Тридцатипятилетие служения священника Устькуломской Петропавловской церкви Устьсысольского уезда Николая Доброумова
Редкое торжество довелось видеть жителям с. Устькулома 29 июня 1902 года. В этот день торжественно отпраздновано З5-летие служения в священном сане местного священника благочинного 5 округа, Н.М.Доброумова. 35-летие служения его исполнилось 27 мая 1902 года; но на рапорте помощника благочинного о желании окружного духовенства почтить юбиляра поднесением золотого наперсного креста Преосвященнейшему Алексею Епископу Вологодскому и Тотемскому, благоугодно было положить резолюцию такую: «чествование о. благочинного V округа Устьсысольского уезда, священника Доброумова, в согласии с прилагаемой программой, благословляется; днем чествования прилично было бы назначить двадцать девятое июня — день храмового праздника в Устькуломе. В день чествования присоединяю свое молитвенное участие преподанием пастырю труженику в его знаменательный день благословения Божия на пережитые им пастырские труды и впредь предстоящие елико изволить благость Божия». Воля Владыки совпадала и с желанием духовенства округа переждать для съезда на юбилейное торжество бездорожицу, вызванную небывалым разливом рек и позднею весною.
28 июня прибыли на торжество в с. Устькулом 5 священников округа и празднование началось служениом всенощного бдения. На литии и полиелее сослужили юбиляру священники— Д.Попов, Иоанн Попов, Н.Попов, Н. Доброумов (сын юбиляра) и В.Тюрнин. На правом клиросе пел хор певчих Деревянской церкви, нарочно прибывший на торжество, а на левом местный. Обширный храм был полон молящимися. Стройное пение еще более усиливало умилительное впечатление от редкого для сельского места соборного служения и располагало к сосредоточенности и глубокомолитвенному настроению. За всенощным бдением священником Иоанном Поповым произнесена была на зырянском языке беседа о высоком значении пастырского служения.
В день торжества, 29 июня, в Петропавловском теплом храме с 6 часов утра совершена была ранняя обедня и затем отслужен водосвятный молебен соборне. На молебне по церковному чину был освящен золотой наперсный крест, подносимый юбиляру. Стечение народа за поздней обедней, начавшейся с 9 часов, было необычайное. Несмотря на значительные размеры храма, в нем не могло вместиться и половины желающих помолиться за своего батюшку и масса молящихся стояла под окнами храма, слушая торжественное пение. Прекрасно исполнены были, ко всеобщему удивлению, простым сельским хором, организованным исключительно из крестьян любителей и школьников. «Святый Боже» Киево-печерского роспева, Херувимская иеромонаха Виктора, «Милость мира» Орлова, «Тебе поем» Рожнова и «Блажен муж» (композиция Львовского). Свяшенник Доброумов после пения псалма произнес на зырянском языке поучение о трудах пастырства и духовном единении пастыря с пасомыми, и затем хором было пропето «Уязвленную мою душу» Львова.
Пред началом молебна помощник благочинного священник Д. Попов прочитал указ Духовной Консистории о разрешении юбилейного празднества и потом произнес адрес от духовенства, составленный в следующих выражениях:
Ваше Высокоблагословение
глубокочтимый отец Благочинный
Николай Михайлович !
