Людмила Васильевна Авессаломова о своей семье
Из переписки с Н.М.Кудриным
Моя мать
Валентина Асикритовна Авессаломова родилась в семье священника Меньшикова Асикрита г.Лальска.
Отец ее умер молодым, оставив 3-х детей (Валентина, Анна и Владимир). Мать Людмила Флегонтовна стала работать просвирней, все дети получили образование. Мама окончила епархиальное училище в г.В.Устюге, Анна гимназию, вышла замуж за учителя, а Владимир окончил семинарию и служил священником в с.Усть-Алексеевское ("На Варже").
Моя мать - Валентина Асикритовна вышла замуж в 16-17 лет (о чем жалела всю жизнь, "надо было учиться ... на врача). Жила в доме деда, т.е. свекра, несколько лет, отец служил в монастыре (точно не знаю), 2-е детей умерло маленькими, потом было 8 человек, я последняя. Отец переехал в Стрельну, служил там долго, было хозяйство - поля, скот. Когда дед перестал служить в монастыре, он написал папе, чтобы переезжал в Устюг, дом завещал ему и место в монастыре. В Устюге родились сестра Анна и я. Остальные в Стрельне, первые в Устюге.
Моя мать была (по тому времени) начитанный человек, истинно верующий, но не святоша и ханжа и не фанатик. Вся жизнь ее была в детях, она гордилась, что ни один из братьев не пьет и не курит, все дети честны, добры, родственны. Она ежедневно молилась вечером вслух, но нас к этому не принуждала.
Мама читала много (журналы "Родина", "Нива", Шиллера, Михайловского, классиков), ходила в библиотеку и приносила книги маленьким детям, мне читала по ночам, когда я болела.
Недостатком членов нашей семьи считала излишнюю стеснительность и скромность - неприспособленность к практической жизни, неумение что-то попросить (хотя бы сходить к соседям и попросить соли, мотыгу для окучивания картошки и пр.) - она называла это "дикая Авессаломовщина". Мама все делала сама - пекла хлеб, стирала белье, обрабатывала огород, доила корову и пр. Помогали братья, особенно брат Василий (энергичен, работоспособен и умен).
Склонность к самопожертвованию, готовность все отдать доходила у нее до смешного и вызывала в людях удивление и осуждение. Например, живя на селе (уже после революции), общаясь с крестьянами, отдала девочке из многодетной семьи последнюю свою юбку (черную), причем бесплатно - на шубку из овчины, там носили шубы шерстью внутрь, а сверху черная материя.
После революции 1917 г. монастырь закрыли, не знаю где отец служил, но в 1921-22 гг. он уехал в с.Ново-Георгиевское (еще называли почему-то "Халевское") в сельский приход и служил до начала раскулачивания и организации колхозов, потом уехал в Устюг и больше не служил.
К 1921-22 гг. мне было года 4, но я помню отдельные эпизоды.
Состав и положение семьи в эти годы
а) Старший брат Александр служил в армии, обучал там неграмотных, мне привез азбуку, где буквы обозначены были предметами с/хоз. и пр.обихода ("Б" - борона, "П" - плуг и т.д.). Я по ней сама выучилась читать. Мы на него получали солдатский паек. Он пошел работать матросом, потом дошел до штурвального и пом.капитана (пароход "Шенкурск"), ездил по Сухоне и Югу (мимо нас), но потом его уволили по соц.положению, снова был рабочим, скалывал лед в затоне, потом уехал к брату в Бобрики, работал рабочим, потом в г.Сокольниках, прошел всю войну (писарем), женат, детей не было. Умер от инфаркта. Хорошо рисовал, всю жизнь (молодую) готовился поступать в институт (заочный) водного транспорта, но не пришлось. Вел дневник (находится у брата Анатолия). Читал газеты, составлял конспекты статей, писал свои отзывы на некоторые статьи, спорил, но все это оставалось дома, никуда не направлялось. Человек скромный, "тихий", он за всю жизнь не научился пить и курить, хотя матросы держали его руки и хотели насильно влить водку в рот.
Хорошо рисовал, я не разбираюсь в живописи, но он делал репродукции с картин "Письмо запорожцев к турецкому султану", портрет отца, натюрморты.
б) Брат Сергей - учился в Ленинграде в институте им.Ульянова-Ленина (ЛЭТИ). До революции учился в духовном училище, потом уехал в Ленинград, помощи от родителей не получал, только посылали посылки с хлебом и маслом. Работал грузчиком, разгружал вагоны. После окончания института взяли в армию, служил в связи (есть фото - Сергей в буденновке), потом жил в Детском Селе, женился. Уехал на Урал - на заводе Уралмаш главным энергетиком, потом в Ревде и др.городах Урала. В конце войны переехал в г.Иркутск. Женат, имеет 2 дочерей, незамужние.
в) Брат Василий. Жил в Устюге после отъезда отца, мамы и нас с Аней в Н.Георгиевское.
Справка. После отъезда отца и мамы с нами - Аня и я - в село остались в Устюге в доме по Нагорной: Александр, Василий, Серафим, Анатолий, Елена. Ребята жили одни.
