Формулярный список о службе

Помощника Секретаря Вологодского Губернского Акцизного Управления, Коллежского Асессора Якова Федоровича Соколова

Составлен по 25 июня 1909 года.

Чин, имя, отчество, фамилия, должность, лет от роду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание

Коллежский Асессор, Помощник Секретаря Вологодского Губернского Акцизного Управления, Яков Федорович Соколов, род. 31 октября 1865 года. Православного исповедания.
Имеет серебряную медаль на Александровской ленте медаль в память царствования Александра III и орден Св. Станислава 3 ст.
Получает:
Жалования – 500 руб. в год.
Доб. cод. – 700 руб.
Итого – 1200 руб.

Из какого звания происходит

Сын священника.

Есть ли имение у него самого, у родителей и жены (родовое, благоприобретенное)

Родового имения нет. Имеет приобретенный деревянный дом в Вологде.

Где получил воспитание. Когда в службу вступил и в оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний, и не был ли особенно чем награжден и в какое время.

- По окончании курса учения в 4 классе Вологодской Духовной Семинарии в 1886г., в службу вступил в Вологодский окружной Суд, канцелярским служителем – 14.04.1887г.
- По прошению перемещен в Канцелярию Прокурора того же Суда – 23.06.1889г.
- Определен на должность Письмоводителя при Прокуроре того же Суда, по заведованию делами северо-восточных уездов Вологодской губернии – 20.12.1889г.
- Исправлял должность Секретаря при Прокуроре с 28 июня по 5 сентября 1890г.
- Указом ПС по Департаменту Герольдии от 13.04.1892г, № 45 произведен за выслугу лет в Коллежские Регистраторы со старшинством с 11.10.1891г.
- Произведен в Губернские Секретари со старшинством с 11.10.1894г.
- Согласно просьбе причислен к штату Губернского Правления с откомандированием к исполнению должности Пристава 1-го участка Вологодского уезда – 10.04.1895г.
- Определен на должность Пристава 1-го участка Вологодского уезда – 24.08.1895г.
- Причислен к штату Вологодского Губернского Правления, согласно его прошения – 21.04.1898г.
- Согласно прошения, постановлением Управляющего Акцизными сборами Вологодской губернии назначен младшим штатным контролером I округа Вологодского Акцизного управления – 01.09.1898г.
- Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 13.12.1899г, № 87 произведен за выслугу лет в Коллежские Секретари со старшинством с 11.10.1897г.
- Постановлением Управляющего Акцизными сборами Вологодской губернии назначен Помощником секретаря Вологодского губернского Акцизного управления – 21.01.1900г.
- Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 30.04.1901г, № 31 произведен за выслугу лет в Титулярные Советники со старшинством с 11.10.1900г.
- Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 05.3.1904г, № 17 произведен за выслугу лет в Коллежские Асессоры со старшинством с 11.10.1903г.
- Исправлял должность секретаря Вологодского губернского Акцизного управления с 10 февраля по 14 октября 1906г.
- Всемилостивейше пожалован за отлично-усердную службу, орденом Св. Станислава 3 ст. – 22.04.1907г.

Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно.

В походах не был.

Не был ли в штрафах и под судом, за что и когда.

Не подвергался.

Был ли в отпусках, и когда именно.

В отпусках был в 1903г с 16 июня на два месяца, и с в 1907г с 4 июня на два месяца, и в срок являлся.

Был ли в отставке, когда и на какое время.

Не был.

Холост или женат, имеет ли детей, кого именно, где они находятся.

Женат на вдове Елизавете Кузьминичне Озерковой.
У них дети.

Сыновья:
- Федор – 05.10.1889г.р.
- Дмитрий – 10.10.1890г.р.
- Михаил – 24.03.1902г.р.

Дочери:
- Лидия – 02.12.1888г.р.
- Рахиль – 18.08.1895г.р.
- Галя – 21.04.1898г.р.
- Татьяна – 03.03.1900г.р.

Жена и дети православного исповедания и находятся при нем.


