Диакон Николай Доброумов и его потомки

С.М.Соколов (Нижний Новгород)

Среди вологодских династий священнослужителей XIX-XX веков достойное место занимал род Доброумовых. Всего насчитывалось 13 священников, 2 диакона и один псаломщик с такой фамилией, и служили они во многих уездах Вологодской губернии и даже в Москве. Последний священник этого рода, Николай Николаевич Доброумов, был расстрелян в 1937 году и ныне причислен к лику святых. Доброумовых отличал высокий уровень образования, среди них было несколько выпускников духовных академий, они преподавали в духовных семинариях и училищах Москвы, Красноярска, Вологды и др. городов. Несколько книг, написанных Доброумовыми, не потеряли актуальность до сих пор. Некоторые сделали успешную карьеру в качестве чиновников, причем один из них за свои заслуги даже был утвержден в потомственном дворянстве. Доброумовы проявили себя и как талантливые инженеры и учителя.

Многие из известных представителей этого рода являются потомками диакона Николая Доброумова (1792 – 1853), служившего в Спасской церкви с.Леденгского Тотемского уезда, а сам этот род является продолжением рода Пухидских (Пухидинских).

Обе фамилии, Пухидские и Доброумовы – так называемые семинарские. Такие фамилии присваивались ученикам духовных училищ и семинарий в честь святых, церковных праздников, по родному региону ученика, в зависимости от успехов в учебе и характеру и т.д. Фамилия Пухидский происходит от небольшой речки Пухидь (Пухить), которая протекает чуть южнее Вологды. Там стояла церковь Архангела Михаила, где служило несколько представителей этой династии.

Первыми фамилию Доброумов получили сыновья священника Нижне-Кемской Николаевской церкви Никольского уезда Симеона Пухидского (1758 – 1811). Старший сын, Василий Доброумов (1789 – 1837), после окончания Вологодской духовной семинарии (ВДС) служил священником в Никольском уезде. Его младший брат, Николай Доброумов, также учился в семинарии, но не закончил ее. По всей видимости, основными причинами стала нехватка средств на обучение после смерти отца и начало Отечественной войны 1812 года. В 1816 году Николай был рукоположен во диакона к Выйской Ильинской церкви Сольвычегодского уезда, но в том же году был переведен в Спасскую церковь с.Леденгского.

В отличие от большинства сельских церквей Вологодской губернии, эта церковь существовала при казенном солеваренном заводе. Согласно клировым ведомостям1, основную часть прихожан составляли мастеровые люди (примерно 65%), а также военные (около 20%) и крестьяне (10%). Церковь была богато украшена. Содержание священно-церковнослужителей было весьма неплохим. Например, с 1843 года священник получал жалование 90 руб. серебром, диакон – 90 руб., дьячок и пономарь – по 48 руб. Священно-церковнослужители получали также плату за исправление мирских треб, молебствий и поминовений, а также по случаю праздников (Пасхи, Рождества и др.). Кроме того, они владели землей, пашенной и сенокосной, имели скот и занимались обычными сельскозяйственными работами.

Николай Доброумов прослужил в Спасской церкви почти до самой смерти в 1853 году. Судя по всему, он был на хорошем счету и пользовался уважением среди духовенства, т.к. с 1817 по 1844 год он состоял депутатом (их задача состояла в разборе следственных дел с участием духовенства).

Семейная жизнь также, видимо, складывалась благополучно. У них с женой Марфой Ефимовной было не менее 7 детей (6 сыновей и одна дочь). Интересно, что имя Николай было весьма распространено среди потомков (4 внука и 4 правнука с таким именем), что может косвенно служить о большом авторитете главы семейства среди детей.

Все сыновья в семье Доброумовых получили хорошее образование, успешно закончили Вологодскую духовную семинарию, а двое – Московскую духовную академию. Часть продолжила династию священно-церковнослужителей, некоторые стали преподавателями, остальные – чиновниками. Все прожили достойную жизнь, многого добились и даже оставили некоторый след в истории. Думается, что именно такими хотел видеть своих детей диакон Николай Доброумов – умными, образованными, целеустремленными и приносящими пользу обществу.

Старший сын диакона, Михаил Николаевич Доброумов (1816 - 1884) после окончания ВДС более 35 лет прослужил священником Городищенской Всехсвятской церкви Устюжского уезда. Много раз он выбирался депутатом по следственным и хозяйственным делам, депутатом на училищные съезды, имел различные награды – бронзовый крест на Владимирской ленте, набедренник, скуфью. Единственный сын, Николай, продолжил династию (о нем будет речь ниже), а дочь стала женой священника.

