Уфтюга православная

Автор - Г.Н.Лапина (Верхняя Уфтюга)

Народ на Уфтюге жил небогато при скудных землях и сложных условиях северной природы. Был он терпеливым и выносливым, трудолюбивым и сметливым, гостеприимным и приветливым. Любил шутку и изукрашенное слово, которыми до сих пор изобилует простонародный уфтюжский говорок.

Душа его старалась жить свято, по-божески, по совести. Бога чтили. И особая роль в духовной жизни прихода отводилась священству, среди которого были истинные пастыри. Они молились за свою паству, с радостью неся тяжёлый крест пастырского служения, освещая светом Евангельского учения души прихожан. Батюшки служили литургии, молебны, панихиды; совершали таинства крещения, венчания, исповеди, причастия, соборования, отпевания умерших; выступали с проповедями, активно участвовали в становлении и развитии церковно-приходских школ; вели краеведческую работу, составляя летописи приходской жизни, местной истории, природных явлений.

Божий храм не царские палаты,
Но с утра сюда спешит народ,
Где всё тот же батюшка знакомый
Послушанье Господу несёт.

Он спешит заблудшим на подмогу
И благовествует здесь, сейчас.
Сколько грешных душ привёл он к Богу,
Сколько он молитв вознёс за нас.

Очи Богородицы печальны,
Здесь немало выплакано бед,
Золотыми тонкими свечами
Божий храм наполнен и согрет.

Невозможно представить родную Уфтюгу без нашей гордости и святыни – храма Дм. Солунского. Более 200 лет украшает он наше село своим видом.

А построили храм в 1785 г. в дань любви и уважения к своему краю и почитаемому всеми святому воину Дм. Солунскому «усердием прихожан» на средства «боголюбезного подаяния».

Высота памятника с крестом 43 м, это на 6 м выше знаменитого Преображенского собора в Кижах. Более половины высоты – 22 м – составляет шатёр. В основании шатра может свободно развернуться конская повозка. Диаметр брёвен – от 35 до 50 см, длина брёвен на четверике – 12 м, вес одного бревна – от 1,5 до 2 тонн. Общий физический объём храма 4 тыс. куб/м. Такие объёмы и размеры необычны даже для северных культовых построек.

Впечатления богатырской силы и крепости возникают у каждого, кому довелось увидеть этот удивительный памятник древней культуры, созданный в эпоху расцвета русского деревянного зодчества.

По своей архитектурно-планировочной структуре он представляет собой довольно распространённый на Севере тип шатрового столпообразного храма «восьмерик на четверике» с объёмистым пятигранным алтарём, небольшой галереей и высоким крыльцом. Такое соотношение придаёт памятнику вид башни, создаёт ощущение мощи и силы.

Нижний мощный четверик служит прочным надёжным основанием, как бы пьедесталом для шатра. Венцы четверика, поднимаясь, переходят в сруб сравнительно невысокого восьмерика, который как бы пружинит под тяжестью громадного шатра.

Соподчинение форм и объёмов храма – это не точно рассчитанная геометрическая схема, а вдохновенное творчество народного зодчего, возводившего церковь не по установленным канонам, а по своему собственному разумению и ощущению красоты, основанных на вековых мудрых традициях. А строили, бывало, без чертежей, без планов, руководствуясь врождённым архитектурным чутьём и навыком.

Вот, к примеру, как живописно расположены окна четверика. На южной стороне их пять, на северной – всего одно, которое вместе с узкой дверью в подклет только подчёркивает суровость глухих стен. Такое неравномерное распределение окон – не прихоть строителя, а вполне обоснованный и продуманный приём: с южной стороны, откуда больше света, – больше окон, причем два сдвинуты к алтарному прирубу, чтобы ярче осветить иконостас, а три остальные сгруппированы в «людской» части трапезной. Южная сторона церкви выглядит приветливой, будто улыбчивой, а северная, с единственным окном, наоборот – монолитно-неприступной.