Источник: ЦГИА, ф.478, оп.1, д.1983, лл.10-13

Выписки предоставлены В.А.Веллингом



Личное дело акцизного наблюдателя Якова Федоровича Соколова

(фрагменты)

Росс. Фед. Сов. Респ.
Н.К.Ф.
Акцизный надзиратель 7 участка
Вологодского акцизного управления
26 октября 1918 г.
№ 216
В Тотемский уездный исполнительный комитет

Коллегия финансового отдела при Тотемском уездном исполкоме отношением от 24 сего октября за №578, на основании объявленного в «Известиях Вологодского губернского исполкома» от 20 сего октября за №228 «Положения об организации податных органов Северной области, срочно предложила мне сдать все служебные дела в коллегию финансового отдела при исполкоме.

По поводу сего требования имею честь высказать следующие соображения:

1) распубликованное в №228 «Известий губисполкома» Положение касается реорганизации чисто податных органов Северной области. Статьями 6 и 17 этого Положения к предметам ведомства уездных финансовых отделов отнесены всякого рода налоги, пошлины и сборы. По ст.17-й уездный финансовый отдел: 1) Ведет по окладным книгам учет всем источникам обложения, 2) исчисляет и проверяет оклады налогов с имуществ и лиц, 3) взыскивает все налоги, сборы и пошлины, 4) имеет ближайший надзор за своевременным поступлением налогов, сборов и пошлин, 5) составляет и рассылает окладные листы и 6) причисляет и исключает недоимки и оклады налогов, сборов и пошлин. Между тем функции акцизных чинов совершенно иные, о которых ни одним словом не упоминается в приведенном Положении. Чины акцизного надзора в настоящее время выдают: 1) дела по государственным монополиям, а последние не относятся ни к податным сборам, ни к косвенным налогам или др. обложениям, а принадлежат к торгово-финансовым предприятиям казны. В настоящий момент чины акцизного надзора спешно выполняют переданный по телеграфу декрет Совета народных комиссаров «о назначении новых монопольных продажных цен сахара». Несколько дней тому назад мною составлены акты об учете сахара в торговых складах вверенного мне участка; с заведующих взяты обязательства внести в 7-дневный срок причитающиеся в казну деньги, а при неуплате я обязан принять указанные в декрете меры. Досмотр сахара мною еще продолжается: на этих днях я обязан в Тотемском союзе кооперативов составить акт на сахар, находящийся в пути. При сдаче дел и должности все это неминуемо будет приостановлено и вызовет замешательство в выполнении названного декрета. Кроме существующих уже в настоящее время (винной и сахарной) монополий, предлагается введение других, - материалы по проведению которых чинами акцизного надзора постепенно собираются и предоставляются центральной советской власти по мере требований со стороны последней. Такое положение казенного дела требует сохранения в неприкосновенности на местах чинов акцизного надзора. Этим, между прочим, вызвано издание циркуляра со стороны Совета народных комиссаров 29 Мая 1918 г. за №2812 о том, чтобы Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов ни в коем случае не нарушали декретов и распоряжений народных комиссаров, касающихся акцизных управлений, при в отношении организации дела, ни в отношении личного состава. Циркуляр этот имеется в местном исполкоме.

2) На чинов акцизного надзора кроме составления протоколов фискального характера с целью охранения интересов казны, возложена еще задача по преследованию, при помощи чинов Красной армии, лиц, виновных в нарушении декретов народных комиссаров: а) о запрещении тайного винокурения, б) недопущении варения пива крепостью выше 1½ о, в) по преследованию тайной продажи одуряющих вредных веществ – денатурата, древесного спирта, одеколона, лака, политуры и проч., что уже вовсе не относится к функциям «надзорных органов», а направлено к здравоохранению граждан и закреплению среди них трезвости.

3) На чинов акцизного надзора лежат, засим, обязанности по досмотру товаров, провезенных помимо таможни внутрь страны (напр. Провоз зажигательных спичек, чаю, спирта, виноградных вин и проч.). В этом случае чины акцизного надзора несут обязанности таможенных чинов. Мне лично приходилось составлять протоколы о появлении напр. в Кокшеньге заграничных необандероленных спичек, привезенных туда контрабандным путем. Как видно из ст.6 опубликованного Положения, к ведению уездных финансовых отделов таможенные дела не относятся.

4) Чины акцизного надзора поставлены в необходимость являться в качестве обвинителей в судебные учреждения по делам о нарушениях акцизных уставов;

5) на них же возложены обязанности по наблюдению за рассыпкой и обандероливанием чаев.

