Из книги "Памятники архитектуры Кировской области"

Церковь Троицы, 1782—1790; 1870-е гг., с. Шолга.

Расположена на пологом склоне при въезде в село с южной стороны. Восточным фасадом обращена к р.Юг, береговая терраса которой обрывается в нескольких метрах от стен церкви. Западный фасад выходит на кромку дороги, переходящей в центральную улицу села.

Первая деревянная церковь Флора и Лавра на р. Шолге упоминается в окладных книгах за 1618 г. Река, давшая название месту, превратилась теперь в небольшой ручей, разделяющее село на две части. В буквальном смысле «шолга» означает «мачта», в переносном — «мачтовик» — тип леса, который использовался для кораблестроения.

Кирпичный, двухэтажный, пятипрестольный храм. Является вторым по возрасту архитектурным памятником в районе. Построен на сборы прихожан. Нижняя теплая церковь освящена 10 января 1790 г., главный престол в холодном верхнем храме — 19 сентября 1799 г. В 70-х гг. XIX в. боковые фасады на уровне нижнего света были полностью застроены дополнительными приделами. Здание значительно увеличило размеры в плане, повысилась его вместимость, но цельность архитектурного облика, содержащего ряд особенностей, характерных для культовых памятников устюжской школы 2-й пол. XVIII в., была непоправимо нарушена. Тогда же удлинили трапезную, объединив ее с отдельно стоящей колокольней крытым переходом. В 1887 г. на средства В.И. Ивановского интерьер трапезной верхнего храма был заново расписан. В работе принимал участие живописец Кузнецов. По первоначальному назначению церковь использовалась до закрытия в 30-х гг. XX в. Затем в ее помещениях разместили зерносклад и мастерские колхоза «Будённовец». Колокольню разобрали (сохранился нижний ярус). В настоящее время памятник пустует.

Объемно-пространственное решение Троицкой церкви традиционно для двухэтажных культовых построек с завершением ярусного типа, имеющих продольную планировочную схему. Ступенчатый характер размещения пятигранных алтарных апсид, слабо выраженные полуглавия четверика, высокая кровля с крутым подъемом, на которой установлены три убывающих по высоте и массе восьмерика, сообщают памятнику выразительную силуэтную композицию. Столп высокой массивной колокольни создавал вторую вертикаль, оттенявшую своими формами легкий взлет венчающих частей основного храмового ядра.

Внутреннее пространство нижнего храма, в центре которого анфиладная система переходящих церковных залов, представляет собой замысловатую совокупность помещений старой и новых частей здания. Растесанные окна четверика и трапезной превращены в проемы, соединившие северный и южный приделы с основными помещениями. В юго-западной части трапезной ломаной перегородкой выгорожен алтарь пятого придела. С запада планировочная ось ограничена глухой камерой нижнего яруса колокольни, в которой находилась сторожка. Вход в храм устроен через два боковых проема в притворе, соединяющем колокольню с трапезной.

Планировочная композиция верхнего храма более компактна. В центре ее — вытянутый вдоль продольной оси четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с узкими диагональными гранями. Развитость апсиды обусловлена габаритами расположенного под ней помещения собственно церкви. Просторная двустолпная трапезная сообщается с храмом тремя арочными проемами. На второй ярус колокольни, являющийся сенями храма, ведут два лестничных марша с южного и северного фасадов. Над новыми приделами и трапезной верхнего храма — плоские деревянные перекрытия. Коробовые и цилиндрические кирпичные своды с распалубками перекрывают все остальные помещения церкви.

Фасадный декор включает плоскостные мотивы барочного характера. Трехчастная разбивка стен четверика осуществлена «тосканскими» пилястрами на постаментах, убранных вертикальными ширинками. Углы четверика выпущены между сдвоенными пилястрами, углы апсид — прикрыты пилястрами. Валиковые уступчатые обрамления окон дополнены бровками двух типов — обычным и волнистым, а также филенками, расположенными под проемами верхнего света. Карнизы включают пояс городков-кронштейнов. Усиливающееся влияние столичного классицизма отразилось в упрощении отдельных элементов декора.

Размеры памятника в плане: длина — 54,5 м, ширина — 30 м, высота — ок. 45 м.

В 1983 г. по решению облисполкома Троицкая церковь поставлена на госохрану как памятник архитектуры местного значения.

Даже в искаженном и запущенном виде памятник сохранил барочную динамику своего художественного облика и роль главной архитектурной доминанты села.

Церковь Скорбящей Богородицы, 1869 г., с. Шолга.

