Протоиерей Николай Александрович Пухидинский
(Некролог)
Марта 9-го, сего 1884 года, скончался в Вологде после продолжительной и тяжкой болезни, на 61-м году от роду, законоучитель вологодской губернской гимназии и настоятель гимназической Святодуховской церкви протоиерей Николай Александрович Пухидинский. Покойный родом был Вологодской епархии, Грязовецкого уезда, Спасопреображенской Печенгской церкви священнический сын. По окончании в 1848 г. курса в московской духовной академии со степенью кандидата богословия и увольнении, по прошению, из училищного ведомства в епархиальное, в том же 1848 г., 7-го ноября преосвященным Евлампием, епископом вологодским, рукоположен во священника в Грязовецкий Христорождественский собор с правом настоятельства в оном. В 1849 г., 22 января, епархиальным начальством назначен цензором проповедей, произносимых в Грязовецком соборе; в том же году 1-го марта определен членом Грязовецкого духовного правления, а 15-го марта законоучителем Грязовецкого уездного училища. В 1850 году определен членом историко-статистического комитета для описания церквей епархии. В 1852 г., 14 апреля, назначен членом Грязовецкого комитета общественного здравия, а 14 августа того же года депутатом в Грязовецкий уездный суд и членом оспенного комитета. В 1855 г. состоял при ополчении, во время пребывания дружин №№ 139 и 142 в г.Грязовце - с 1-го апреля по 8-е сентября. В том же году 19 декабря утвержден первоприсутствующим духовного лравления. В 1856 г., 9-го марта, по должности законоучителя, за постоянное усердие и хорошие успехи учащихся, получил благодарность от г. попечителя С.П.бургского учебного округа, которая была повторена в 1860 году, 28 апреля. В 1857 г., 18 октября, министерством внутренних дел утвержден членом-корреспондентом вологодского губернского статистического комитета. В том же году, 9 июня, Высочайше утвержден директором Грязовецкого тюремного отделения.
В 1860 г., 1-го ноября, назначен законоучителем в Вологодскую губернскую гимназию, а 31-го Декабря - настоятелем гимназической церкви. С 1861 г. по сентябрь 1880 года, состоял законоучителем при Вологодской Мариинской женской гимназии; с того же 1861 г. в течении трех лет преподавал безмездно закон Божий в Александринском детском приюте. В 1862 г., 15 января, избран в действительные члены Вологодского статистического комитета. Вследствие ревизии Вологодской гимназии, бывшей в 1864 году, объявлена ему г. попечителем особенная благодарность за отличное преподавание закона Божия. С мая 1866 г. по июнь 1871 г., состоял законоучителем в педагогических курсах для образования народных учителей. В 1867 г., 8 июля, по избранию духовенства, утвержден членом Вологодского семинарского правления, в каковой должности и состоял по Март 1874 года. В 1867, 68 и 69 годах, по распоряжению епархиального начальства, состоял старшим членом комитета по обревизованию отчетов о приходе и расходе сумм по духовноучебным заведениям Вологодской епархии. В 1874 году в августе назначен членом Вологодского губернского училищного совета. В 1876 г., августа 13, с разрешения попечителя С.П.бургского учебного округа, приглашен к преподаванию закона Божия по найму в Вологодском реальном училище. Вследствие ревизии Вологодской гимназии, реального училища и женской гимназии, бывшей в мае 1879 г., попечителем С.П.бургского округа объявлена ему благодарность за отличное преподавание закона Божия.
В продолжение своей 35-ти летней, постоянно ревностной и усердной, службы, получал следующие награды: в 1849 г., 28 октября, награжден набедренником; в 1853 г., 18 января, по указу Св. Синода, возведен в сан протоиерея; в 1857 г., 2 мая, награжден скуфьею, в 1862 г., - камилавкою, в 1867 г., 14 мая, наперсным золотым крестом, от Св. Синода выдаваемым; в 1871 г., 3 апреля, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени, в 1875 г., 13 апреля, к тому же ордену Св. Анны 2-й степени; в 1880 г., 20 апреля, к ордену Св. Владимира 4 степени, по которому Правительствующим Сенатом, 21 июня 1881 года, утвержден в потомственном дворянстве. Имел бронзовый на Владимирской ленте крест в память войны 1853—1856 годов.