Все эти и другие, перечисленные в акц. уставах (V т. Св. Зак.) обязанности, лежащие на чинах акц. надзора, вовсе не совпадают с предметами ведомства финансовых отделов уездных совдепов, перечисленными в ст. 17 гл.3 Положения об организации податных органов Северной области.

Участковые акцизные надзиратели никаких счетов, дел и книг налогам, сборам и пошлинам не ведут и в то же время не вполне подходят под понятие уездных податных органов. Они являются чинами губернского акцизного управления и заведуют известными участками. Районы этих участков не совпадают с территорией уездов. Так напр. заведываемый мной акцизный участок заключает часть Тотемского и часть Вельского уездов, и я называюсь не акцизный надзиратель Тотемского уезда, а надзиратель Вологодского губернского акцизного управления, причем снабжен служебными полномочиями Вологодским губисполкомом на всю Вологодскую губернию. Вопрос – правильно ли будет сдать дела по Вельскому уезду в финансовый отдел Тотемского исполкома ? Вельский же исполком от меня этого не требует. С другой стороны, весь Тотемский уезд входит в состав 3-х акцизных участков – 4, 7 и 8, из которых надзиратель 4 участка проживает в г.Грязовце и ведает делами Шуйской волости.

Если правительством Российской Федеративной Советской Республики с введением в действие обнародованного в №228 «Известий Вологодского губисполкома» Положения предполагается закрыть и штаты чинов акцизного надзора, то я полагаю, об этом последует соответствующее распоряжение со стороны комиссариата финансов Северной области (ст.21 п.4 Положения), с указанием срока и порядка сдачи дел, времени оставления за штатом чинов акц. надзора и проч. В данном же случае эти распоряжения еще не последовали и посему у меня является сомнение – имею ли я право отстранять себя от несения лежащих на мне обязанностей, тем более что это может причинить убытки казенным интересам Советской Республики и не подвергнусь ли я ответственности за преждевременное оставление своих служебных обязанностей.

На основании всего вышеизложенного мною экстренно сегодня же требование коллегии финансового отдела за №518 представлено управляющему акцизными сборами Вологодской и Северо-Двинской губерний, через которого я подчинен Совету народных комиссаров по комиссариату финансов. Чтобы избежать ошибки, я прошу до получения ответа разрешить мне не сдавать казенных дел и имущества и не отстраняться от несения лежащих на мне служебных обязанностей, тем более что сдача эта оттянется ожиданием лишь на несколько дней.

Акцизный надзиратель Я.Соколов

С подлинным верно: Акц. надзиратель Я.Соколов


Росс. Фед. Сов. Респ.
Н.К.Ф.
Акцизный надзиратель 7 участка
Вологодского акцизного управления
11 ноября 1918 г.
Господину управляющему акцизными сборами
Вологодской и Северо-Двинской губ.

В дополнение к донесению моему от 26 октября за №217, при котором мною представлено предложение коллегии финансового отдела при Тотемском исполкоме от 24 октября за №578 о том, чтобы на основании «Положения об организации податных органов Северной области» я немедленно сдал все свои служебные дела в коллегию, - при сем представляю вторичное письменное требование коллегии от 4 ноября за №685 о том же, последовавшее вопреки телеграфному распоряжению губисполкома от 29 октября Тотемскому финансовому отделу о нетребовании от чинов акцизного надзора сдачи дел.