Расположена на территории кладбища в 0,5 км к югу от с.Шолга. Небольшой каменный храм, одиноко поставленный на возвышенном левом берегу р.Юг из расчета на обозреваемость с дальних точек, полностью скрыт зеленью разросшейся кладбищенской рощи.

В основу объемно-планировочного построения памятника положены план и фасад «церкви на собственную дачу Его Императорского Величества» из IV альбома проектов архитектора К. А. Тона.

Формы и декор церкви эклектичны. Двусветный четверик, увенчанный традиционным пяти-главием, построен по типу бесстолпных храмов. Основной объем на уровне нижнего света дополняют трехчастная апсида сложного 9-гранного очертания с трапециевидным выступом посредине и узкий нартекс, соединяющийся с притвором, который устроен в помещении нижнего яруса колокольни. Двухъярусная звонница, тесно прижатая к западной стене церкви, одной высоты с храмом. Крыльцо, имевшее вид портика на двух столбах, не сохранилось. Выразителен силуэт памятника, включающий низкий шатер колокольни с оригинальным навершием в виде многогранного «бочёнка» со сплющенной главкой и высокие декоративные барабаны с крупными главами. Общий для завершения стен всех частей здания щипцовый мотив с разным уклоном скатов и ажурные кованые кресты дополняют композицию церкви.

Северный и южный фасады четверика делятся на три прясла уступчатыми пилястрами с незначительным выносом более широкой центральной части. Здесь помещаются в два яруса арочные окна, объединенные общим наличником двухобломного профиля. Нижние проемы дополнительно очерчены перспективно заглубленными арками и тремя ширинками. Декорируют фасады аркатурные пояски барабанов, арочные пролеты звонов с сухариками по линиям архивольтов, скромные тяги карнизов и угловые лопатки.

К особенностям планировочного и конструктивного решения следует отнести утолщения угловых участков четверика, что позволило сосредоточить на них нагрузку от малых глав, принять распор от глухого 8-лоткового свода и разгрузить стены, сделав их достаточно тонкими. В толщу западных пилонов очей рационально были встроены две голландские печи. Пространство алтаря, включающее открытые заоваленные помещения жертвенника и диаконника, перекрыто конхами, переходящими в лотки. Над притвором и нартексом своды цилиндрические.

Размеры в плане: длина (с крыльцом) — ок. 27 м, ширина — 13,5 м.

Памятник представляет собой несомненный интерес как единственная в районе культовая постройка подобного типа с нестандартным объемно-планировочным решением.

Источники:

Берова И.В., Скопин Е.Л. Памятники архитектуры Кировской области. Выпуск 2. Афанасьевский и Подосиновский районы. - Киров, 2002. - с.67-70.

Сканы взяты с сайта www.archidesignfrom.ru


Дополнение (из вып.4)

Пятипрестольный Троицкий храм ярусного типа в два апартамента. Нижняя теплая церковь была освящена 10 января 1790 года, а главный престол верхнего храма - 19 сентября 1799 года. В нижнем храме декоративное убранство утрачено полностью. В интерьере верхнего храма сохранились росписи, которые, согласно авторскому тексту, помещенному на участке западной стены трапезной, были созданы в 1887 году живописцем Кузнецовым на средства В. И. Ивановского.

Живопись алтаря имеет большие утраты. Сохранившиеся фрагменты располагаются на среднем лотке: с восточной стороны в конхе апсиды: часть композиции «Сошествие Святого Духа», в зените - изображение Святого Духа в виде голубя в сиянии, ниже - Богородица со святыми женами и два апостола, далее - полное осыпание красочного слоя.

Наиболее насыщено живописно-декоративным убранством высокое пространство собственно храма, состоящее из двух верхних ярусов последовательно уменьшающихся световых восьмериков и четверика. На своде верхнего восьмерика изображен Христос Вседержитель, на глухих диагональных стенках - пророки.

Нижний восьмерик украшен по диагональным лоткам свода изображениями евангелистов. На широких лотках свода четверика нанесены четыре крупных клейма сложной формы. С восточной стороны изображен град небесный Иерусалим; слева в нижнем углу находится надпись «Р. 1886 г.», которая, возможно, свидетельствует о времени создания этой живописи. На южной части свода написан сюжет «Воскресение Христово», на северном лотке - «Вознесение Христово», на западном - «Рождество Христово». Южная и северная стены четверика прорезаны шестью проемами в два ряда, в простенках между которыми расположены клейма евангельского цикла. На южной стене:

«Положение во гроб», «Причащение апостолов», «Вход в Иерусалим»; левое клеймо с тремя херувимами, вероятно, обрамляло напольный киоте иконой. Образцом сюжету «Положение во гроб» послужила одноименная евангельская иллюстрация Г. Доре. На северной стене изображены композиции: «Явление Христа Марии Магдалине», «Осязание Фомы», «Исцеление расслабленного» и три херувима в киотном клейме. На западной стене живопись располагается в два яруса. Главное клеймо верхнего уровня - «Крещение Христа» - находится в широком простенке над входом и выделяется сложной формой богатого декоративного обрамления. Тот же орнамент составляет окантовку двух других сюжетов - южного «Сретение Господне» и северного «Преображение Господне», расположенных под окнами.

