Родословная В.Шаламова: новые штрихи

Сергей Соколов (Нижний Новгород)

В «Четвертой Вологде» В. Шаламов писал: «Отец мой родом из самой темной лесной усть-сысольской глуши, из потомственной священнической семьи, предки которой еще недавно были зырянскими шаманами, несколько поколений из шаманского рода, незаметно сменившего бубен на кадило...». Как уже установлено, здесь писатель, несомненно, воспроизводил семейные легенды (исходившие от отца). Первые генеалогические исследования И.П.Сиротинской в конце 1980-х годов показали, что несколько поколений Шаламовых действительно были священно-церковнослужителями, однако истоки этой династии связаны со старинным русским городом Великим Устюгом.1 Сведения об устюжских представителях этого рода до сих пор были довольно скудны, и они не выходили за рамки XIX века. Совсем недавно автору удалось найти документы, которые позволили проследить родословную писателя вплоть до конца XVII века.

Следует напомнить, что дед писателя, Николай Иоаннович Шаламов (1829 – 1910), родился в семье священника в Устюжском уезде Вологодской губернии. После окончания Вологодской духовной семинарии он некоторое время учительствовал, затем служил дьяконом. Только в 1867 году (когда ему было 38 лет) он был определен священником к Богородской церкви села Вотча Усть-Сысольского уезда. Причем, Николаю Шаламову было предложено на выбор три священнических места, и так как он не смог сразу определиться, был брошен жребий. На новом месте о.Николай сразу столкнулся со многими проблемами – обширный и неустроенный приход, чуждый по языку зырянский народ, его невежество и темнота. За 32 года службы ему удалось завоевать доверие и любовь местного населения, обустроить храм, открыть школу и земское училище. О.Николай был женат на Татьяне Андреевне Мусниковой (1832 – после 1905), дочери пономаря Яхренгской Богоявленской церкви Никольского уезда Андрея Мусникова.

Оба сына о.Николая продолжили династию, причем, если Тихона (1868-1933) судьба увела далеко от родных мест (Аляска, потом Вологда), то младший сын Прокопий (1876-1931) до конца дней служил в этой же церкви. Благодаря его усилиям в 1911 году была издана брошюра «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода». Судьба о.Прокопия Шаламова была трагична – он был расстрелян в 1931 году2.

Следующее звено родословной – прадед писателя Иоанн Максимович Шаламов (1787 – 1849) и прабабушка Татьяна Петровна (1793 – 1851). Послужной список о.Иоанна весьма живописно изложен в клировой ведомости Васильевской церкви Шасской волости Устюжского уезда за 1848 год: «Священник Иоанн Максимов Шаламов, 61 год, природою города Устюга Мироносицкой церкви умершего Дьячка Максима Харлампиева Шаламова сын. Первоначально обучался в Устюжской школе положенным в оной предметам, потом поступил в 1805 году в Вологодскую Семинарию, в которой обучался Поэзии, Риторике, Философии и Богословию. Из оного класса в 1812 году Августа 4 дня Преосвященным Евгением Епископом Вологодским и Устюжским произведен к сей церкви во Священника на настоящее место. Грамоту имеет. В том же году награжден бронзовым Крестом на Владимирской ленте. С 1819 по 1838 год по Указу Вологодской Духовной Консистории находился Депутатом, с 1820 по 1823 год по местному Благочинию был духовником; с 1837 по 1841 год был Благочинным. По увольнении же от сей должности получил Набедренник, а в 1844 году награжден фиолетовою Скуфьею.»3

Здание церкви, где служил о.Иоанн, сохранилось до сих пор, хотя и в частично разрушенном виде. Но самое удивительное, что рядом с церковью сохранилась могильная плита прабабушки Варлама Шаламова. Надпись на ней гласит:

«На сем месте погребено тело рабы божей Татьяны Петровны жены священника Шаламова скончалась 7-го января 1851 года. Покойся милый прах до рассветного утра».

Географически Васильевская церковь располагается в д. Обрадово на реке Юг примерно в 80 км от Великого Устюга. Сейчас это труднодоступное место на границе Вологодской и Кировской областей. А в XIX веке там был довольно многочисленный приход. Отдаленность от городов не мешала появлению талантливых и образованных людей. Например, один из сыновей о.Иоанна – Павел Шаламов – закончил Московскую Духовную академию и служил протоиереем в Великом Устюге. Сын другого местного священника Василий Копосов окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, стажировался за границей (в том числе у Луи Пастера), основал психиатрическую больницу в Симбирске.

Интересно, что за почти 120 лет в Васильевской церкви в Обрадово служили всего лишь 3 священника – Иоанн Шаламов (37 лет), Александр Копосов (35 лет) и прадед автора Михаил Соколов (45 лет). К слову, последним священником этой церкви был дед автора Феодосий Соколов, он был арестован в 1931 году.