Так как принесший это требование 4 же ноября уже после 12 часов дня командированный коллегией для получения от меня дел товарищ Власов, при вручении бумаги предупредил, что в случае несдачи мною дел до 2-х часов дня я буду арестован, то я несмотря на данное мне Вами лично разъяснение о последовавшем телеграфном распоряжении губисполкома, принужден был дела свои и все казенное имущество сдать Власову. На вопрос мой, разве получено от губкомфина новое противоположное прежнему распоряжение ? – Власов отозвался незнанием, а только объяснил, что вчера вечером председатель коллегии финансового отдела Никитинский прибыл из Вологды, куда он поехал тотчас же по получении телеграммы и сегодня утром 4 ноября командировал его - Власова для получения от меня дел. Так как до 2 часов дня оставалось уже не более 1½ часов и в такой короткий срок невозможно было составить опись делам, - Власов унес от меня дела и имущество без всякой описи. Через ½ часа он вернулся ко мне с требованием, чтобы я лично явился в коллегию финансового отдела. В коллегии председатель ее Никитинский в своем кабинете стал задавать мне самым повышенным голосом ряд вопросов: почему я сдал дела без описи ? с чьего разрешения я поехал в Вологду с докладом к управляющему ? Почему я не сдал дела по первому требованию коллегии 24 октября ? На данные мною ответы, что описи в такой короткий срок как 1½ часа составить невозможно, что поехал в Вологду с разрешения начальника Тотемского штаба по долгу службы, чтобы получить по этому делу разъяснения от управляющего акц. сборами, который и дал мне знать, что от губисполкома последовало телеграфное поручение об отмене распоряжения коллегии, Никитинский вновь очень повысив голос (хотя я к этому не подавал решительно никакого повода) сказал: телеграмма эта последовала благодаря тенденциозному докладу Вашего управляющего Саммеру; сейчас же садитесь и считайте себя прикованному к столу до тех пор, пока не составите описи делам. При этом позвал к себе Власова и заявил мне, что отдает меня в распоряжение последнего. Мне ничего не оставалось, как попросить указать для меня место, чтобы сесть для составления описи. Решительно повторяю, что я никакого повода к такому обращению со мной со стороны Никитинского не подавал. На следующий день, когда опись была мною окончена, Никитинский объявил мне, как и ранее сделал это акц. надзиратель 8 уч. Николаенко, что с этого момента я уже не акцизный надзиратель и могу считать себя свободным от службы. С этим я ушел из помещения финансового отдела. Лично с Никитинским до этого случая я виделся всего один раз – это во время месячной ревизии местного казначейства. Ни раньше, ни после того частных или служебных разговоров с ним не имел. Не выполнил тотчас его требования от 24 октября о немедленной сдаче дел потому, что не имею приказания на это от Вас, а между тем сомневался в правильности такого распоряжения. Сомнения свои я объяснил финансовому отделу в отношении своем от 26 октября за №216, в котором просил разрешить мне, во избежание ошибки, не сдавать дел до получения разъяснений по этому делу от губернского комиссара финансов и от Вас. А сомнения эти заключались в следующем: я сомневался 1) правильно ли будет. Если я сдам в Тотемский финансовый отдел дела по Вельскому уезду, так как в мой участок входит часть Вельского уезда, а между тем Вельский исполком требования однородного с Тотемским не предъявляет, 2) правильно ли сдать дела по сбору на слепых, где мы акцизные чины действуем не по должности, а как сотрудники и члены благотворительного учреждения – попечительства о слепых, 3) правильно ли сложить с себя обязанности не относящиеся к ведению финансового отдела, а именно – наблюдение и составление протоколов по тайному винокурению (дела эти не финансового характера, а направлены к закреплению народной трезвости), наблюдение за тайной продажей суррогатов спирта и др. вредных веществ (дела здравоохранительного характера), наблюдение за появлением в участке заграничного производства проникших контрабандной товаров – чая, спичек, дрожжей, вина и проч. (дела таможенные), 4) правильно ли сложить с себя обязанности по делам государственных монополий, о которых ни одним словом не упоминается в вышеупомянутом «Положении о реорганизации податных органов Северной области», 5) так как все акцизное ведомство советской властью санкционировано и даже Народным комиссариатом финансов 29 мая 1918 г. за №2812 издан циркуляр Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов о том, чтобы последние не нарушали декретов и распоряжений Народных комиссаров, касающихся акцизных управлений – ни в отношении постановки дела, ни в отношении личного состава, ни в отношении содержания их, то мной представлялись действия Тотемского финансового отдела, если не противоречащему этому распоряжению, то по крайней мере преждевременными, так как от центральной или губернской власти не получено еще указаний о времени и порядке сложения чинами акцизного надзора своих обязанностей. А посему прекращение этих обязанностей я считал преждевременным и равносильным самовольному оставлению своей должности. Тем более, что в тот момент мне уже было известно, что центральная советская власть прислала управляющему акц. сборами законопроект о преобразовании финансового ведомства, несколько отличающийся от обнародованного 20 октября в Известиях Вологодского губисполкома «Положения». Как известно, ныне последовал декрет об утверждении этого законопроекта и о введении его в действие не позднее 1 января 1919 г. и полагаю, он будет осуществлен вовсе не тем порядком, какой избрала Тотемская коллегия финансового отдела.