Его брат, Александр Николаевич Доброумов (1822 – 1871), закончил ВДС среди лучших учеников (как тогда говорили, «в первом разряде, со званием студента») и также всю жизнь прослужил священником на одном месте, в Орловской Троицкой церкви Устюжского уезда. С 1857 по 1865 годы был духовником благочиннического округа, после чего исполнял должность благочинного. Был награжден бронзовым крестом, набедренником, камилавкою, скуфьею. В семье о.Александра было 8 детей, один сын стал священником, двое преподавателями. Три дочери стали женами священников. Среди них – прабабушка автора, Соколова (Доброумова) Александра Александровна (1865 - 1942).

Павел Николаевич Доброумов (1824 – 1884), как и многие братья, с отличием окончил ВДС, однако выбрал карьеру чиновника. Служил он в различных местах - Вологодской казенной палате, губернском присутствии и др., продвигаясь по служебной лестнице от чина коллежского регистратора до коллежского советника. За свои заслуги он был награжден орденами Св. Станислава 3 степени, Св. Владимира 4 степени. Последний орден, полученный за беспорочную 35-летнюю выслугу в классных чинах, давал право на получение потомственного дворянства, которое и было утверждено в 1885 году для всех членов его семьи2.

Иван Николаевич Доброумов (1827 – 1871) был, пожалуй, самым известным среди своих братьев. Ему удалось закончить не только Вологодскую семинарию (1850), но и Московскую духовную академию (1854), причем среди лучших учеников. После окончания академии И.Н. Доброумов преподавал в Смоленской семинарии, а в 1855 году переведен на должность профессора в Вифанскую семинарию (Сергиев Посад), где в разные годы он преподавал логику, психологию, патристику, латинский, греческий и немецкий языки. В 1858 году он был рукоположен во священника к Смоленской церкви в Новодевичьем монастыре с оставлением в должности профессора. В 1864 году Иван Доброумов был переведен в Московскую Скорбященскую церковь на Зацепе и прекратил преподавательскую деятельность3. Двое его сыновей также получили высшее духовное образование и преподавали (о них ниже), третий служил псаломщиком, еще один – чиновником на почтамте. Дочери в основном работали учителями.

Петр Николаевич Доброумов (1836 – 1867) также закончил ВДС и Московскую духовную академию. После ее окончания в 1862 году он был назначен в Симбирскую семинарию, а в 1863 году переведен в Пензенскую семинарию, где преподавал математику, греческий, латинский и еврейский языки4. К сожалению, прожил он очень короткую жизнь.

Александра Николаевна Малевинская (Доброумова) (1829 – ?) стала женой нового диакона Спасской церкви, Александра Малевинского, служившего там с 1852 по 1863 годы. Затем ее муж был рукоположен во священника и продолжил службу в Вассиановской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда. Таким образом, в 1863 году все дети Николая и Марфы Доброумовых окончательно покинули родное гнездо.

Среди внуков диакона Спасской церкви с.Леденгского было немало примечательных личностей.

Сын священника Городищенской церкви Николай Михайлович Доброумов (1845 - 1902) после окончания ВДС в 1867 году был рукоположен во священника к Яренской градской Покровской церкви и в это же время начал преподавать в Яренском духовном училище. В 1868 году он был назначен помощником смотрителя училища. В 1873 году училище переводят в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), и в 1875-1876 годах он был смотрителем училища. В 1879 году Николай Доброумов был определен настоятелем Усть-Куломской церкви (а это была одна из самых удаленных церквей Вологодской епархии). Там он вел активную деятельность в деле просвещения местного населения, избирался благочинным Печорского округа и депутатом на различные съезды. Несколько раз он выбирался председателем съезда Великоустюжского викариатства, имел награды (набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест). В честь его 35-летнего служения в 1902 году было устроено пышное торжество, на котором юбиляру от имени духовенства и прихожан был подарен золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Заметка об этом событии была напечатана в Вологодских епархиальных ведомостях5 .

