Мой прадед Виктор Соколов и его семья
Сергей Соколов
О своем прадеде Викторе Фёдоровиче Соколове (1870-1932) я впервые узнал в 2009 году, когда начал заниматься своей родословной. Благодаря сотрудникам Подосиновского краеведческого музея, мне удалось найти метрическую запись о рождении моей бабушки в Шолге. На мое удивление, моя бабушка носила фамилию Соколова с детства, то есть мои дед и бабушка были однофамильцами.
Согласно этой метрике, Александра Викторовна Соколова родилась 27 сентября 1900 года в селе Шолга Никольского уезда Вологодской губернии в семье местного псаломщика Виктора Фёдоровича Соколова и его жены Екатерины Николаевны. Таинство крещения совершил священник Прокопий Попов 28 сентября. Интересно, что в более поздних документах указывалась дата рождения 9 октября (26 сентября по старому стилю).
В 2010 году мы с женой и дочерью впервые побывали на родине моих предков, совершив сплав на байдарке по реке Юг от посёлка Подосиновца до города Великого Устюга. Особенно волнующим было посещение села Шолга, где родились моя бабушка и прабабушка, и деревни Обрадово, где родились мой отец и дед. В школьном музее Шолги Мария Анатольевна Мариева помогла найти некоторые документы, относящиеся к моей семье. В 2010-х годах я почти каждый год ездил в архив Великого Устюга, работал также в архивах Вологды, Сыктывкара и Москвы. В результате мне удалось составить родословное дерево этой линии Соколовых до середины XVII века, узнать некоторые подробности жизни моих предков и даже собрать их подписи.
Мой прадед Виктор Соколов принадлежал к старинному роду священно-церковнослужителей. Самый древний известный мне представитель этого рода - священник Хрисанф, служивший в Георгиевской церкви в селе Верхняя Шарденьга (это недалеко от Великого Устюга) в конце XVII века. Мой предок только упоминается в некоторых документах как «поп Хрисанф», его отчество и точные годы жизни неизвестны. Все прямые предки моего прадеда, а также его сын, перечислены ниже. Нужно отметить, что в старинных документах фамилии священно-церковнослужителей указывались редко, первое упоминание фамилии Соколов встретилось в документе 1755 года.
Хрисанф (около 1650 - после 1690), священник Шарденгской Георгиевской церкви.
Василий Хрисанфов (1669 - после 1724), священник Шарденгской Георгиевской церкви.
Симеон Васильев (1699 - после 1721), диакон Шарденгской Георгиевской церкви.
Михаил Семёнов Соколов (1721-1776), дьячок Шарденгской Георгиевской церкви.
Симеон Михайлов Соколов (1740-1796), священник Комарицкой Николаевской церкви.
Алексей Семёнов Соколов (1787-1816), пономарь Приводинской Николаевской церкви.
Иоанн Алексеев Соколов (1812-1875), священник Верхолальской Михаило-Архангельской церкви.
Феодор Иоаннов Соколов (1840-1877), священник Палаузской, Киберской и Верхолальской церквей.
Виктор Фёдорович Соколов (1870-1932), псаломщик и затем священник Шолгской Троицкой церкви.
Фёдор Викторович Соколов (1894-1918), псаломщик Шолгской Троицкой церкви
А вот так, например, расписывался наш предок в 1720 году:
Более полную информацию о роде Соколовых можно найти на сайте1.
Мой прадед Виктор Фёдорович Соколов родился 2 июля 1870 года в с.Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (сейчас с.Куратово республики Коми), где в то время служил священник его отец. В 1875 году глава семьи стал священником Верхолальской церкви вместо своего умершего отца, однако в 1877 году и сам умер от чахотки.
Как и многие дети священно-церковнослужителей, Виктор Соколов в 1880 году поступил в Великоустюжское духовное училище. Учился он неважно, были проблемы с латинским и греческими языками. Виктор Соколов окончил только 3 класса училища в 1884 году. Думается, трудности в обучении во многом были вызваны ранней смертью отца. Это и слабая начальная подготовка, и недостаточная моральная и материальная поддержка во время учёбы вдали от дома.
С 1888 по 1889 год Виктор Соколов был в числе послушников Михайло-Архангельского монастыря в городе Великий Устюг, набирался опыта церковной службы. 16 апреля 1889 года он был определён на должность псаломщика к Шолгской Троицкой церкви. Согласно распространённой тогда практике, он женился на дочери своего предшественника, умершего псаломщика Николая Усова. Тот служил в Шолге в течение 19 лет.
Усовы – также известная вологодская династия. Два её представителя в настоящее время причислены к лику священномучеников – это священники Виктор Иванович и Виктор Семёнович (к слову, двоюродный брат моей прабабушки Екатерины Соколовой).