Г.Никитинский при вышеописанной встрече со мною называя тенденциозным доклад управляющего губернскому комиссару финансов, как бы в оправдание своих преждевременных действий, выразился, что в данном случае дело имеет персональный характер. Но и в этом случае у меня является сомнение. Если я, или надзиратель 8 уч. Николаенко или контролер моего участка Любимов признаны были им лицами, несоответствующими своим должностям, то я полагаю, об этом следовало бы сообщить по принадлежности г. управляющему акцизными сборами для замены нас другими лицами, а не устранять нас самому. Устранение же на местах в порядке надзора тех или других лиц, состоящих на службе советской власти, принадлежит чрезвычайным следственным комиссиям, но не уездному финансовому отделу или ее председателю. Самое содержание бумаги Тотемской коллегии финансового отдела от 24 октября за №518, посланное в одной и той же редакции Тотемскому податному инспектору, мне и акцизному надзирателю 8 уч. Николаенко показывает, что коллегия действует в данном случае в целях осуществления «Положения об организации податных органов Сев. Области», а не в других каких-либо целях. Что же касается какой-то «тенденциозности» в докладах моих или г. управляющего, то об этом не может быть и речи, так как доклад мой г. управляющему заключался в простой передаче письменного требования Тотемской коллегии финансового отдела от 24 октября за №518 о сдаче дел чинами акц. надзора.

При всем этом считаю не лишним добавить, что поступок Председателя коллегии Никитинского, выразившийся в том, что он позволил на меня оскорбительно кричать, я объясняю его ошибкой. Очевидно, он причисляет чинов акцизного надзора к чиновникам прежнего дореволюционного типа, тем более, что акцизные чины при утверждении их советской властью не изменили своих названий и должностей (Никитинский на замечание мое, чтобы он бросил на меня кричать, между прочим бросил фразу: «довольно вы сами покричали на народ») и кроме того он, вероятно, причисляет нас к буржуазному элементу. Считаю нужным объяснить, что я лично остался 11-ти летним мальчиком сиротой, без всяких средств, всю жизнь провел в тяжелом труде и в настоящий момент с большим семейством живу только тем, что получаю за свою службу, а посему к буржуям не принадлежу и буржуазный строй не поддерживаю. Товарищу-же Никитинскому его поступок, как ошибочный, прощаю. Но при этом ревниво оберегая свое имя от неправильного освещения, которое мог сделать Никитинский при личном свидании с губернским комиссаром финансов, если только оно имело место, я прошу производства расследования для восстановления обо мне истины.

Акцизный надзиратель Я. Соколов (подпись)


Выписка из журнала заседания комитета Союза служащих Вологодского акцизного управления 7 декабря 1918 года.

Слушали:
Письменное объяснение участкового акцизного надзирателя 7 уч. Соколова по содержанию акта финансового отдела при Тотемском исполкоме от 4 ноября с.г. о принятых от Соколова неисполненных бумагах.

Постановили:
Поручить члену комитета Писареву представить доклад по сему делу к следующему заседанию комитета.

То же от 15 декабря 1918 года
Слушали: Акт финансового отдела при Тотемском исполкоме от 4 ноября с.г. о принятых от акцизного надзирателя 7 участка Соколова неисполненных бумагах, письменное объяснение по сему акту Соколова и доклад члена комитета Писарева по содержанию этих документов.

Постановили:

1. признать доклад Писарева обоснованным и исчерпывающим дело.

2. сообщить финансовому отделу Тотемского исполкома, что комитет не усматривает каких-либо умышленно преступных или неправильных действий Соколова по должности участкового надзирателя в делах, поименованных в акте финансового отдела, за исключением дела Борского, в коем комитет признает действие Соколова, выразившееся в прекращении этого дела Соколовым неправильным, но находит для Соколова смягчающие обстоятельства в виду сложности, казуистичности этого дела, а также в виду того, что, как в действительности оказывается в противность мнению финотдела, срок уголовной давности этому делу не истек / на основании разъяснения в циркуляре Вологодского губернского акцизного управления от 13 мая (30 апреля) 1918 года за №265 и дело это может быть продолжено дальнейшим производством по обвинению Борского и других причастных лиц в незаконной продаже табаку. Во всяком случае неправильность в этом случае действий Соколова – прекращение им этого дела может подлежать лишь административному взысканию.