Сын священника Орловской Троицкой церкви Андрей Александрович Доброумов (1847 - 1881) прожил короткую жизнь, однако внес свою лепту в дело народного просвещения, о чем свидетельствует отрывок из книги священника С.А.Непеина, выпущенной в 1906 году6: “Широкая волна просветительного движения … коснулась и нашего далекого, глухого и малокультурного края. Отдельные, немногочисленные примеры возникновения народных библиотек встречаются в Вологодской губернии уже в конце 80-х годов. Относительно 70-х годов нам известен лишь один пример: это устройство народной библиотеки и народных чтений при Красавинской полотняной и льнопрядильной фабрике В.-Устюгского уезда учителем фабричного училища А. А. Доброумовым, человеком высокообразованным и гуманным. Доброумов умер в начале 80-х годов, но память о нем еще до сих пор жива среди местного фабричного и крестьянского населения, где этот безвестный труженик сеял "доброе, честное, вечное". Поистине, это был первый работник по внешкольному образованию в нашем крае.”

Его брат Николай Александрович Доброумов (1857 - 1919) более 35 лет прослужил в Бабаевской Богородицкой церкви Устюжского уезда. Можно считать, что его жизнь была довольно типична для добропорядочного сельского священника. Кроме выполнения своих служебных обязанностей, он заведывал Бабаевской приходской школой, а также состоял законоучителем этой школы и еще двух земских училищ. Был духовником своего благочиннического округа с 1889 года. В 1911 году он состоял благочинным, но был уволен по болезни. Николай Доброумов был награжден набедренником, скуфьею, камилавкою, наперсным крестом7. Незадолго до своей смерти он был возведен в сан протоиерея. Семейство у о.Николая было довольно многочисленное – жена Раиса Ивановна и 10 детей. Три дочери стали женами священников. Сыновья не стали продолжать династию священнослужителей. Старший сын Иван после окончания ВДС учился в Томском университете на медицинском факультете, однако заболел и умер в 1909 году. Александр там же получил образование, он был врачом в царской армии и в Красной армии.

Феодосий Александрович Доброумов (1860 - 1907) после ВДС продолжил образование в Казанской духовной академии, которую он окончил в 1885 году в звании кандидата. Его выпускная работа "Митрополит Алексий" хранится сейчас в архиве республики Татарстан и весьма высоко оценивается современными исследователями. С 1886 по 1890 гг. Феодосий Доброумов состоял преподавателем Красноярского духовного училища, после чего был уволен по болезни. В 1890-е годы проживал в Вологде, а в последние годы жизни был учителем в школах Устюжского уезда.

Сын вологодского чиновника Александр Павлович Доброумов (1854 - ?), ставший потомственным дворянином благодаря отцу, также служил чиновником в Вологде, но каких-то особых результатов в своей карьере не добился. Тем не менее он оставил своеобразную память о себе в виде «дома чиновника Александра Павловича Доброумова» по адресу ул.Гоголя, 82, который считается в настоящее время памятником архитектуры.

А вот его младший брат, Николай Павлович Доброумов (1857 - ?), тоже потомственный дворянин, сумел добиться многого в своей жизни. Закончив в 1881 году институт инженеров путей сообщения, он долгие годы был связан с железными дорогами. Н.П.Доброумов проектировал несколько железнодорожных веток в разных частях страны (Рязанская губерния, Украина и др.). Сфера его интересов была довольно широкой. Например, он был автором проекта о канализации города Санкт-Петербурга, представленном в 1909 году на VIII водопроводном съезде. Николай Доброумов участвовал в организации Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1908 году он получил чин действительного статского советника (к слову, далеко не все губернаторы имели такой высокий чин). Среди его наград были ордена Св.Анны 3 степени и Св.Станислава 2 степени8. Семейная жизнь также складывалась благополучно, у него и его жены Александры Ивановны было 10 детей.

Н.П.Доброумов принимал активное участие в благотворительных организациях. С 1902 года он являлся действительным членом попечительского совета приюта принца П.Г. Ольденбургского. Также он входил в состав правления Общества вспомоществования вологжанам в Санкт-Петербурге. Эта общественная организация помогала учащимся с Вологодчины, да и просто приехавшим на заработки найти жилье и работу, решить материальные и бытовые проблемы. Для помощи землякам собирались деньги, устраивались благотворительные вечера, концерты, лекции, и Доброумов участвовал в их организации.

Старший сын профессора-священника Сергей Иванович Доброумов (1858 - ?) в 1882 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего был определен в Московское Донское духовное училище, где прослужил более 30 лет. Там он преподавал в разное время латинский, греческий, русский и церковно-славянский языки, катехизис и церковное пение. Долгие годы Сергей Доброумов занимал должность смотрителя училища или помощника смотрителя. В 1910 году он имел высокий чин статского советника и был награжден орденами Св.Анны 3 степени, Св.Станислава 3 степени и несколькими медалями9. Сейчас С.И.Доброумов известен как автор книги "Донской монастырь в Москве", в которой приведено много его собственных фотографий. Был холост.

