Щекинская Спасо-Преображенская церковь

Автор: О.Б.Зенкова (Великий Устюг), 2010

Основана в середине 30-х годов XVII века.

В «Книге церковной дани», датированной 1625 годом, имеется припись: «144 году [1636] генваря в 20 день, митрополичь сын боярьской Максим Горяинов да поповской староста, вознесенской поп Иван, и десяцкие обложили вново храм Устюга Великого соборныя церкви Успения пресвятыя Богородицы в домовой вотчине деревни Щекина, церковь благолепнаго Преображения оброком 5 алтын». Спасская церковь и в 80-е годы XVII века находилась в разряде «оброчных» церквей (кроме нее оброчной являлась еще Косковская Георгиевская), тогда как остальные платили «белочный оклад», куда больший, чем щекинская.

До 1764 года Щекино принадлежало Успенскому собору, было его «домовой вотчиной». Именно благодаря клиру главного устюжского храма и возникла первая церковь на щекинском погосте. Соборяне снабжали храм утварью и книгами, хотя и не всегда бескорыстно – так, за 1644-63 годы в приходной книге собора помечено: «Того же году [1650] продана старая книга печатная месяц август Минея на Щекино, взято рубль 17 алтын 2 денги». Старост довольно длительное время назначали по указу. К примеру, в 1677 году половнику из д. Шустово Гавриле Михееву Старковскому – Плескуньину велели быть в церковных старостах «для всякого присмотру» за церковью. Он исполнял обязанности до 1693 года, затем «Щекинского погоста Спасо-Преображенской церкви прихоцкие люди … и все того приходу крестьяне» выбрали в старосты «Ванку Петрова Пермитиновых» и «Куземку Аврамова Токмаковых», о чем и поставили в известность соборные власти.

Как и все русские приходские храмы, Спасо-Преображенский состоял из холодной и теплой церквей, причем теплая отличалась скромными размерами. В холодном – собственно Спасском - храме находился тябловый двухъярусный (с местным и Деисусным рядом) иконостас с 13 иконами, резными колонками и сенью на царских вратах. В местном ярусе стояли храмовая икона Преображения Господня, «межвратная» (расположенная между царскими вратами и пономарскими дверями) икона Богородицы Одигитрии, иконы великомученика Георгия, святителя Николая Чудотворца, Ильи пророка. На всех местных образах имелись серебряные «басемные»1 или резные гривны; наиболее почитаемые - Богородицы и Спасителя – были украшены особо. Так, в «Росписи церковных вещей» за 1665 год сказано: « …Икона Преображения штилистовая, обложена сребром резным и позлощено, венцы у Вседержителя и Пророков сканные с финифтом, цата сребряная чеканная, другая басемная. У Спасова же образа ожерелейце жемчюжное…, на гойтане крест прямой коробчатой, да 3 креста сребряных с финифтом, да 9 крестов золочаных, да крестов же серебряных 51, да перстень, да колечко…». На иконе Одигитрии также имелись серебряный золоченый, но басемный оклад, серебряные резные цаты и басемные венцы, «привесы», – серьги, кресты, перстни, жемчужное «ожерелейце»2. Серебряными накладками были украшены Евангелие, напрестольные кресты, запрестольные иконы, а также иконы Богородицы, Господа и угодников в теплой церкви.

Среди церковного имущества отмечены медные и деревянные подсвечники («…две древяных [свечи] с насвещники белыми»), оловянные Богослужебные сосуды, медная водосвятная чаша и 4 «паликадила», из которых одно большое «яблок прорезной, о 8 дугах». В 1774 году из собора «ко Спасу» на Щекино были даны «блюдо, медь зеленая, ложчатое, да ковшик медной, кадило, укропник, ковшик медной, котел медной ведр в 20, другой ведра в 4».

В 1680 году в храме снова производилась перепись имущества в связи с поставлением нового пономаря. В «тяблех» уже насчитывается 36 икон – почти втрое больше прежнего, из чего можно заключить, что или увеличилось количество рядов в иконостасе, или его вообще перестроили заново. В местном ряду добавились образа – Спас Нерукотворный, Рождество Богородицы, Происхождение Честного Креста.