Дальнейшее исследование родословной Шаламовых приводит непосредственно в Великий Устюг. В XVI – XVIII веках это был богатый город, на средства купцов там было построено много церквей, многие из которых сохранились и до сих пор. В одной из таких церквей – Мироносицкой (по-другому, Сретенской) - служил пономарем и затем дьячком прапрадед писателя Максим Харлампиевич Шаламов (1763 – 1823). Сохранилось свидетельство, что он обладал искусством иконописи. В частности, в описании Сретенско-Мироносицкой церкви в г.Устюге в 1874 году указано, что образ Нерукотворного Спасителя «писан дьячком сего собора Максимом Шаламовым 1818 года». Согласно найденным документам 4, родился он в г. Лальске в семье пономаря, обучался в низших классах устюжской семинарии, в 1779 году стал пономарем, а в 1797 году – дьячком. Жена – Наталья Яковлевна (1765 – 1819).

Их семья была довольно многочисленной, причем только сыновей было девять и Иоанн был самым старшим из них. Интересна судьба младшего сына с необычным именем Елпидифор. После окончания Вологодской семинарии он более 35 лет преподавал в Тотемском духовном училище, был помощником смотрителя. За свои заслуги Елпидифор Шаламов имел множество наград, включая орден св.Владимира 4 степени, который позволил ему получить потомственное дворянство. Некролог о смерти Елпидифора Максимовича Шаламова был напечатан в Вологодских Епархиальных ведомостях (1882, №2. - С. 35-36).

Более ранние предки Шаламова служили уже в Лальске (сейчас это небольшой поселок на севере Кировской области). Про Харлампия Семеновича Шаламова (1737 – ?) известно, что он родился в семье священника и служил пономарем Иоанно-Предтеченской церкви в 1755-1770-х годах. Здание этой церкви сохранилось до наших дней, хотя и в сильно разрушенном виде.

И, наконец, еще более ранний предок – Семен Михайлович Шаламов (1695 - до 1755) – стал известен благодаря документам 1737 и 1744 годов о священно-церковнослужителях церквей Лальского посада, найденным в том же архиве. В разделе про Богоявленскую церковь указано: «... Священник Симеон Михайлов сын Шаламов у него дети Василей 10 лет и Харалампий 7 лет»5. С учетом того, что Семен Шаламов родился в XVII веке, мы можем судить о глубоких исторических корнях этого священнического рода.

Необходимо обратить внимание на два важных момента. Во-первых, в найденных документах указана фамилия священника. Это в целом большая редкость для материалов того времени, в некотором роде особенность документов бывшей Великоустюжской епархии. Во-вторых, фамилия Шаламов осталась неизменной на протяжении многих поколений. Дело в том, что в начале XIX века многие священно-церковнослужители во время обучения в духовных училищах и семинариях получали новые, так называемые семинарские фамилии, например, Воскресенские, Богословские, Доброумовы, Авессаломовы и т.д. Известны случаи, когда фамилии в роду менялись несколько раз или несколько братьев носили разные фамилии. Подобные переименования представляют большую проблему для исследователей династий священно-церковнослужителей. К счастью, для Шаламовых ее удалось избежать.

С точки зрения генеалогии, приведенные выше предки Варлама Шаламова составляют так называемое мужское восходящее родословие. О других родственниках писателя (формально – представителях боковых ветвей родословного дерева) известно гораздо меньше, хотя некоторые из них были весьма примечательными личностями. Составление полноценного родословного дерева может быть довольно интересной задачей, и ее решение поможет лучше понять особенности всего рода Шаламовых.


1. Сиротинская И. Из истории рода Шаламовых. - Шаламовский сборник. Вып. 1. Вологда, 1994. - С. 244-247.Более подробно: Есипов В. Шаламов. - М.: Молодая гвардия, 2012. (Серия ЖЗЛ).С.9-21.

2. Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. С.997–1000.

3. Великоустюгский центральный архив (ВУЦА), ф.364, оп.1., д.5244. Клировые ведомости церквей Устюжского уезда за 1848 год.

4. ВУЦА, ф.364, оп.1, д.4323. Ведомости о священнослужителях церквей г.В.Устюг и его уезда и членах их семей за 1819 год.

5. ВУЦА, ф.363, оп.1, д.553. Ведомости о священнослужителях церквей Лальского посада за 1744 год.


Соколов С. Родословная В.Шаламова: новые штрихи. - Шаламовский сборник: Вып. 5 / [Сост. В. В. Есипов]. М.: — Common place, 2017. — с.510-515.

Подробнее о сборнике см. здесь

см. также Шасская Васильевская церковь