В настоящий знаменательный для вас день исполнившегося 35-летия вашего священнослужения благоприлично упомянуть о трудах ваших на ниве Божией. Еще с юных лет, восприяв благодать священства, вступили вы на поприще воспитания духовного юношества и уже в 23 года несли ответственное дело наблюдения за нравственным развитием питомцев духовной школы, по должности помощника смотрителя духовного училища. С честью, вниманием и поощрениями начальства трудились вы на этом поприще и много юных сердец направили на добрый путь. Немало из числа питомцев ваших прошли через высшие учебные заведения, а большинство посвятило себя, как и вы, пастырской деятельности и без сомнения с отрадным чувством вспоминают вас, своего доброго наставника и воспитателя. Заведывая делопроизводством Правления училищного, вы приобрели ту опытность, с которою в течение 19 лет беспрерывно исполняете обязанности депутата по училищным делам. Своею опытностью, преданностью делу и всесторонним знакомством с ним, глубокою любовью к детям духовенства и заботливостью об одной из насущнейших нужд его - воспитании детей— вы снискали доверие и уважение не только в своем округе и уезде, но и среди представителей всей епархии и неоднократно являлись председателем на съездах духовенства викариатства, а при устройстве семинарского общежития, епархиального женского училища и здания для местного духовного училища и др., вы были неутомимым соработником архипастырей инициаторов этих благодетельных и глубокожизненных предначинаний. Не меньшие труды положены вами и на просвещение народа в начальных школах: в течении 23 лет вы состоите законоучителем земского начального училища и десять лет безвозмездно исполняли обязанности наблюдателя 10 церковных школ округа еще в то время, когда великое дело церковных школ находилось на первоначальных стадиях своего развития и требовало особой бдительности, усердия, любви и просвещенного внимания. Помимо законоучительства в земской школе, на вас лежит забота и по заведованию школы грамоты в приходе и церковно-приходской в Ульяновском монастыре, и нам небезызвестно, каких выдающихся успехов достигает преподавание в последней, благодаря вашему руководству и многолетней опытности. Оценка всей этой многосторонней деятельности конечно не входит в пределы нашей компетентности, но и нам отрадно видеть, что она не остается без внимания начальства. Но что всего ближе и дороже нам, что наиболее непосредственно касается нас и вызывает в нас чувства благодарности и любви к вам,— это ваше шестнадцатилетнее руководительство окружным духовенством по должности благочинного. Кроме опытности, деловитости и преданности служебному долгу, в этом деле проявили вы столько сердечного участия даже к низшим членам духовенства, что деятельность ваша навсегда останется памятной для нас. Вы были не только опытным администратором, умевшим в должном порядке поставить служебные требования, но и создали в духовенстве безропотное и свободное подчинение своему долгу, иногда нелегкому. Не поступаясь требованиями последнего, вы вносили в служебные отношения столько простоты и сердечности, что это исключало возможность всяких недоразумений и наиболее прочно скрепляло доверие подчиненного к начальнику. В недоуменных вопросах, в трудных делах, в испытаниях житейских все находили в вас доброго советника и участливого руководителя. Во всех добрых делах и благих начинаниях вы оказывали незаменимую нравственную поддержку, а в минуты разочарованья, этого грустного спутника всякой преданности пастырскому делу, вы ободряли, укрепляли и утешали ослабевших и бодрым словом восставляли упавший дух. Своим тактом и миролюбием вы вносили мир и согласие и в отношения причтов и более всего заботились о том, чтобы в среде вверенного вашему руководству духовенства царил дух любви, снисхождения и всепрощения. И вы первый показывали примеры любви нелицемерной, при всяком удобном случае стараясь взять на себя часть работы других и безропотно носить тяготы обремененных и немощных. Вы были не старший над духовенством, но первый между равными, словом и делом оправдывая это. В благодарность же за все это, за все ваши заботы, в знак нашего уважения к вам и преданной любви просим принять от нас