Окончил семилетку, готовился в техникум, вступил в комсомол. Ярый атеист. Когда к нам приходили в гости священники и монахини, Вася спорил с ними, потом плакал от обиды, т.к. они посмеивались над ним, а отец утешал его потом жалея ("Вася, они люди старые, они не могут перестроиться, а ты иди своей дорогой, ты молод, иди в ногу с веком") - это мне рассказывала мама.
Василий был энергичен, практичен, много читал. В техникум пошел на экзамен босиком, на рубашке дыра, которую закрыл ремнем (тогда носили рубашки, а пиджаков не было).
Работал в Устюге пожарным и еще где-то. Окончил техникум в Устюге (строительный) - дорожный(?), работал техником на Виледи, где выступал на собраниях и где его исключили из комсомола по социальному происхождению. Уехал в Бобрики, работал на строительстве. Его возмущал беспорядок, бесхозяйственность, плохая работа, отсутствие контроля и пр. Он написал статью по экономике, выступал на собраниях, в результате был арестован, сидел 2 года, выпущен перед ВОВ. Имел 3 чел. детей. Погиб от сепсиса в г.Лобне, где жил, строя дом, работал в Москве.
Мама приезжала к нему в Бобрики, когда было 2-е детей, помогать. Мы с папой оставались вдвоем. Жили очень скудно, не было хлеба, только своя картошка.
Мама была очень общительна, умела оживить и поддержать разговор. С Василием они могли проговорить всю ночь (к неудовольствию его жены Олимпиады Даниловны Сухаревой).
В ВОВ брат был артиллеристом, сапером и разведчиком(?), дошел чуть не до Берлина.
Брат Серафим. Полная противоположность Василию. Застенчив и молчалив. Учился в семилетке, поступить далее нкуда не мог по социальному, жил в Устюге, у нас в Н.Георгиевском, ждал, когда Сергей окончит институт, чтобы поехать в Ленинград и там устроиться учиться или работать, но Сергея взяли в армию. Серафим уехал на заработки на Север, где-то на Пинеге с лесорубами валил лес, условия тяжелые даже для мужиков, а он юноша. Уехал к Саше в Новомосковск, работал в шахте, потом уехал на Урал, поступил на ж/д дорогу сначала кочегаром, потом машинистом, но по социальному происхождению уволили с машинистов, поступил на маш. пут. станцию (МПС-41), где и работал до пенсии, жил всю жизнь в вагоне. Потом работал кассиром. Будучи на пенсии, работал вахтером в общежитии, где и живет до сих пор.
Считаю, что Сима одаренный человек, но замкнутый и молчаливый, не общителен. Много читал, в молодости писал стихи (я узнала от сестры по секрету), умеет подмечать смешную сторону в людях. У Мамина-Сибиряка есть рассказ "Лес",психологический этюд, описывается дьячек Фомич, некоторые черты напоминают мне Симу.
Быстро считает в уме (в магазине, говорит он, сосчитаю быстрее кассирши деньги у стоящих впереди его). Если бы получил образование и жил бы в хороших условиях, был бы хороший специалист. Не женат.
Когда жил на селе в молодости, то его призвали в армию. Как сына попа заставили мыть нужники и казарму, ходил в рабочей форме. Для молодого человека это оскорбление личности, но он не жаловался, не хотел прибавлять горя родителям, им и так было тяжело. Деревенские ребята, проходя мимо нашего дома на селе, кричали "Сима", звали на "беседки", он стеснялся, но ходил. На беседках девушки прядут лен, приходят ребята и зубоскалят, поют частушки, пляшут под гармошку, парни садятся девушкам на колени, вообще нравы там вольные.
Брат Анатолий. Жил и учился в семилетке в Устюге, приезжал к нам на лето в село. Хорошо рисует, стремился поступить в худ.школу в Вологде (если не ошибаюсь), не принят. Уехал на заработки в Мезень, в Онегу. Послушал рассказы какого-то бродяги о красотах Волги,поехал по Волге до Астрахани, потом в Баку,но устроиться не мог, потянуло домой. В Астрахани деньги иссякли, продал единственную рубашку, отправил Саше в Устюг телеграмму с просьбой выслать денег "до востребования", на гроши можно прожить несколько дней, а денег не было. На площади свалился от голода и жары, но никто не обращал внимания, ушел за город...
Но вот на вопрос "Деньги есть" - ответ "Да" - восторг, билет до Котласа, на пароходе до Устюга. Когда явился в дом, то все квартиранты позапирали комнаты (у нас жили квартиранты - политические ссыльные). Толя сходил в баню, одел Сашину одежду и вышел "Как Иван царевич" по выражению мамы (в молодости он был хорош, волосы вились после "испанки" - в подростковом возрасте).
