных духов, в нашептывание для излечении болезней, в привидения теней умерших и гадания бобами и картами, но все это, при ревностном старании пастырей церкви, приметно слабеет и прекращается.
Надписи
Замечательных надписей, на сосудах, иконах, крестах, колоколах и прочей церковной утвари, никаких нет.
----------
1. Из одного прошения на крестьянина Семена Яковлева Чебыкина
2. Теплая деревянная церковь находилась на северной стороне от бывшей холодной деревянной в равнине, под песчаным пригорком. Это доказывает престольный памятник. Когда именно и с чьего позволения обе сии деревянные церкви были построены – неизвестно.
3. Первая из них сделана усердием означенной церкви диакона Григория Рупышева, а другая усердием приходского крестьянина Ивана Иванова Третьякова, на что употреблено суммы 120 руб. серебром.
Источник: ГАВО, Фонд № 883. Оп.1. Д.183. лл.28-30
см. также Шасская Васильевская церковь