Отпевание и погребение усопшего о. протоиерея происходило 12 марта в Духове монастыре. Заупокойную литургию совершал в Знаменской церкви монастыря настоятель оного архимандрит Нафанаил в сослужении священников: Богородицерождественской кладбищенской церкви - Николая Алексина, кафедрального - Всеволода Сиземского, заштатного - Феопемпта Кудрявцева, Димитриевской Черношингорской ц. Грязовецкого уезда Алексея Пухидского и иеромонаха Духова монастыря Галактиона. На отпевании, кроме вышеупомянутых лиц, участвовали: протоиерей Спасовсеградской церкви И.Кузнецов и священник Казанской церкви А.Мальцев. В конце отпевания произнесены речи - преподавателем гимназии Влад. Ив. Тузовым и воспитанником М. Савиновым.На богослужении присутствовали оба директора, преподаватели и воспитанники мужской гимназии и реального училища и многие воспитанницы женской гимназии. Погребен усопший в ограде Духова монастыря, против алтаря Знаменской церкви.
Речь при погребении протоиерея Н. А. Пухидинского 12 Марта 1884 года.
«Приидите, последнее целование дадим усопшему», гласит церковная песнь. Эта трогательная прощальная песнь, равно как и другие наши церковные погребальные песни весьма сильно действуют на сердце каждого человека и невольно заставляют подумать о бренном нашем существовании на земле. В самом деле, давно ли сей лежащий пред нами во гробе пастырь и учитель беседовал с нами ? давно ли все мы слышали его вразумительные слова и убедительные речи ? наконец, давно ли мы видели его в нашем храме приносящим бескровную жертву Богу и стоящим у престола славы Его ? А теперь уста его навеки закрыты, члены недвижимы, и на лице его видна печать смерти и тления ! Как не поразительна такая быстрая и внезапная перемена в существе человека! Слабый смертный чувствует невольный страх именно от внезапности такой ужасной перемены. Но, с другой стороны, всякий знает, что такой исход неизбежен, что рано или поздно человеку придется возвратиться в землю, от которой он взят; а христианин кроме того верует, что за гробом его ожидает суд праведный, где каждому воздастся по делам его. Вот именно эта-то мысль - мысль о воздаянии по заслугам - прежде всего и приходит в голову каждого христианина при виде умершего собрата. Каждый, стоя при гробе, в глубине души невольно подумает о том, какова была его собственная протекшая жизнь, и что готовится ему в будущей жизни ?
Кроме этих, так сказать, общечеловеческих мыслей, у людей, близко стоявших к покойному, являются еще и иного рода мысли и чувства. Потеря близких людей еще сильнее действует на человека, еще глубже поражает его, ибо она часто бывает незаменима. Кто же эти близкие к покойному ? и каковы их мысли при гробе? Без сомнения, ближайшее место к покойному ныне о.Николаю принадлежит его жене и семейству. Утрата для всякого семейства главы его, действительно, достойна сожаления, так как семья в этом случае теряет свою опору, которой ничем заменить не возможно. Все мы знаем, как покойный относился к своей семье, как любил своих детей и как заботился о их счастии ! Весьма естественно, что потеря любящего и заботливого отца тяжелым ударом поразила детей, которые с этих пор уже не увидят больше ласки родительской, не услышать доброго и поучительного слова. Что сказать о жене-вдове? Не говоря уже о том, что вдова лишилась человека, с которым в течении долгой супружеской жизни привыкла делить и горе и радость, она потеряла кроме того и опору своей семьи; теперь вся трудная обязанность воспитания малолетних детей переходит к ней, и она одна, без помощника и руководителя, должна справляться со всеми житейскими невзгодами. Действительно, нужна большая сила воли, выносливый характер и мужественное терпение для того, чтобы, по русской пословице, - «в горе жить - не кручинну быть». И дай Бог сохранить ей эту силу и мужество, чтобы на остатки дней своих насладиться спокойствием и радостью среди излюбленных ею детей !
Второе по близости место к усопшему, конечно, занимают его сослуживцы и питомцы. Тридцатипятилетняя служба покойного делу воспитания русского юношества, из которой последние 23 года были посвящены, главным образом, здешней гимназии, без сомнения, оставила много воспоминаний и среди сослуживцев, и среди воспитанников. Каковы же эти воспоминания? - Мне лично, из среды нашего учительского персонала, пришлось быть и учеником достойного учителя, и его сослуживцем в последние пять лет; а потому я и беру на себя смелость сказать несколько слов о покойном о. Николае в этих двух отношениях.
