ПРОТОИЕРЕЙ ВИКТОР ПОНОМАРЕВ 1884-1971

Соколов С. М. (Н. Новгород)

В 2021 г. исполнилось 50 лет со дня смерти митрофорного протоиерея Виктора Пономарева (1884-1971), служившего в Вятской епархии в 1940-60-х гг.

Родом он был из Вологодской губернии. Предки Виктора Пономарева в XVIII-XIX вв. служили дьячками и священниками в г. Никольске и позднее в Устюжском уезде. Его отец Алексей Викторович Пономарев в течении 26 лет был настоятелем Георгиевской Шарденгской церкви, затем служил в г. Великом Устюге, был возведен в сан протоиерея. В течении нескольких лет он был председателем совета Устюжского епархиального женского училища.

У Алексея Викторовича и его жены Анны Евгеньевны было 7 детей, Виктор был вторым. Родился он 19 августа 1884 г. в с. В. Шарденьга Устюжского уезда и, видимо, был назван в честь деда. Виктор получил традиционное для детей духовенства образование. В 1899 г. он закончил Устюжское Духовное училище, в 1905 г. – Вологодскую Духовную семинарию. 28 января 1906 г. Виктор Пономарев был определен на диаконскую вакансию к Воскресенскому собору г. Лальска, а 8 мая 1906 г. рукоположен в сан диакона. В этом не было ничего необычного, так как будущие священники после окончания семинарии обычно в течении некоторого времени служили псаломщиками или диаконами, набирались опыта.

Перед рукоположением в сан состоялось его бракосочетание с Любовью Михайловной Соколовой, дочерью священника Васильевской Шасской церкви Устюжского уезда. Невеста также происходила из старинного рода вологодских священно-церковнослужителей. Она была чуть младше жениха (род. 17.06.1885) и к тому времени закончила Устюжское епархиальное женское училище.

Воскресенский собор в г. Лальске, где начинал службу о. Виктор, был одним из самых больших соборов в Вологодской епархии. Его причт состоял из протоиерея, 2 священников, 2 диаконов и 4 псаломщиков. В течение долгого времени настоятелем собора был известный протоиерей А. А. Попов, автор книги «Воспоминания причетнического сына» и депутат Государственной думы III созыва (1907-1912). Думается, что такой незаурядный человек оказал большое влияние на становление Виктора Пономарева как православного священника.

Согласно клировой ведомости 1917 г. (1), 16 декабря 1907 г. Виктор Пономарев был рукоположен в сан священника с оставлением на штатной диаконской вакансии, 18 августа 1908 г. определен священником, а 11 мая 1914 г. переведен на первую священническую вакансию. С 1909 г. он был членом совета окружной благочинной библиотеки. В разные годы о. Виктор состоял заведующим, законоучителем и учителем пения в нескольких церковно-приходских школах и училищах. 20 октября 1909 г. за преподавание Закона Божьего ему объявлена благодарность Устюжского отделения Совета братства. 25 марта 1913 г. он награжден набедренником за усердную и полезную пастырскую службу.

В 1920-е гг. священник Виктор Пономарев продолжал служить в г. Лальске. Из частично сохранившейся летописи Лальского Воскресенского собора (2) нам известны некоторые подробности церковной жизни того периода (изменения в причте, изъятие церковных ценностей, хозяйственные вопросы и др.). Там же было указано, что священник Виктор Алексеевич Пономарев 26 июля 1925 г. был награжден камилавкой "за отлично усердную и плодотворную пастырскую деятельность" (2, С. 177).

К тому времени в семье Пономаревых росли дети - сыновья Алексей 1908 г. р., Вениамин 1910 г. р., Виктор 1914 г. р. и дочь Вера 1923 г. р. Еще четверо детей умерли в детстве.

В начале 1930-х гг. в стране началась новая волна гонений на Церковь. В апреле-июне 1932 г. в Лальском районе было арестовано 13 человек, которые были названы "контрреволюционной группировкой среди духовенства и церковников" (3). Среди арестованных были священники А. А. Клочков, П. Н. Волокитин, С. К. Пуртов, В. А. Пономарев, В. Г. Добряков, псаломщики Н. И. Сумкин, В. В. Бурцев, прихожане А. Н. Шергин, В. Н. Регентов, А. А. Прозоров, А. А. Уварова и монахини Савватия (С. К. Кривошеина), Игнатия (А. Е. Токмакова).