Между тем, подобные шатровые церкви строить на Руси было запрещено после церковной реформы патриарха Никона. В те времена храмы должны были строиться 5-главыми. Однако строительство этого храма – памятника Дм. Солунскому – специально разрешил епископ В. Устюгский и Тотемский Иоанн. И вот вместо ранее построенной обветшалой девятиглавой церкви Дм. Солунского прихожане в 1875 г. строят новый храм, о котором так написал летописец: «Церковь та вельми чудна высотою, красою и светлостью…»

Такой памятник при правильном и систематическом уходе мог простоять ещё не одну сотню лет. Однако после революции 1917 г. его постигла участь большинства культовых построек: храм был превращён в зерновой склад, в подклети галереи летом находились овцы, в шатре гнездились голуби. Памятник долго держался за счёт запаса избыточной прочности, изначально в нём заложенной.

К сожалению, дерево не властно над временем. И вот к 80-м годам 20-го века состояние храма стало критическим: полностью разрушились галерея и крыльцо, сгнили полы в подклети четверика, сквозь щели в шатре проникали осадки, а на потолке накопился метровый слой птичьего помёта. Дальнейшее промедление могло привести к непоправимым последствиям.

Тогдашний председатель сельского Совета Галина Павловна Зазук добивается реставрации храма. И вот с сентября 1981 г. по июль 1988 г. церковь реставрирует бригада под руководством А. Попова – первооткрывателя метода реставрации с применением полной разборки и последующей сборки храма с заменой подгнивших венцов. Попов реставрировал церковь и аббатство в Поленово, вёл реставрационные работы в Нёноксе. За реставрацию нашей церкви в 1991 г. был удостоен Государственной премии.

Важно, что работы велись с применением инструментов и методов, которыми пользовались мастера при строительстве храма. Выстроен он без гвоздей: древние мастера так умели использовать свойства дерева, находить естественные способы креплений, что гвозди некуда и незачем было вбивать.

Раньше дерево обрабатывали одним топором, не применяя пилы, т.к. пила рвала волокна древесины и внутрь могла проникать влага, а топор закрывал поры дерева. Топором вытесаны и осиновые полукруглые пластинки – лемеха, которые, словно чешуёй, покрывают главу и шею храма.

После завершения работ главный архитектор А.В. Попов отмечал, что «возрождение памятников – наш долг, потому что они – наследие, та живительная почва, без которой не может существовать никакая цивилизация».

В памятнике отражена душевная чистота, богатырская сила и мужество простого воина-ратника Дмитрия Солунского.

Великомученик Димитрий родился в г. Солуни в Греции. Родители его были тайные христиане, они крестили сына и наставили в вере. Отец Димитрия, римский проконсул, умер, когда сын достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий назначил Димитрия властителем Фессалонийской области на место отца. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него и истребления христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников приобщать к Христовой вере.

Вскоре императору донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Предвидя расправу над собой, Димитрий раздал своё имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании толпы сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице и принял от него благословение на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Но вместо награды за победу его казнили как христианина.

По приказу императора стража расправилась и с Димитрием, пронзив его копьями. Тело его выбросили на съедение зверям, но жители города тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять больных.

Во время правления императора Константина Великого (324-337 гг) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через 100 лет были обретены его нетленные мощи. При его гробе совершались чудеса исцеления. С 7-го века от мощей св. Димитрия стало истекать благовонное и чудотворное миро. По этой причине великомученика Димитрия именуют Мироточивым.

Храм Дмитрия Солунского, как и всё наше поселение, «волость Уфтюгская на речке Уфтюга», впервые упоминается в Писцовой книге за 1626 г., тогда же впервые упоминается и церковь Святой Троицы.

Троицкая церковь сначала была деревянной о восьми главах, а в 1826 г. вместо обветшалой и разобранной на дрова была построена кирпичная церковь Святой Троицы с высоким острым шпилем и колокольней. Вокруг неё была фигурная металлическая ограда, которую потом перенесли в школьный сад. В церкви было много икон, красивые картины, шикарная люстра. В 1862 г. при церкви открыли церковно-приходскую школу.