В течении долгой службы в звании законоучителя гимназии, покойному о. Николаю приходилось, среди сослуживцев, сталкиваться с людьми самых разнообразных характеров и воззрений. И он сумел поставить себя так, что все, несмотря на различие воззрений по некоторым педагогическим вопросам, относились к нему с полным уважением; его мнения, справедливые и ясные, принимались всеми и нередко решали окончательно самые спорные вопросы. Уже эта одна черта доказывает, что покойный был вполне достоин того звания, которое он долго занимал. Действительно, в деле воспитания должность законоучителя едва ли не самая трудная: на его обязанности лежит развитие и укрепление религиозного чувства и христианской нравственности в своих питомцах; а религия и нравственность, как известно, всегда и везде полагаются в основу воспитания. Нужно сознаться, что при изучении Закона Божия ничто не можете заменить живой задушевной беседы, ибо живое слово сильнее действует на сердце и глубже западает в душу; такими именно живыми и назидательными беседами и были в наше время уроки Закона Божия, преподаваемые покойным протоиереем: его строгий вид, его простая, но сильная и убедительная речь невольно приковывали наше внимание, так что во время урока никто из учеников не позволял себе производить ни малейшего шума, ни одной вольности, что было бы весьма возможно при других условиях и при другой личности, - и получить замечание законоучителя в наше время считалось великим несчастием. Все это показывает, каким редким уважением пользовался среди учеников ныне покойный наставник.
Воспитать целые десятки поколений в правилах христианской нравственности - заслуга поистине громадная, - и наша гимназия вправе хвалиться таким законоучителем и вспоминать его имя с должною благодарностью.
Бывшие воспитанники, теперь сами подвизающиеся на различных поприщах общественной деятельности, никогда не забудут того наставника, который научил их правой вере в Бога, спасительной надежде на Его милосердие и благой любви к ближнему. (*) А настоящие питомцы, окружающие гроб любимого учителя, еще сильнее, еще осязательнее должны сознавать свою потерю и горько пожалеть о ней. Дай Бог, чтобы будущий преемник ныне покойного о. протоиерея, оказался вполне достойным своего предшественника.
Далее к усопшему стоят все прочие граждане г. Вологды. Ибо кто не знал протоиерея Пухидинского? Вероятно, всем еще памятны его красноречивые, сильные и убедительные слова во дни страстной седмицы, говоренные в здешнем соборе, и многие другие речи. Эти слова и речи духовного оратора, глубоко западавшие в душу, и теперь невольно вспоминаются каждому при виде сомкнутых уст лежащего пред нами пастыря.
Итак, придите все, дадим последнее целование усопшему и сохраним о нем навсегда в душах наших добрую память, как о просвященном пастыре и мудром наставнике !
Обращаюсь и к тебе, умерший наш собрат и учитель. Ты окончил свой жизненный путь с честию и славою, оставляя добрую память по себе во всех близких к тебе людях; ты свято исполнял заповедь Евангельскую, поучая нас любви, правде, истине и добру; ты, наконец, собственною своею жизнею подавал добрый пример христианской нравственности; одним словом, по Евангельскому изречению, ты - добрый пастырь, а потому и можешь с чистою совестью предстать пред лицем Вседержителя.
Мы все, окружающее твой гроб, при последнем прощании с тобою, просим забыть те обиды и оскорбления, которые, по свойственной людям слабости, когда либо причинили тебе; просим также не забыть нас в своих молитвах, когда ты переселишься в небесное жилище. Мы желаем расстаться с тобою здесь, на земле, в любви и мире, чтобы с тем же миром и с тою же любовью встретиться там, на небе !
---------
(*) Между сослуживцами, бывшими учениками и почитателями покойного о. протоиерея в настоящее время устраивается, в память его, подписка для сбора пожертвований на образование капитала, проценты с которого ежегодно поступали бы в уплату за обучение в гимназии одного из беднейших воспитанников.
Источник: Вологодские епархиальные ведомости, 1884, №7-8, с.161-168
см. также разделы О дворянстве рода Пухидинских и Пухидские-Доброумовы