Виктор Соколов прослужил псаломщиком в Троицкой церкви села Шолга более тридцати лет. Согласно клировым ведомостям, он отличался тщательным ведением церковных документов. Его красивый почерк можно увидеть, например, в сохранившихся метрических книгах.
У Виктора Фёдоровича и Екатерины Николаевны было семь детей, из них четверо умерло в детстве.
Их дом стоял напротив церкви, на возвышении. Предположительно, следующая фотография сделана как раз из двора их дома. У изгороди стоят неизвестные дети. Не исключено, что девочка здесь - это моя бабушка.
Совсем недавно Ольга Васильевна Грибанова из пгт Подосиновец прислала мне фотографию своих родственников с подписью «Фотографъ В.Ф.Соколовъ въ Шолге, январь 1904 года». Получается, что мой прадед уже в 1904 году увлекался фотографией. В те времена это было очень редкое и дорогостоящее занятие. На весь уезд было, вероятно, 2-3 профессиональных фотографа, и от кого-то из них он получил уроки фотографии. Потом эти знания, видимо, перешли моей бабушке. Когда я первый раз был в Шолге в 2010 году, мне показывали фотографии местных жителей, сделанные моей бабушкой в 1930-1940 годах. Интересно, что и её сыновья, и многие внуки, и внучки также увлекались фотографией.
Что касается других родственников, то у моего прадеда были ещё два брата. Старший брат Яков (1865-1919) окончил 4 класса Вологодской семинарии и служил чиновником в Вологде и Тотьме. Один из его сыновей, Дмитрий Яковлевич Соколов (1890-1962), стал впоследствии известным учёным в области гидротехники, доктором технических наук, профессором, был награжден орденом Ленина. Младший брат Дмитрий (1873-1911) служил псаломщиком в Благовещенской церкви села Кичменгский Городок.
Мой прадед стремился дать образование своим детям. Сын Фёдор окончил Никольское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию. Учился он довольно успешно, училище он закончил в первом разряде (то есть среди лучших учеников), а семинарию - во втором, но близко к первому (20-й в списке). Дочь Александра (моя бабушка) закончила епархиальное женское училище в Великом Устюге в 1918 году, это был последний выпуск. Младшая дочь Мария тоже училась в этом училище вплоть до его закрытия.
Фёдор Соколов после окончания семинарии в 1915 году был определен псаломщиком в родное село. Тогда это было распространённой практикой: выпускники семинарии не сразу получали место священника, а сначала приобретали опыт церковной службы на более низких должностях и обзаводились своими семьями. Поскольку тогда свободных вакансий не было, отец освободил сыну свое место. Когда же через год открылась свободная вакансия псаломщика, Виктор Соколов продолжил службу.
Послужные списки отца и сына Соколовых из клировой ведомости за 1917 год2 приведены ниже.
Псаломщик Виктор Феодоров Соколов, 47 л., р. 1870 г. июля 2 дня, жалования из казны получает 98 рублей в год, кружечного дохода 213 р. 31 к., процентов с вечных капиталов 7 р. 61 к., арендных денег 6 р. 9 коп., доходов от земли и сельского хозяйства 10 р., добровольных подаяний от прихожан 75 р. 60 к., жалования за обучение детей Шолгского училища пению 10 р., а всего в год получил 420 руб. 61 коп.
Сын священника.
Имеет два деревянных дома на усадебной земле сей церкви.
Обучался в Устюжском духовном училище, из 3 класса которого был уволен. Определен в псаломщика сей церкви – с 16 апреля 1889 г. Посвящен в стихарь – 25 августа 1891 г. Состоит учителем пения в Шолгском земском училище – с 1 сентября 1889 г. Уволен за штат по прошению 30 июля 1915 г. Вновь определен на место псаломщика к сей церкви 18 апреля 1916 г.
В походах против неприятеля не был. 1903 г. 1 февраля преподано Архипастырское благословение.
Не подвергался взысканиям и под судом не состоит.
В отпусках не был.
Был за штатом с 1915 г. 30 июня по 1916 г. 18 апреля.
Женат с Екатериной Николаевой, р.1872 г. 22 июля, имеет детей: 1. Феодора, р.1894 г. 22 мая, состоит псаломщиком сей церкви; 2. Александру, р.1900 г. 26 сентября, обучается в 6 классе Устюж. Епарх. женск. училища, на содержании отца; 3. Марию, р.1904 г. 14 октября, обуч. во 2 классе Устюж. Еп. женск. уч., на содержании отца.
Псаломщику сей церкви Феодору Соколову – отец.