Его брат Николай Иванович Доброумов (1864 - ?) имел похожую биографию. Закончив в 1892 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, он был определен преподавателем Московского Филаретовского епархиального женского училища, а в 1892 году переведен в Волынскую духовную семинарию (Кременец, позднее Житомир). Там он занимал в основном административные должности – помощника инспектора, инспектора, заведующего библиотекой. В 1911 году он был уже статским советником, имел ордена Св.Анны и Станислава 2-ой и 3-й степеней10. Несмотря на высокий социальный статус и завидные внешние данные (судя по сохранившейся фотографии), он так и не обзавелся семьей.

События 1917 года круто изменили жизнь страны, и особенно привилегированных сословий – дворянства и духовенства. Начались гонения на церковь, почти все духовные учебные заведения закрылись. Как сложилась жизнь многих Доброумовых в первые годы советской власти, пока так и остается загадкой.

Единственным действующим священником из рода Доброумовых в 1920-е и 1930-е годы остался Николай Николаевич Доброумов (1876 - 1937). После окончания ВДС в 1899 году он был рукоположен во священника к Помоздинской церкви Усть-Сысольского уезда. После смерти отца, в 1903 году он перемещен в Усть-Куломскую церковь, затем в 1906 году – в Аныбскую. Везде он заведовал школами грамотности, состоял законоучителем земских училищ, был председателем местного церковного попечительства. За свою деятельность о.Николай был награжден набедренником, скуфьею и несколькими медалями. После 1917 года Николай Доброумов служил в Вознесенской церкви с.Дон. После ее закрытия в 1935 году священник стал совершать требы на дому и вскоре был арестован. Его обвиняли в том, что «у себя на квартире и других устраивал нелегальные сборища церковников, на которых под видом богослужений вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства»11. Виновным себя он не признал, и был расстрелян в Сыктывкаре 25 августа 1937 года. Священный Синод 6 октября 2001 года причислил иерея Николая Доброумова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Про потомков Ивана Николаевича Доброумова, живших в Москве и на Украине, после 1917 года практически нет никаких сведений. То же самое можно сказать и о семье чиновника Александра Павловича из Вологды. Про семью инженера Николая Павловича, жившей в Санкт-Петербурге, известно лишь, что его сын Николай Николаевич Доброумов (1898 – 1937) в Гражданскую войну руководил оркестром в Красной армии. В 1935 году был осужден как «социально опасный элемент» и отправлен в ссылку в Саратов, где был повторно арестован и расстрелян12. Его мать и две сестры умерли во время блокады Ленинграда.

Что касается потомков священника Бабаевской церкви Николая Александровича Доброумова, то автору удалось разыскать некоторых из них. Живут они в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Интересно, что сын о.Николая, Михаил Николаевич Доброумов (1906 – 1972) женился в Ленинграде на Вере Михайловне Яворской, дочери священника и внучке известного протоиерея Философа Орнатского (в настоящее время причислен к лику святых). С их сыном, Сергеем Михайловичем Доброумовым (1937 – 2019) автору довелось пообщаться. Ученый-физик, он владел тремя иностранными языками, сочинял стихи, серьезно интересовался историей страны и своей семьи. В его жизни было много событий – блокадное детство, служба на паруснике «Седов», работа в Алжире, где он преподавал точные науки на французском языке. Словом, это был весьма незаурядный человек, как и многие представители рода Доброумовых.

----------------

1 ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 708.

2 РГИА. Ф. 1343. Оп. 20,. Д. 2380.

3 ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1207.

4 Троицкий А.И. Пензенская духовная семинария за истекший столетний период ее существования (1800–1900 гг.). Пенза, 1901, с.100-101.

5 Вологодские епархиальные ведомости, 1902, № 16 приб., с.474-481.

6 Непеин С.А. Вологда прежде и теперь. Вологда, 1906.

7 ВУЦА. Ф. 364. Оп. 1. Д. 8578.

8 ЦГИА. Ф. 478. Оп. 3. Д. 2024.

9 РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 248.

10 РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 247.

11 Прокофьева Н. В поисках святого. О священномученике Николае Доброумове. URL: https://pravoslavie.ru/105509.html

12 БД "Жертвы политического террора в СССР". URL: http://lists.memo.ru/d11/f183.htm


Статья написана для несостоявшейся конференции "Леденгские чтения-2020".

см. также раздел Доброумовы