В 1935 г. в здании церкви размещался клуб, наши старожилы помнят, как там «катили» кино. Колокольню разобрали на кирпич для школьных печек, впоследствии эта школа сгорела, в январе 1966 г. Шпиль уронили, крест сорвали, иконы выбрасывали прямо в грязь, некоторые иконы и люстру увезли в Сольвычегодск. Колокол сняли и увезли в лесной посёлок Комарово, где по его звону люди шли на работу. Сейчас он находится в храме Дм. Солунского.

Кроме храмов ставили наши предки и часовни. Ведь наши деревеньки разбросаны вдоль извилистой речки Уфтюги на расстоянии от погоста от 0,5 до 15 километров. Дороги раньше были не всегда проезжими. Да ещё и за речку своенравную перебраться надо, чтобы попасть на службу в приходской храм. В распутицу, т.е. в бездорожье, и не попадёшь.

«А без Бога – не до порога», – говаривали наши люди. Вот и ставили они в какой-либо многолюдной деревне, а то и на стыке двух деревень часовенку – маленькую безалтарную церковь.

Место для неё выбиралось в некотором отдалении от домов, почётное и приметное. И хоть были они по своей конструкции необычайно просты, напоминали крестьянские амбары с 2-скатной или 4-скатной кровлей, венчавшейся маковками с крестами, они освящали вокруг себя всю деревню вместе с людьми и угодьями. Они по цепочке передавали Божью благодать от приходского храма до отдалённых уголков прихода.

Ещё в 1851 г. в Ведомости Верхнеуфтюгской Троицкой церкви сказано, что в волости пять часовен в деревнях: Павловской, Погореловской, Щелье, и Змигулёве. В конце ХIХ в. в Уфтюгской округе часовен насчитывалось уже двенадцать. Из них три сохранились до настоящего времени. «Когда же, с какого случая и с чьего позволения они устроены, достоверных сведений не имеется. Поддерживаются оные жителями этих селений, в коих они находятся», – говорится в вышеупомянутом документе.

В часовнях не служились литургии, а вот молебны устраивались по разным случаям: благодарственные Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Святым угодникам Божьим. Испрашивали наши крестьяне благословения на хороший урожай, на защиту от моровых болезней, лесных пожаров, падежа скота. Организовывались и крестные ходы вокруг деревень, на хлебные поля. Для этого приезжали приходские священники из Уфтюги.

Особой торжественностью отличались престольные праздники, посвящённые памяти того святого, имя которого носила часовня. Этот святой и считался по праву покровителем деревни. Праздник всегда начинался с торжественного молебна. Очень часто в этот день проходили крестные ходы, в них участвовали не только все жители той деревни, где располагалась часовня, но приходило и наезжало много гостей.

Прихожане молились о здравии детей, близких, о выздоровлении заболевшей скотины; приносили к иконам приклад: шали, полотенца, мануфактуру, свежую выпечку, варёные яйца, масло, деньги. И только после крестного хода начиналась гостьба по родственникам, близким знакомым и деревенские гуляния.

Из местных жителей выбирался староста, который хранил ключи от часовни, открывал и закрывал её, следил за порядком. Если приходилось посылать ходоков в уездный город Сольвычегодск по какому-то важному для жителей деревни делу, то из тех денег, что были положены к иконам, староста выдавал ходокам на дорогу, переправы и питание.

В богоборческое время часовенки разделили участь приходских храмов. Их разорили, превратив в склады, разобрав на дрова, передав под жильё, а то и под двор для скота.

Во время гонений на церковь в ХХ веке многие священники были замучены в сталинских лагерях, умерли в ссылках. О большинстве из них ничего не известно после их арестов.