Псаломщик Феодор Викторов Соколов 23 годов, р.1894 г. 22 мая. Жалования из казны получает 98 р. в год, круж. дохода 213 р. 31 к., процентов с вечных капиталов 7 р. 61 к., арендных денег 6 р. 9 к., доходов от земли и с/х 10 р., добровольных подаяний от прихожан 75 р. 60 к., жалования по должности законоучителя Бычихинского земского училища 120 р., а всего в год получил 530 руб. 61 коп.
Сын псаломщика.
Недвижимое имение – нет
Обучался в Никольском духовном училище и Вологодской духовной семинарии, в которой окончил полный курс учения по второму разряду – 30 апреля 1915 г. Определен в псаломщика сей церкви – 30 июня 1915 г. Назначен законоучителем Бычихинского земского училища – 15 октября 1915 г.
В походах против неприятеля не был.
Не подвергался взысканиям и под судом не состоит.
В отпусках не был.
За штатом и без места не был.
Холост.
Псаломщику Виктору Соколову сын.
В Троицкой церкви села Шолга в 1917 году служили: протоиерей Прокопий Попов, священники Иннокентий Яхлаков, Автоном Головков, диакон Платон Кузнецов и псаломщики Федор Копосов, Виктор Соколов и Фёдор Соколов.
С приходом новой власти жизнь священно-церковнослужителей села Шолга, в том числе семьи Соколовых, кардинально изменилась. Как сказано в статье бывшего директора Шолгской школы Николая Петухова3, «27 апреля 1918 года III Крестьянским съездом Прокопий Попов был обложен контрибуцией на 7 тысяч рублей, как «имущий класс», а псаломщик Виктор Соколов - на три тысячи рублей». Мне кажется довольно странным, что обычного псаломщика причислили к "имущему классу", ведь жалование у него было гораздо меньше священников. Вероятно, сказалось владение двумя домами, один из которых был построен, видимо, для сына.
В сентябре 1918 года в Подосиновце и Шолге произошли трагические события, описанные во многих материалах Подосиновских духовно-нравственных чтений. Коснулись они и семьи Соколовых. Священника Автонома Головкова и псаломщика Фёдора Соколова арестовали и повезли в город Никольск «для принятия там конкретных мер» и, по версии местных жителей, их убили якобы при попытке к бегству. Согласно метрической книге, священник Автоном Головков убит 20 сентября (по старому стилю), погребен 14 декабря 1918 г. на приходском кладбище в селе Шолга. Место захоронения псаломщика Фёдора Соколова, брата моей бабушки, до сих пор неизвестно.
Хронологию событий в последующие годы пока не удаётся достоверно восстановить. Известно, что второй дом Виктора Соколова использовался под нужды местного исполкома, однако согласно найденному документу4, в 1925 году муниципализация этого дома была признана незаконной. Еще один интересный архивный документ5 за 1926 год - про племянника, беспризорника Глеба Соколова, который был взят на воспитание его дядей. При этом там было указано, что Виктор Соколов служил диаконом Прокопьевского собора Великого Устюга. Когда и при каких обстоятельствах мой прадед переехал в Великий Устюг и был рукоположен во диакона - неизвестно.
В 1929 году он был уже священником Троицкой церкви села Шолга. Настоятелем церкви был протоиерей Иннокентий Яхлаков.
В конце 1920-х годов развернулась новая волна гонений на церковь, связанная с началом коллективизации. Версия антисоветских действий священников так изложена в материалах следственного дела6:
В зиму 1929-1930 г., когда был объявлен Подосиновский район районом сплошной коллективизации, обвиняемые по делу Соколов и Яхлаков как люди чуждые повели противоколхозную работу через своего сослуживца Митягина, пекаря просвор. Митягин сам неграмотный, а как он и говорит, действовал по указанию и распоряжению попов Соколова и Яхлакова, которые направляли его в дер., проведя с ним предварительную беседу с такой установкой, чтобы мужики не ходили в коммуну, что скоро Сов.власть сменится, что об этом поп Соколов знает из старинных книг ...
... Виновными себя Соколов и Яхлаков не признали. Но следственным материалом и из слов самих подсудимых виновность их по ст.ст. 17, 58-10 УК вполне установлена ...
Свой приговор (два и один год лишения свободы) они обжаловали, дело было пересмотрено и в сентябре народный суд вынес новый приговор - высылка на шесть лет из Подосиновского района. Этот приговор также был обжалован, теперь уже в Архангельском краевом суде. В конце апреля 1932 года должен был состояться новый суд, уже в Великом Устюге, однако Виктор Соколов умер 22 апреля от сердечного приступа. Он был реабилитирован прокуратурой Архангельской области 1 октября 1992 года.