Волокитин и Клочков были названы организаторами и руководителями группировки. Они обвинялись в открытии чудодейственных мощей преподобного Леонида УстьНедумского с целью «отвлечь внимание окружающего населения от коллективизации». Всем арестованным в вину было поставлено проведение нелегальных собраний, агитация против вступления в колхозы и сдачи молока государству, осуждение обязательного участия населения в лесозаготовках. Священники заявляли о принадлежности их приходов к «тихоновским», не признававшим Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльном отношении Церкви к советской власти.

Священник Виктор Алексеевич Пономарев был арестован 27 апреля 1932 г. К тому времени он прослужил в Воскресенском соборе г. Лальска 26 лет, пользовался большим авторитетом и уважением со стороны прихожан и местного духовенства и неофициально признавался главой церкви в Лальском районе (3). Согласно протоколу допроса (4, Л. 97), после смерти предыдущего настоятеля собора Павла Попова в 1925 г. о. Виктору предлагали стать протоиереем собора, но он отказался. Он много общался со священнослужителями местных церквей по хозяйственным и церковным вопросам. Такие контакты позднее пытались представить как нелегальные собрания, однако сам Виктор Пономарев отвергал подобные обвинения: «В антисоветской деятельности, проводимой мною среди лальского духовенства, виновным себя не признаю» (4, Л. 97).

25 августа 1932 г. состоялось заседание Тройки при полномочном представителе ОГПУ Северного края по внесудебному рассмотрению дел (т.е. списком). А. А. Клочков осужден на 8 лет лишения свободы, В. А. Пономарев, А. Н. Шергин, В. Н. Регентов, А. А. Прозоров - к заключению в концлагерь на 5 лет, В. Г. Добряков, В. В. Бурцев, А. А. Уварова, С. К. Пуртов, А. Е. Токмакова - к заключению в концлагерь на 3 года, П. Н. Волокитин - к ссылке на 5 лет, С. К. Кривошеина, Н. И. Сумкин - к ссылке в Северный край на 3 года (3). Все они будут реабилитированы Прокуратурой Кировской области 30 июля 1993 г.

Виктор Пономарев отбывал наказание в Ухтпечлаге в Коми обл. (5). Ему удалось вернуться живым из лагеря, однако здоровье за это время сильно пошатнулось. Интересные воспоминания про В. Пономарева оставил протоиерей Серафим Исупов (6): «Рассказывал, что шли этапом, и он весь обмозолился, не может дальше идти, падает от истощения. Начальник конвоя подошёл: «Да оставьте его, волки и кости обгложут!». «На мое счастье, — говорил отец Виктор, — бурана не было. Так я по следу по снегу где-то поползу, где-то на коленках попойду. Через два дня догнал их на стоянке». Начальник конвоя увидел его да и заматерился: «Старик, я тебя с довольствия-то списал, а ты ещё живой!».

После окончания срока заключения Виктор Пономарев приезжает в г. Киров, куда из Лальска перебралась его семья. По-видимому, в течение нескольких лет ему приходилось зарабатывать на жизнь различным неквалифицированным трудом (дворником и др.), однако потом он смог продолжить свою службу в церкви. Предположительно, это случилось в 1942 г. после открытия Серафимовской церкви в г. Кирове. Через некоторое время о. Виктор был возведен в сан протоиерея.

Сохранилась фотография 1946 г. (7, С. 7) со списком духовенства этой церкви: регент Любимов, диакон Александр Кибардин, протоиерей Виктор Пономарев, епископ Вениамин, протоиерей Николай Капустин, священник Георгий.

Согласно воспоминаниям С. Исупова (6), протоиерей Виктор Пономарев был духовником у владыки Вениамина (Тихоницкого).

В конце 1940-х гг., в период очередного обострения отношений между властями и церковью, о. Виктору запретили службу и проживание в г. Кирове и он полгода находился в с. Спас-Талице. Потом владыка Вениамин выхлопотал для него разрешение служить в г. Котельниче. 2 июня 1949 г. Виктор Пономарев был зарегистрирован в качестве второго священника Котельничской церкви, а 7 октября вступил в должность настоятеля (8, С. 82). Кроме того, о. Виктор стал благочинным Первого Котельничского округа.

Церковь, в которой служил Виктор Пономарев, фактически была молитвенным домом, вначале малоприспособленным для священнослужения. В течение многих лет церковному совету во главе с настоятелем приходилось решать множество проблем, связанных с расширением здания и благоустройством. 8 февраля 1959 г. на общем собрании верующих церкви единогласно было решено признать хозяйственную работу Церковного Совета хорошей, за успешное проведение капитального ремонта храма и приведение его в благолепный вид объявить благодарность настоятелю храма протоиерею Виктору, всему причту церкви и Церковному Совету (8, С. 64).