3. Ввиду, таким образом, открывшихся для финотдела новых данных о том, что уголовная давность в инкриминируемых Соколову благодаря задержке их производством, делах о нарушениях акцизных уставов не истекла, так как по сим делам преследования возбуждены были компетентной административной властью, каковыми актами уголовная давность прерывается и следовательно в делах этих Соколовым не пропущена уголовная давность и производство по ним продолжается, что медленность в производстве дел Соколовым в значительной мере санкционируется вышеприведенным циркуляром за № 265 губернского акцизного управления, и сданным в целях разумной экономии расходов казны на разъезды, что в деле о несвоевременном, с опозданием на 4 дня, взносе в Казначейство Тотемским Союзом Кооперативов дополнительного обложения за сахар нарушения декрете Соколовым не было, что умышленного неисполнения со стороны Соколова предложений Тотемского исполкома в подлежащих делах не усматривается, просить Тотемский финотдел пересмотреть вновь все возбужденное им дело о Соколове, с принятием во внимание вновь открывшихся вышеприведенных данных;

4. относительно запроса финотдела о терпимости на службе Соколова сообщить финотделу, что комитет, не усматривая в предъявленных финотделом Соколову обвинениях каких-либо порочащих его действий, не видит достаточных оснований к признанию Соколова непригодным к исполнению обязанностей участкового акцизного надзирателя.

5. относительно запроса финотдела, от которого зависело наблюдение за правильным ведением дел участковыми акцизными надзирателями и производились ли когда-либо ревизии делопроизводства их, если производились, то когда и кем именно в последний раз, сообщить финотделу, что участковые акцизные надзиратели являются по своей должности ответственными служащими, непосредственно подведомственными губернскому акцизному управлению, от коего и получают руководственные указания в своей деятельности и под наблюдением коего они состоят, что ревизионное наблюдение за 7 и 8 участками /Тотемский район/ поручалось губернским акцизным управлением ревизорам: в 1916 году Журавскому, в 1917 г. Осокину и в 1918 году Писареву, что собственно делопроизводство в смысле канцелярий, участковые надзиратели не имеют, так как дела их состоят в переходящих исполняемых поручениях и бумагах, и что сведений о ревизиях делопроизводства участковых акцизных надзирателей в комитете не имеется.

и 6. Препроводить в финотдел для сведения доклад члена комитета Писарева, объяснение Соколова и копию циркуляра № 265.

Подлинные за надлежащими подписями
С подлинным верно
Секретарь комитета П.Сумароков (подпись)

Настоящая выписка для следования препровождается г. управляющему акцизными сборами Вологодской и Северо-Двинской губ.

28 декабря 1918 г.

За председателя комитета … (подпись)

Секретарь к-та П.Сумароков


Господину управляющему акцизными сборами Вологодской и Северо-Двинской губерний

Акцизного надзирателя 7 участка Соколова

Рапорт

Возвратившись сего числа из разрешенного мне месячного отпуска, об этом докладываю Вас, господин управляющий. Так как по Вашему распоряжению я получил приказание представить заключение по содержанию акта и доклада финансового отдела при Тотемском исполкоме и сообщения того же отдела о вещественных доказательствах – папиросах, каковые доклады мною составлены и представлены Вам 27 и 29 ноября, я разрешенным мне отпуском имел возможность воспользоваться лишь с 27 ноября.

По поводу агрессивных действий Тотемского исполкома против чинов акцизного надзора, проживающих в г.Тотьме, прошу Вас, господин управляющий, разрешить мне не возвращаться в г.Тотьму, а дать мне служебную работу в г. Вологде. 28 декабря 1918 года.