Что касается моей бабушки, то в 1922 году она вышла замуж за однофамильца Феодосия Соколова и переехала в соседнее село Обрадово (уже на территории Великоустюгского уезда). Мой дед служил псаломщиком, затем священником Шасской Васильевской церкви. В 1931 году церковь была закрыта, дед был арестован, а бабушка с четырьмя детьми вернулась в Шолгу. В дальнейшем ей много всего пришлось пережить. В 1950 году она сама была арестована как «активный участник антисоветской группы церковников» и осуждена на 25 лет. Была освобождена в январе 1955 года, реабилитирована 19 апреля 1990 года. Более подробно о её жизни можно прочитать в материалах X Подосиновских духовно-нравственных чтений7.
Младшая сестра моей бабушки Мария Викторовна Терехова (Соколова) (1904-1978) всю жизнь проработала учителем, сначала в Котласе, затем в п.Кулой Архангельской области. Была замужем, имела дочь Лилию. Именно в её семье сохранились многие дореволюционные семейные фотографии.
Интеграция следующего поколения семьи Соколовых в советское общество проходила непросто. Старшая дочь моей бабушки Елена Соколова (1924-1947) в начале 1940 годов окончила несколько курсов педучилища в Великом Устюге и работала учительницей в разных школах Подосиновского района. В период проведения выборов депутатов в декабре 1947 года была секретарём избирательной комиссии, во время одной из поездок по району простудилась и умерла от воспаления легких.
Старший сын Викентий (1926-2001) семнадцатилетним пареньком в 1943 году был призван на войну, служил в пехоте, был награжден медалью «За отвагу». Несколько раз был ранен, лежал в госпиталях, через год весь израненный вернулся домой. Всю жизнь проработал бухгалтером в лесосплавных конторах Архангельской области (Котлас, Шипицыно, Дябрино, Красноборск) и республики Коми (Сыктывкар, Визинга). Выйдя на пенсию, жил в Сыктывкаре.
Мой отец Михаил Соколов (1928-1989) после окончания 7 классов в 1943 году учился в ремесленном училище в Котласе, а с 1944 года работал слесарем в Архангельске. С 1947 по 1952 год служил на флоте, на подводной лодке. После нескольких лет работы на речном флоте, стал жить в г.Горьком (сейчас Нижний Новгород), работал инженером-конструктором на автозаводе.
Дочь Эмилия (1931-1984) вплоть до 1950 года оставалась с матерью в Шолге. После окончания школы она работала там же делопроизводителем. К сожалению, личная жизнь её не сложилась. Судьба помотала её по многим местам нашей страны - Украина, Казахстан, Дальний Восток. Работала продавцом.
Что касается современных потомков Виктора Фёдоровича Соколова, то это 9 правнуков (к сожалению, пятеро уже ушли), 18 праправнуков и 19 прапраправнуков. Живут они во многих местах: Сыктывкар, Челябинск, Нижний Новгород, Ульяновск, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Архангельская область, Украина. Профессии у всех самые разнообразные - учитель, воспитатель детского сада, инженер, геолог, учёный, программист, машинист тепловоза, бухгалтер, менеджер (были также художник, резчик по кости, военный). Многие имеют высшее образование, двое имеют даже ученую степень, причем один из представителей рода - Леонид Викторович Шалагинов из Челябинска - стал доктором физико-математических наук в возрасте 36 лет.
Думается, что изучение истории своей семьи, знание её традиций и ценностей помогает нам в нашей жизни, способствует укреплению родственных и семейных отношений, а также воспитанию новых поколений.
Примечания
1. Родословная роспись Соколовых (ветвь II). URL: http://s-sokolov.ru/trees/sokolovs2.php (дата обращения 27.05.2024).
2. Клировые ведомости Шолгской Троицкой церкви за 1917 год. Великоустюгский центральный архив. Ф. 364. Оп. 1. Д. 8360.
3. Петухов Н. За веру пострадавшие. Протоиерей Попов Прокопий Михайлович (1864-1918). Вятский Епархиальный Вестник. - №10(204) – 2004.
4. О муниципализации дома В. Ф. Соколова в Шолге. Великоустюгский центральный архив. Ф. Р-365. Оп. 1. Д. 130, Л. 430 - 431.
5. Протоколы Северо-Двинской губернской комиссии по приему детей в закрытые учреждения – детские дома, 1926. Великоустюгский центральный архив.Ф. Р-26. Оп. 2. Д. 479, Л. 144 – 145.
6. Государственный архив Архангельской области, Ф.1470. Оп.1. Д.207.
7. Соколов С.М. Бабушка: история жизни Александры Викторовны Соколовой. Подосиновские духовно-нравственные чтения: сборник материалов / сост. Н. А. Боровская. Подосиновец, Киров, 2022. Вып. Х. С.18-26.
Источник:
С.Соколов. Мой прадед Виктор Соколов и его семья. // XII Подосиновские духовно-нравственные чтения: сборник материалов / сост. Н. А. Боровская. Подосиновец, Киров, 2024. — с.19-29.
см. также раздел Соколовы-II