Отец Виктор пользовался большим авторитетом и уважением среди прихожан, церковные службы с его участием посещало много людей. В Котельническом районе, как и в целом по области, выросло число проводимых церковных обрядов (крещений, венчаний, отпеваний).

В 1958 г. по инициативе нового епископа Поликарпа при Котельничском молитвенном доме была организована «школа» для подготовки духовенства. Под руководством протоиерея Виктора Пономарева было подготовлено несколько священников. Чтобы скрыть подобную деятельность от властей, молодые люди сначала работали при церкви сторожами или кочегарами, затем участвовали в службах в качестве псаломщиков и впоследствии принимали сан. Тем не менее, такая деятельность не осталась незамеченной для Уполномоченного по делам РПЦ Кировской области. 18 февраля 1960 г. благочинный Котельничского округа протоиерей Виктор Пономарев был лишен регистрации за незаконную подготовку духовенства при местной церкви (9).

В 1960-е гг. семья Пономаревых проживала в г. Кирове. После окончания антирелигиозной кампании о. Виктор продолжил службу в Серафимовском соборе, был награжден митрой.

Митрофорный протоиерей Виктор Алексеевич Пономарев умер 7 мая 1971 г. на 87 году жизни, ненамного пережив свою супругу Любовь Михайловну (она умерла 4 декабря 1968 г.).

Судьба детей Виктора Алексеевича и Любови Михайловны Пономаревых сложилась по-разному. Два сына, Алексей (1908-1942) и Виктор (1914-1942), погибли в Великую Отечественную войну. Старшая дочь Алексея, Татьяна (1938- 2012) была женой митрофорного протоиерея Германа Дубовцева (1931-2012), их потомки сейчас живут в г. Кирове. Вениамин Пономарев (1910-1979) также воевал, имел боевые награды. Жил он в г. Горьком. Вера Викторовна Коваленко (Пономарева) прожила долгую жизнь (1923-2013), была замужем за военным, их потомки живут в Подмосковье.

Жизнь протоиерея Виктора Пономарева можно считать примером праведной жизни православного священника. Пройдя через множество испытаний, он продолжал служению Богу и был истинным пастырем для многих верующих. Поэтому неудивительно, что пользовался большим уважением среди прихожан и священнослужителей. Протоиерей Серафим Исупов вспоминал (6):

«Однажды много лет спустя на могиле отца Виктора на Макарьевском кладбище, помолившись, я вполголоса сказал пред его крестом: «Ах, батюшка, кабы ты был жив, я бы посоветовался с тобой, как прежде, и ты просто, ясно все бы разъяснил. Вот у меня сейчас неприятности и нездоровится. Помолись за меня, благослови». Поцеловал крест и ушел. Никому ничего не рассказывал. А через полгода меня вызывает из алтаря певчая Александра Дмитриевна, вся взволнованная, и говорит: «Батюшка, я утром — не знаю, спала или нет — видела, как живого, отца Виктора. Он сказал: «Отец Серафим просил помолиться за него. Я помолился, и сейчас у него все хорошо». Сказав это, он исчез». Вот мне и ответ был с того света!»

Список источников:

1. ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 480.

2. ЦГАКО. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 31. Оцифрованный текст - URL: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=67

3. Чудиновских Е. Н. Контрреволюционная группировка среди духовенства и церковников Лальского района. 1932 год. // Устьнедумские встречи. Материалы V межрегиональных краеведческих православных чтений. г. Луза, 2015. С. 6-14.

4. ГАСПИКО. Ф. Р6799. Оп. 9. Д. СУ-11964

5. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. 688 с. С. 425.

6. Господь все покрывал // Вятский Епархиальный Вестник. № 7 (389). 2019. С. 4-5.

7. Владыка Вениамин Тихоницкий. Каталог выставки, посвященной 50- летию со дня кончины архиепископа Вениамина (Тихоницкого). Киров, 2007.

8. Горев Е. История Никольского храма города Котельнича. Котельнич, 2016.

9. Балыбердин А. Г. Государственно-церковные отношения в 1958-1964 гг. (по материалам Кировской области) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Киров, 2004.


Соколов С.М. Протоиерей Виктор Пономарев 1884-1971. // Обретение святых – 2021: сборник материалов XIII Межрегиональной церковно-научной конференции. г. Киров [Вятка], 16 октября 2021 г. Киров: «Лобань», 2022. 230 с. - с.166 - 172.

cм. также запись выступления на конференции Протоиерей Виктор Пономарев

см. также раздел Соколовы-I