Как не пыталась богоборческая власть вытравить в народе память о Боге и его служителях, однако уфтюжане сохранили очень тёплые воспоминания о своих батюшках и их семьях.

Священнический род Вячеславовых на Уфтюге начался с Матвея Яковлевича и Александры Матвеевны, т.е. с отца Матвея и матушки Александры. Родом они были из Бабаевского уезда Вологодской губернии.

Отец Матвей был назначен священником двух уфтюжских церквей: Пресвятой Троицы и Дмитрия Солунского. Был он очень добрым, отзывчивым человеком, всегда проявлял заботу о людях, особо об обездоленных. Имея в хозяйстве лошадь, давал её для вспашки огорода сначала самым бедным крестьянам, а уж потом пахал свой участок. И прихожане относились к своему батюшке с большим уважением.

В 1888 г. о. Матвей был выбран наблюдателем за церковно-приходскими школами при церквах: Песчанской, Вешкурской, Деревенской, Верхней Уфтюги, Белой Слуды.

В 1896 г. назначен законоучителем Верхнеуфтюжской церковно-приходской школы. А в 1901 г. при непосредственном участии о. Матвея была открыта школа в д. Погореловская для детей всех близлежащих деревень.

Прослужив в храмах Верхней Уфтюги девять лет, о. Матвей отошел к Господу. Простые люди скорбели об этом, сохранив о добром батюшке светлую память. Похоронен был о. Матвей Вячеславов перед алтарём Троицкой церкви. К сожалению, могила его не была сохранена (видимо ушло из жизни то поколение уфтюжан, которые его знали хорошо).

В семье Вячеславовых было пять детей. Старшая, Мария, с 1890 года рождения, – одна из первых учительниц Уфтюги. Трудиться Мария Матвеевна начала в 1907 г. С 1922 г. она вела большую просветительскую работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1930 г. при её участии открыта школа в д. Слобода, в которой она стала работать учительницей. В 1950 г. за свой учительский труд Мария Матвеевна была награждена орденом Ленина.

Сын Александр Матвеевич родился в 1892 г. В браке у Александра детей не было, и семья распалась. В начале ХХ века он уезжает на Аляску, а затем в Америку, где возглавляет приход русской православной церкви. Все силы он отдавал служению Богу. Перед I Мировой войной приезжал в Уфтюгу, нанял мужиков, которые построили первый тротуар в деревне, соединивший дом о. Матвея с церковью. Умер после Великой Отечественной войны. Сестре Марии Матвеевне из Америки высылались документы на наследство брата, но она отказалась от всего.

Сын Николай Матвеевич тоже стал священником, окончив Вологодскую духовную семинарию. Служил в Троицкой церкви Устьевдского прихода, был благочинным. В 1932 г. арестован и заключён в лагерь на пять лет. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1989 г. реабилитирован. Вскоре после ареста о. Николая умерла его жена. Трое детей остались сиротами. Они воспитывались в Уфтюге у матери и сестры священника. Сейчас и их нет в живых, но сохранился немой свидетель тех страшных 30-х годов – дом отца Николая Вячеславова в Красноборске. Сейчас в нём располагается санэпидемстанция (по ул. Гагарина).

Сын Сергей Матвеевич с 1896 года рождения. Жил с семьёй в Уфтюге. Вместе с женой учили детей в местной школе. Умер в 1927 г. от простуды. В его семье воспитывалось две дочери и сын Николай Сергеевич, который тоже был учителем; преподавал историю, увлекался краеведением. Вячеславов Николай Сергеевич стал основателем школьного музея, который носит его имя. Скончался в 2001 году. Его вдова поныне живет в Уфтюге.

Сын Илья Матвеевич погиб под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны.

Последним священником Уфтюгских храмов был Колычев Иван Дмитриевич – о. Иоанн. Родился он в 1884 г. на Дону, потомственный казак. С 1914 г. жил в Архангельске. Супругу его звали Анна Ивановна, но в Уфтюге её называли матушкой. В семье было трое детей: сын Семён, дочери Александра и Галина. Семён рано уехал из Уфтюги, и воспоминаний о нем не осталось. Трагический случай на реке оборвал жизнь уже взрослой дочери Александры.

