Ангел Шасски

29 июля 2012 года протоиерей Прокопьевского собора Великого Устюга Владимир Колосов отслужил в бывшем селе Шасска (ныне д. Обрадово) возле водружённого памятного креста панихиду по настоятелю здешней церкви Михаилу Соколову († 1931) и его сыновьям.

Об о. Михаиле известно, что родился он в 1860 г. в селе Нювчим, где в то время служил его отец Платон Симеонович, и был восьмым ребёнком в семье. Усть-Сысольское Духовное училище окончил первым учеником. На приходе, куда его определили после семинарии, он прослужил 45 (!) лет. Вместе со своими сыновьями пострадал в годы гонений за веру, при этом его сын, священник Михаил, мученически погиб.

Память людская и архивное дело сохранили подробности тех событий.

12 сентября (30 августа по ст. ст.) 1918 года в селе Шасска, в Васильевской церкви отмечался праздник св. благоверного князя Александра Невского. В гости к родителям приехал сын Михаил, священник Воскресенской церкви с.Ямское. С разрешения отца, служившего священником в Шасска уже 33 года, иерей Михаил Соколов-младший произнёс проповедь, посвящённую празднику. Она была основана на тексте, напечатанном в брошюре «Воскресный листок» за 1914 год. В проповеди говорилось о том, что Александр Невский может служить примером мужественного стояния за православие в трудные для страны времена: под угрозой смерти он отказался от языческих обрядов в татарской орде, отверг он и помощь Папы Римского в обмен на принятие католичества.

Проповедь и сам приезд молодого священника вызвали большой интерес у прихожан, в том числе и из-за слухов о продаже хлеба по невысокой цене. Дело в том, что в приходе о. Михаила-младшего имелась мельница и он привёз с собой некоторое количество хлеба. Власти арестовали Михаила Соколова-старшего, а затем его сына. Им предъявили обвинение, что якобы священники говорили о скорой смене власти. На это Михаил Соколов-старший отвечал: «Сменилась старая власть, настала новая – советская власть. Пройдут времена, и нынешняя власть заменится другой; всё ведь изменяется – люди, народы и власть, неизменяем только Бог». При этом подчёркивалось, что всякой власти следует повиноваться.

По-видимому, немаловажным фактором в аресте священников была мельница, часть дохода от которой шло на содержание церкви и причта. Вокруг этой мельницы постоянно возникали конфликты с новой властью, которая пыталась сама устанавливать цены на хлеб для разных категорий граждан. После двухмесячного пребывания в устюжской тюрьме о. Михаил Соколов-старший был освобождён, а его сын Михаил приговорён 21 ноября 1918 года к расстрелу. Было ему всего 25 лет.

В 1922 году вместе с отцом начинает служить псаломщиком его другой сын – Феодосий. В марте 1931 года отец Михаил скончался, а спустя два месяца Феодосий, к тому времени уже священник, был арестован по стандартному обвинению – участие в контрреволюционной группировке, пропаганда против коллективизации – и отправлен на Беломорканал...

По всей видимости, шасская церковь была закрыта сразу после ареста последнего священника. Старожилы вспоминали: «Безбожники снимали кресты с церкви, один, говорят, ушёл в землю, другой хотели перековать... Начался такой град, что выбило всю рожь. Одна женщина – Александра Викторовна (вероятно супруга о. Феодосия) – унесла этот крест домой, поставила в красный угол на чердаке дома, и град прекратился... Самый высокий крест снять не смогли… Род того человека, который пытался это сделать, весь вымер».

Почти умерла и деревня. Название Шасска исчезло с географических карт, да и в Обрадово не осталось постоянных жителей. Давно уничтожены могилы священнослужителей около церкви. Теперь мы понимаем, что с уничтожением храмов и духовенства село словно бы теряет своего Ангела Хранителя. И тогда ничто уже не может спасти его от запустения. Поэтому, быть может, установка креста – это не только дань памяти, но и надежда на будущее – на возвращение Ангела Шасски…

Сергей СОКОЛОВ


Источник: Православная газета "Вера" № 677 (февраль 2013 года), см. здесь