приносимый Крест, этот святой символ любви, терпения и победы и молим Господа Иисуса Христа, Пастыреначальника и Подвигоположника нашего, да дарует Он вам силы еще на долгие годы возращать все более и более плодов на великой ниве Божией». При этих словах юбиляру был поднесен золотой наперсный крест, украшенный дорогими каменьями, приобретенный по подписке между духовенством и почитателями его. С глубоким чувством облобызав св. крест, юбиляр растроганным голосом произнес: «Приношу сыновнюю признательность благочестнейшему Архипастырю, благословившему устроить настоящее торжество, и благодарю вас, отцы и братия, почтивших мое служение не по заслугам моим. Вам более других известны все тяготы пастырского служения и те незримые слезы, которые нередко приходится лить пастырю, видя недостатки, а иногда и пороки своих пасомых. Жизнь пастыря для иных, мало вникающих в суть дела, по видимому довольная и спокойная, но не такова она на деле... Поэтому долговременное прохождение пастырского служения само по себе составляет подвиг и заслугу. И я приемлю с благодарением Господу Богу подносимый вами дар, как внешнее выражение ваших чувств ко мне и добрых отношений, что я выше всего ценю, и уверен, что эти добрые отношения, после знака вашего внимания, еще более скрепятся между нами и не будет никаких недоразумений; а в остальном да будет воля Божия. Еще раз благодарю вас, отцы и братия». В конце молебна, пред провозглашением многолетий, священник Деревянской церкви Д. Попов, бывший учеником юбиляра, обратился к нему со следующею речью: «Позвольте поздравить вас, глубокочтимый о. благочинный, с тридцатипятилетием священства. Тридцать пять леть... Время не малое... Сколько тут радости и печали, веселых минут и щемящей грусти, горьких разочарований и бодрого подъема духа, разбитых надежд и высоких чувств радости о Христе Иисусе, сколько горя житейского и сладостного сознания торжества света Христова, промыслительной силы Божией, неизследных, но уже испытанных, милостей Его. Сколько тут пережито, передумано, выстрадано, не ради может быть себя, а ради святого имени Пастыреположника Иисуса! Не бесславно и не бесплодно для окружающих протекли эти З5 лет вашего служения Господу Богу и Его святой церкви. И хотя добрая деятельность ваша была очерчена в адресе; но, мне кажется, в сжатых выражениях последнего не может быть в полной мере изложено то, что выльется от сочувственного сердца такого же пастыря, шествующего одною с вами стезею, но недошедшаго еще и половины вашего пути. И я скажу прежде всего о том, что в направлении жизни вашей должно служить поучительным для нас, маломощных работников на той же ниве Божией, и не для нас только, здесь стоящих, а для всех, кто ревнует о славе Божией. Думается мне, что не я только, а все, знавшие вас, замечали, что неуклонное следование своему долгу составляло отличительную черту всей вашей деятельности. В вас оно доходило до подавления в себе насущнейших потребностей голода и жажды. Вы были верны своему долгу и как пастырь, и как администратор. Приход у вас разбросанный. Случалось иногда, вас увозили с требой церковной за 40 верст в одну сторону и немедленно после пятичасового утомительного пути по неудобной дороге, вас приглашали к больному в другой конец и вы не дозволяли себе промешкать для отдыха и утоленья жажды, не справляясь даже, опасно ли болен больной. Исполнить свой пастырский долг для вас было услаждением и радостию о Христе Иисусе, и ради сего вы не щадили ни своих сил, ни здоровья. Вы, как воин на посту, готовы были умереть при исполнении долга, и боязнь заражения от больных не смущала вас, так что вы даже не принимали никаких обычных предосторожностей при эпидемиях. Почему, это знает ваше верующее сердце и поймут все, надеющиеся на Господа и Его всеблагую волю. Спокойно и безропотно перенесли вы и тиф, заразившись у постели напутствуемого, и мне, посещавшему вас в те дни, не случалось услышать от вас даже о причине болезни и упоминания о ней. Также спокойно и неутомимо совершали вы и длинные разъезды по благочинию, не всегда конечно при благоприятной дороге и хорошей погоде. Никому, я думаю, не удавалось слышать от вас жалоб на утомительность пути, плохую погоду, неисправность