Трапезная верхнего храма имеет частично сохранившиеся росписи Богородичного цикла. На южной стене изначально было написано три сюжета, из которых первый - не сохранился. Объединенный общей рамой второй и третий, надписаны: «Введение Богородицы во храм» и «Рождество пресвятой Богородицы». На северной стене клейма с росписями были расположены аналогично; из них сдвоенные утрачены полностью, а на частично сохранившемся западном клейме изображен блаженный с двумя святыми женами. Над боковыми арочными проемами восточной стены помещены символические композиции из священных предметов: над южной аркой - крест, потир и Библия; над северной - митра, крест со змеёй и скрижали Завета. Портал западной стены фланкирован гризайльными «колоннами» и декорирован живописью «под мрамор». Слева и справа от портала находились два текстовых клейма. Сохранившийся фрагмент содержит роспись художника Кузнецова: «...поправкою икон и позолотою (1880) году... и снова освящена (7389), о воплощении же Бога... в 3(7) при державе Благочестивейшего самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Александра Алекcандровича всея России, по благословлению Пресвященного Феодосия епископа Вологодского и Устюжского, благочинным настоятелем сего храма священником Андреем Поповым, при местных Священниках Алексие Попове и Асигкрите Меньшикове. Стенною живописью украшен в 1887 году по рисунку, утвержденному преосвященным Измилием, епископом Вологодским, средствами и усердием местного прихожанина Василия Иванова Ивановского, а иконостас попечительством. Живописец Кузнецов». Столпы трапезной с трех сторон украшены колоннами, написанными в технике гризайль на синем фоне. С внутренней стороны на столпах находятся ростовые посвящения святым. На южной опоре св. пророк Моисей со свитком в руках; «в начале сотворил Бог небо и землю...», на северной - св. первосвященник Аарон. Картуши под изображениями оставлены свободными.

«Уборка» храма весьма специфична и характеризуется применением только «объемной лепнины»: художник использует технику гризайли, имитируя различные архитектурные элементы и объемную скульптуру. Вычурные рамы, картуши, предназначены для обрамления сюжетов и надписей, оформления проемов, организации пространства по ярусам, создания дополнительных визуальных объемов. Обращает на себя внимание гипертрофированное несоответствие масштаба пышной декорации относительно формата собственно изображений в клеймах. Художественная манера церковных росписей различна: в ней отчетливо проявляется почерк, по меньшей мере, двух мастеров. Роспись алтаря, вероятно, более ранняя, по времени, создания. Основная стенопись храма и трапезной, появлению которой предшествовала капитальная реконструкция здания с расширением нижней церкви в 1870-х годах, выдержана в академической манере. Декор, имитирующий лепнину, возможно, выполнял помощник - «уборщик». Общий холодный колорит росписи построен на преобладании насыщенного синего и темно-голубого цветов в сочетании с белым, терракотовым, розовым, бирюзовым и красным.

В целом монументально-декоративное убранство Троицкой церкви села Шолга - редкий пример одного из сохранившихся подписных и датированных памятников провинциального живописного храмового убранства последней четверти XIX века.

Материалы экспедиции ВятГУ, ФАМ, TXOM, 23.06.2008

Источник:

Скопин Е.В., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 4. Верхнекамский и Даровской районы. - Киров, 2010. - с.269-270, 352-353.


Дополнение (из вып.5)

Подосиновский район, с.Шолга, кон.XV - нач.XVI вв.
Церковь Троицы, 1782-1789, 1870-х гг.

Дополнение к статье о Троицкой церкви в Шолге вызвано получением фотографических снимков нач. ХХ в.‚ которые любезно предоставил С.М.Соколов (г. Нижний Новгород), с изображением храма и застройки села в окружающем пейзаже. Из двух снимков наиболее интересен тот, на котором церковь показана с противоположного, правого берега р.Юга. Здесь отчетливо видна церковная ограда, просматривается расстановка боковых калиток, фиксация углов декоративными башенками и площадь охвата оградой пространства территории, непосредственно примыкающей к храму.

Источник:

Скопин Е.В., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 5. Верхошижемский район. - Киров, 2011. - с.212