Деревянные храмы прослужили до начала XIX столетия. Тщанием прихожан первой в камне выстроена теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери, чуть позже над ней возведен второй этаж и устроена холодная Спасо-Преображенская церковь. Теплый храм в 1794 году освящен знаменитым иконописцем, протоиереем Успенского собора Василием Аленевым, а холодный в 1807г. – игуменом Троицкого монастыря Германом. Окончательный вид («церковь двухэтажная с колокольней в одной связи») храм принял не скоро. В клировой ведомости за 1840 год сообщается, что колокольня все еще не завершена: выложено 7 сажен (14 метров) «и еще по плану должно выкласть 3 сажени и 2 аршина». В следующем, 1841 году, кладку завершили, но еще оставалось сделать крышу и шпиль. Таким образом, от начала строительства и до его завершения прошло более 50 лет: грамота на построение была прихожанам выдана еще в 1789 году.

В 1840-60 годах церковная территория занимала 95 кв. сажен (из них 37 кв. сажен приходилось на приусадебное хозяйство священно- и церковнослужителей, которые выращивали для своих семейств картофель, лук, редьку); храму принадлежало 58 кв. сажен пашенной земли (высевалась 1 четверть зерна, урожай шел на различные церковные потребы), 5,5 десятин сенокоса. Причт состоял из священника, диакона, пономаря и дьячка; они жили в собственных домах. До введения штатов в 1864 году всем членам причта от крестьян выплачивалась руга согласно рангу: священник получал 39 четвертей ржи и овса, диакон – 19 ½ четверти, дьячок и пономарь вместе -19 ½ четверти хлеба. Деньгами или по согласованию дополнительно оплачивались различные требы и молебны. Кроме того, за «славы» в праздники – на Пасху, в Рождество, а также в день Петра и Павла все церковнослужители получали подношения от крестьян как продуктами (маслом, яйцами, крупой, печеным хлебом), так и деньгами.

В приходе Спасо-Преображенской церкви состояло 27 деревень, из них 11 черносошных, 16 - экономического ведомства, ранее принадлежавшие монастырям и церквям Устюга.

Ризница храма понемногу пополнялась; с годами изменялся и интерьер. Согласно описей 20-х- 30-х годов XX в., в холодном храме находился четырехъярусный деревянный с белым фоном иконостас, в теплом – двухъярусный с розовым фоном. Тот и другой были украшены позолоченными колонками и резьбой3. На колокольне имелось 8 колоколов, из которых «большой» весил 101 пуд 34 фунта, «часовой» - 44 пуда, «средние» (2) – по 10 пудов и «подзвонки» (4 шт.) – по 2 пуда 26 фунтов каждый. Вокруг церкви стояла каменная ограда с железными решетками по парадной стороне, и деревянными решетками по другим сторонам.

Весной 1922 года по всем храмам Северо-Двинской губернии проводилась реквизиция серебряной утвари и ювелирных предметов, «не представляющих надобности» для службы. В марте из Щекинского храма были изъяты: 1) крест серебряный, весом 55 золотников, 2) крест серебряный, не значащийся в описи, 84 пробы, 3) Потир серебряный с дискосом, звездицей и лжицей, без пробы (- итого 4 Евхаристических предмета), 4) Дарохранительница серебряная, 84 пробы, 5) 4 серебряных угольника и один средник (- с Евангелия), без пробы, 6) одна серебряная накладка с доски маленького Евангелия, 4 угольника и один средник, 84 пробы, общим весом 4 фунта 61 золотник. Под актом передачи есть примечание: «Маленький крестик записанный в настоящем акте №2 по просьбе председателя ц/с Старковского Василия Семеновича, изъявившаго желание выкупить крест, дать два серебряных рубля, оставлен в пользование церкви и заменен двумя серебряными рублями…».