дороги и т. п. Во всех трудах ваших, даже когда утомление по-видимому превозмогало вас, никогда не покидала вас бодрость духа, ровность в обращении, обычная вам деликатность и готовность слова работать для других. Может быть это было врожденною чертою вашего счастливого характера; но не знаю, удавалось ли кому слышать от вас слова укоризны, озлобления и видеть вас в ссоре. Ничего так вы не домогались от духовенства, как мирной жизни и взаимного любовного отношения. Всякое вздорное настроение и ссоры, эта язва общественной деятельности, смущала вас и угнетала. Все усилия вы прилагали к тому, чтобы не вызвать этого настроения. Благочинному часто конечно приходится сталкиваться и с довольно щепетильными подчиненными, которые всякое служебное требование готовы считать за унижение их достоинства, раз оно будет выражено в форме повелительной, хотя и вежливой. Много нужно такта и уменья, чтобы не раздражить их и тем не натолкнуть на безрассудное упрямство, крайне вредящее делу. В этом отношении своею сердечностью вы достигали полного успеха, наводя так сказать на мысль необходимости известной служебной меры постепенным уяснением ее целесообразности. Но сколь много терпения, такта, миролюбия и знания людей нужно было в таком по-видимому малом деле! Однако вы всегда неизменно держались правила, что никакое дело не нужно считать малым, и работали скромно, тихо, не стараясь выделить себя из среды других. В вас не было и тени увлечения властью. О том, чтобы не раздражить, не расстроить кого-либо, вы готовы были, по любви к ближним, на все возможные уступки, ради мира и согласия. И в приходе своем простым, ласковым обхождением и всегдашнею готовностью помочь ближнему, поспешить в исполнении треб, работать по благоукрашению храмов вы пользуетесь завидною любовью и преданностью. Много помогает вашему влиянию и простота и неизысканность в образе жизни вашей. В наше время немалой заботы о внешности вы и здесь являетесь редким исключением, и ваша скромная одежда свидетельствует более всего о скромности вашей души, о вашем христианском смирении, об отсутствии в вас всякого стремления к показности. Вот черты, которые всякий мог наблюдать в вас и которые являются для всех нас достойными подражания. Я знаю, что вам могут быть даже неприятны мои слова, так как похвала скромному часто огорчает его и нарушает его спокойствие духа. Но я не решился умолчать о том, что может служит к общей душевной пользе. Лучше возвышать добродетель, во славу всесвятого имени Отца Небесного, чем выставлять напоказ пороки. Да поможет вам Господь Бог и впредь также бодро и неутомимо проходить святое дело служения церкви и да даст вам силу и крепость еще многие годы служить на пользу ближних, ваших пасомых, знаемых и всего духовенства округа». Затем провозглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященным Архипастырям Алексию и Гавриилу и всечестнейшему настоятелю храма о. Николаю.
Почтенному юбиляру ныне 58 лет. Священствует он с 27 мая 1867 года. За 35 лет священства он проходил разнообразные ответственные должности. Двенадцать лет состоял помощником смотрителя Яренско-Устьсысольского духовного училища (1868 — 1879 г.), двенадцать лет депутатом по училищным делам (1883 — 1902 г.), десять лет проходил должность наблюдателя церковных школ округа (1886— 1896 г.), двадцать три года проходит должность законоучителя земского училища (1879 — 1902г.), шестнадцать лет состоит благочинным 5 округа Устьсысольского уезда (1886— 1902 г.). Неоднократно председательствовал он на съезде депутатов викариатства и был вызываем на епархиальные съезды. Из наград имеет: камилавку, наперсный крест, от Св. Синода выдаваемый, и орден св. Анны 3 степени.
Чествование достойного и любимого пастыря, при торжественной обстановке соборного служения с пением благоустроенного хора, явилось отрадным событием в жизни Устькуломского прихода и надолго оставило глубокое впечатление на религиозных зырян. Не часты такие торжества в жизни захолустных приходов далекого севера, и без сомнения не останутся они без воспитательного влияния на окружающих.
Священник Димитрий Попов.
Источник: Вологодские епархиальные ведомости, 1902, № 16 приб., с.474-481
см. также раздел Доброумовы