Отца Иоанна, как и большинство красноборских священников, арестовали в 30-х годах, и неизвестно куда увезли. Матушка Анна с дочерью Галиной остались жить в Уфтюге в маленькой избушке. Это место у ручья до сих пор называют «под матушкой». Они очень хорошо шили одежду и стёганые одеяла, много выполняли заказов, тем и жили. Тем, кто победнее, шили бесплатно.

Умерла матушка в январе 1966 года. Дочь Галина замуж не выходила. Работала санитаркой в медпункте, была очень старательной и добросовестной работницей. При колхозе шила для доярок рабочие халаты.

Люди считали Галину святой. Для них она была очень доброй и услужливой. Любила ходить в лес за ягодами, всегда всех привечала и угощала. К ней в избушку собирались старушки, общались и молились.

Когда Галина Ивановна состарилась, от пенсии она отказалась и полностью посвятила себя служению Богу, уйдя в Усть-Евдскую Троицкую церковь (ныне Красноборскую). При храме она и жила, с любовью и терпением исполняя любые послушания. Смиренно, без ропота эта истинная христианка перенесла и своё тяжелое заболевание – паралич. В то время за ней ухаживали красноборские батюшка Валентин и матушка Татьяна. Раба Божия Галина уже ушла из жизни.

Благочестиво, смиренно и вместе с тем мужественно проживали свой век уфтюжские батюшки и их семьи (члены семей). Каждый из них выбрал свой путь служения Богу и Отечеству. Одни были миссионерами – как отец Александр Вячеславов; другие – проповедниками и стойкими защитниками православия, как о. Николай Вячеславов и Николай Колычев, за веру пострадавшие; отличными учителями, просветителями уфтюжан – как Мария Матвеевна с мужем Николаем Федоровичем Волковым и Сергей Матвеевич с супругой и сыном Николаем Сергеевичем (Вячеславовы); просто замечательными людьми – как матушка Анна с дочерью Галиной (Колычевы), своей христианской любовью исцелявшие израненные души земляков.

Только с высоты вечности можно оценить страдания праведников. Негасимый свет их жертвенной любви пусть всегда освещает спасительный путь ко Христу. Наш долг побуждает сделать всё возможное, чтобы сохранить духовное наследие – сокровище православной веры, чтобы и будущие поколения могли возжигать светильники веры от негасимой лампады святых мучеников и исповедников Христовых.

Купол русской церкви, словно пламя,
Разгоняет сумерки и страх.
Православный батюшка, он с нами,
С чашей искупительной в руках.
По весям отеческого края,
По просторам матушки-земли
Он проходит, в сети уловляя
Неводом прощенья и любви.

Использованные материалы:

1. Земля Красноборская: страницы истории и культуры. – Арх. 1991.
2. Житие и страдания святого славного великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого.
3. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918 – 1951). Биографический справочник. – Арх. 2006.
4. Воспоминания О.И. Рудаковой – правнучки Матфея Вячеславова.
5. Воспоминания Д.И. Лихачёва.
6. Стихотворение К. Романова.


Источник: сайт "Северное трехречье"


Уточнения по семье Вячеславовых

Священник Матфей Вячеславов родился в 1856 году в семье священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда Якова Васильевича Вячеславова. Его мать происходила из рода Доброумовых. Матфей Яковлевич Вячеславов служил в Верхнеуфтюжской церкви с 1883 по 1900 год. Умер он 15 января 1900 года.

Александр Матвеевич Вячеславов родился в 1884 году. Более подробно о нем см. здесь

Николай Матвеевич Вячеславов родился 06.11.1887. Он служил священником церкви в В.Устюге с 1909 по 1916 год. 25 сентября 1916 года он определен священником к Красноборской Спасской церкви.