Потом поехал в Ленинград к Елене - она уже жила в Пушкине. Сергей уехал на Урал с женой, оставив ей комнату. Оба учились и кончили чертежные курсы. Лена на этом остановилась, но Анатолий учился и работал, что-то окончил, работал инженером строителем, женился на москвичке, переехал в Ачисай (Казахстан), там родилась дочь Ирина. С начала войны взяли в армию. Ранен, лишился глаза и пальцев на руке. Инвалид ВОВ 2 гр. Живет в Москве. Окончил заочно институт уже после войны. Работал архитектором. Много рисовал, картины-пейзажи. В Устюг влюблен, ездил с женой в Устюг 2 раза, посетили монастыри и осмотрели все церкви, по Двине уехали до Архангельска. Жена Нина Борисовна Голикова - историк, преподавала историю в МГУ, имела там кафедру. Написала книгу об астраханском восстании (я не читала), сейчас на пенсии, но к ней ездят дипломанты и диссертанты ...
Дочь Ирина геолог, преподает в МГУ, ездит со студентами на Кавказ ... (пропущено).
Анатолий заикался с детства, сейчас совсем немного. Общителен, душа общества, вспыльчив, чувствителен, меня жалеет, пишет нежные и теплые письма. Переписывается с Машей Коневой (Из Устюга). Все его (почти все) товарищи погибли в войну (Петр Гладышев, Ростислав, сейчас уже забыла фамилию), В.Шерстков кажется жив. А была славная компания ребят, которые не хулиганили, а жили дружно, ходили на Гребешок, на Сухону. Если не ошибаюсь, то Колотилова (Русский Северный хор) сестра Вали Шерсткова.
Толя, конечно, артист в душе, в детстве нам с Аней рассказывал сказки, мы слушали с замиранием сердца. Встречалась потом с его героями в книгах, но его пересказ для нас был интереснее. В деревне всегда выдумывал: ходьбы на ходулях, коллекция яиц птиц, рыбная ловля, выпросил где-то старую лодку, законопатили, залили смолой и ездили по Югу, плыли в "бусах", костры в лесу и т.д. Зимой лыжи, сани, мечтал о ружье, однажды чуть не замерз в лесу, пошел на охоту...
Сейчас Толя живет в Москве, ИОВ 2 гр., здоровье слабое, но держится. Его ответ на мою просьбу о воспоминаниях о деде и его семье.
Протоиерей Александр Флегонтович Авессаломов много сделал для Устюга, по его инициативе построен ряд церквей, епархиальное училище на Горе около нашего дома. Был инициатором построения собора в женском монастыре, который сгорел недостроенный.
Выписка из письма Серафима
У деда было 6 сыновей (один умер в детском возрасте). Старший Феодосий сошел с ума и всю жизнь провел в п/б Кувшиново (Вологда). Флегонт работал учителем в мужской гимназии в г.Касимове, у него было 2 дочери. Дядя Сергей священник, сначала служил в Устюге в церкви у Покрова, а потом уехал в Сибирь (под Барнаулом). Семья многочисленная, Иван Сергеевич - ветеринар, сын Владимир расстрелян белогвардейцами, Константин сидел у "белых" в тюрьме и сошел с ума (он у "красных" был следователем, имел юридическое образование).
Сестра Елена. В Устюге окончила семилетку, жила в селе с родителями, веселая, красивая девушка, дружила с местной интеллигенцией (учительница, агроном, избач, пред. с/совета), выступала в самодеятельности.
Потом в году 1930 уехала к брату Сергею в Ленинград, поступила на курсы чертежников. Вышла замуж за научного сотрудника станции механизации с/хоз. Беляева Антона Семеновича. Жила в Пушкине, работала в Ленинграде. Родился сын Олег. В начале войны эвакуировалась с Олегом и сестрой Аней на Урал. В эвакуации страшно бедствовали. Близко жил Сергей с семьей и мамой. Мама умерла в 1942 году на Урале, могилы ее не знаем.
После войны Елена жила в Ленинграде ... (пропущено). Умерла скоропостижно в день смерти (похорон) Андропова.
Сестра Анна. В Устюге окончила семилетку, работала на огородах, уехала к Елене в Пушкин (Детское Село). Тоже окончила курсы копировщиц, жила у Лены (2-е комнаты в коммунальной квартире), работала в Ленинграде, тогда еще ходили паромки(?). Сдавала кровь, т.к. денег никогда не было (1938-39 г.). Трудно и с питанием и с одеждой. Нянчила Олега, водила его гулять в парк, жили они близко от Екатер. парка.
Характер замкнутый, молчалива, стеснительна, скорее застенчива. Более "Авессаломова", чем Лена. С детства много читала. Когда училась в Устюге, то как-то попала в библиотеку, где ей разрешили рыться в старых книгах и она читала "запоем" при керосиновой лампе к неудовольствию Акулины - жила в доме б.монашка Акулина, она жалела керосина и ворчала на Аню.
Училась Аня хорошо. В эвакуации работала санитаркой, потом училась в институте, но не смогла решать математику и перешла в строительный техникум, окончила его ... (пропущено).
О себе писать нечего. Училась в Устюге, окончила 10летку, в Ленинграде окончила институт (2ЛМИ), с начала войны работала врачом на заводе "Прогресс", потом перешла на на металлический завод (ЛМЗ), где и работаю окулистом до сих пор.
8 октября 1990 года
Источник:
ВУЦА Р-997, оп.3, д.73, лл.17-29об.
см. также раздел Соколовы-II