28 мая по распоряжению уездной и губернской комиссии Помощи голодающим представители верующих4 сдали серебряные крест, кадило и 6 венчиков с икон, общим весом 3 фунта 83 золотника и три ожерелья из мелкого жемчуга со вставками из цветных камней на фольге, весом 30 золотников. На 1926 год из серебряной утвари и украшений в храме остался лишь один Евхаристический прибор, дароносица, да еще серебряная позолоченная риза на иконе Преображения в иконостасе холодного храма.

На 31 июля 1923 года в приходе Спасо - Щекинской церкви состояло 3493 человека, в том числе «свыше 18 годов» - 1879. В 1926 году из трех служителей церкви осталось двое – священник Попов Стефан Александрович, 1885 года рождения, и псаломщик-диакон Сумороков Леонид Семенович, 1883 года рождения. Оба служили здесь по найму, первый с 1918 года, второй – с 1905 года. По закону «О социализации земли» земельного участка им не полагалось; проживали оба с семействами в «несовершенно отстроенных домах», у старшего по чину имелись хлев, баня, корова и половина поросенка, вторая половина принадлежала Суморокову. В 1930 году в анкетах они указали свое жалованье. «Размер вознаграждения» с 1 января 1930 года у о. Стефана составлял 75 рублей в месяц + 5 пудов хлеба в месяц, о. Леонида – 50 рублей в месяц.

24 апреля 1930 года община прошла перерегистрацию и получила удостоверение с указанием «толка» - «сергиевцы»5.

14 августа 1932 года к своим обязанностям приступил новый священник, о. Алексий Чевский, до этого - настоятель Варженского Иоанно-Богословского храма. Будущий политзаключенный, много лет проведший в тюрьмах за исповедание веры, о. Алексий прослужил в Щекинской церкви до 25 января 1933 года, а затем власть в храме захватили обновленцы. 10 апреля 1933 года обновленческим епископом Иоанном к Спасо-Преображенской церкви был рукоположен ростовчанин Сергей Алексеевич Струков. В 1936, последнем году существования храма, «окормлял» паству некий Савельев Петр.

Судьба Спасского храма решилась на заседании Президиума В-Устюгского райисполкома 15 февраля 1936 года. В протоколе № 13, пункте 36 параграфа 6, записано следующее:

«Слушали: заявление гр[ажда]н Щекинского с/совета о закрытии Щекинской церкви и передачи ее под МТС, а в то же время заявление об отказе культа и церковного совета от службы с 1/II. с.г. , служба не проходит, церьков закрыта и ключи переданы в с/совет. За закрытие церкви высказалось большинство верующих.
Постановили: Считая массовый запрос гр-н представивших в РИК протокола и заявления о закрытии церкви и отказе культа от службы с 1/II.-с.г. в Щекинский с/совет, просьбу гр-н о закрытии Щекинской церкви и передаче помещений под вновь организованную М.Т.С. удовлетворить…».

По справке сельсовета за 1938 год, Спасо-Преображенский храм стоял пустым; в 1939 году в нем располагался склад.

В 1954 году церковное здание, принадлежавшее уже Горпищекомбинату, претерпело очередное переустройство - исполком райсовета разрешил произвести разборку колокольни и выполнить капитальный ремонт помещений бывшей церкви. Колокольня, однако, осталась практически целой.

В настоящее время церковь Спаса Преображения имеет значительные разрушения, никем не используется.


Примечания:

1. Басма – техника украшения металла путем тиснения узора.

2. Обычно прикладывались прихожанами в благодарность за исцеление, помощь в делах и т.д. По описи 1674г. среди привесов к иконе Преображения числятся еще «2 ока».

3. Год постройки не указан.

4. Священник Стефан Попов, председатель церковного совета Старковский В.С., член совета Чернорицкий С. Е. и староста Черепанов А. А.

5. Название сторонников заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия Страгородского (-с 1943г. – патриарха РПЦ), подписавшего в 1927 году декларацию о признании советской власти и призывавшего к лояльности к ней.


Автор благодарит О.Б.Зенкову за предоставленные материалы.