Акцизный надзиратель 7 уч. Я. Соколов (подпись)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1919 года января 17-го дня я, следователь Вологодской чрезвычайной Следственной комиссии А.Базилевский, расследовав дело о гражданине Якове Федоровиче Соколове, к которому финансовым отделом Тотемского исполкома предъявлено обвинение в преступлении по должности, а именно - в умышленном бездействии власти, побег из-под надзора из гор. Тотьмы и в контр-революционных действиях, выразившихся в неподчинении советской власти, а именно: в отказе немедленно сдать дела Тотемскому финансовому отделу, нашел, что:

1/ письменные объяснения Соколова, докладом акцизного ревизора Писарева и др. имеющимися в деле документами, обвинение Соколова в служебных преступлениях совершенно отпадает. 2/ контр-революционность Соколова является бездоказанной, 3/ что, как видно из имеющегося в деле сообщения управляющего Акцизными Сборами от 25/ХII-18г. за № 8447, Соколов вовсе не скрывался от власти и никакого побега из под надзора не делал, а выбыл из Тотьмы по разрешению Тотемского Штаба, согласно данного ему Тотемским отделом Здравоохранения свидетельства на поездку в гор. Вологду для лечения и находился в отпуске, разрешенном ему Председателем Вологодского губернского исполнительного комитета, 4/ что Тотемским финансовым отделом наложен на Соколова чрезвычайный налог в 3000 рублей неправильно, так как Соколов никакого ценному имущества и капиталов не имеет, а содержится исключительно на жалование, получаемое за советскую службу, 5/ что конфискованный у него письменный стол и письменный прибор ему необходимы, как состоящему на службе советской власти, 6/ что на основании документальных данных, имеющихся в деле, указания Соколова на его притеснения со стороны Тотемского исполкома следует признать существующими и 7/ что в действиях Тотемского исполкома попутно с настоящим делом выясняются неправильные действия, а именно: превышение власти, выразившееся в применении при взыскании чрезвычайного налога репрессий до расстрела и неподчинение требованиям губисполкома о восстановлении неправильно отрешенных от должностей чинов акцизного надзора, а поэтому признаю справедливым: 1/ дело по обвинению Соколова в преступлении по должности, как неподтвердившееся прекратить, о чем сообщить управляющему акцизными сборами и Председателю губернского финансового отдела и предложить в предупреждение дальнейших преследований Соколова со стороны Тотемского исполкома, перевести его на службу из гор. Тотьмы в Вологду, 2/ помещенное в «Известиях Волог. губ. исполкома» от имени Тотемской чрезвычайной комиссии объявление о розыске и задержании Соколова отменить, 3/ наложенный на Соколова чрезвычайный налог 3000 рублей сложить, 4/ поручить Тотемскому чрезвычкому возвратить Соколову конфискованный у него письменный стол и письменный прибор, необходимый ему для занятий как лицу, состоящему на советской службе и 5/ по поводу допущенных Тотемским исполкомом, как по настоящему делу, так и по др. делам неправильных действий, полагал бы командировать в г.Тотьму членов губ. чрезвычайной комиссии, для ревизии поступков и дел Тотемского исполнительного комитета.

Согласно состоявшегося постановления от 17 января 1919 г. постановление тов. Базилевского утверждается.

Заведывающий Юридическим отделом Брук. Заместитель Завед. Юрид. Отд. Хвостов. Следователи: Базилевский. Две подписи неразборчивы.

Секретарь Лучников.

На подлинном Председателем отдела финансов губисполкома сделана резолюция:

«Сообщить в копии Тотемскому уездному исполкому и довести до сведения в копии губисполкому. Иметь в виду при распределении бывших чинов акцизного управления, в связи с реорганизацией его». И.Саммер.

Верно: Завед. делопроизводством (подпись)

23 января 1919. №166


Б. акцизному надзирателю 7-го участка Вологодского акц. управления Я.Ф.Соколову

Уведомляем Вас, что приказом моим от 20 марта с/г за №18 согласно отношению Вологодского губернского продовольственного комитета от 8 марта с/г за № 1541/3573 и по соглашению с Председателем финансового отдела Вологодского губисполкома, Вы освобождены с 6-го марта от службы в подотделе косвенных налогов за назначением Вас с того же числа на службу в Вологодский губпродком.

Заведующий подотделом П.Рощин (подпись)

Заведующий канцелярией П.Фагутов (подпись)


Посмотреть скан документа

Сообщения в газете "Красный Север":
о розыске Я.В.Соколова (1918, №260 от 29 ноября 1918 г.)
о смерти Я.В.Соколова (1919, №4 от 6 мая 1919 г.)


Источник: ГАВО, ф.351, оп.2, д.26

см. также разделы Дело о приставе Якове Соколове и Соколовы-II