Письмо из Америки
При отъезде моем в Америку на пастырское служение, десятки лиц, как светских, так и духовных, просили меня сообщить им о заморском житье-бытье вообще и духовенства в частности. Этими же вопросами продолжают осыпать меня мои земляки письменно и здесь.
Для удовлетворения такого, быть может и непонятного на первый взгляд, любопытства, Преосвященнейший Иннокентий, Епископ Аляскинский (уроженец Вологодский), а ныне Епископ Якутский, благословлял меня написать ответы вопрошающим в Вологодском Епархиальном печатном органе. Однако сделать сие, при всем своем желании к тому, не мог до сего времени.
Северо-Американская Православная миссия, и преимущественно ее Аляскинское викариатство, имела и имеет в рядах своих миссионеров значительное число Вологжан. Одни из них, уже теперь живущие в России, оставили вместе с Его Преосвященством Преосвященнейшим Иннокентием Епископом Аляскинским, а ныне Якутским, бессмертное имя в истории Православия в Аляске. Пройдут века, а Аляска никогда не забудет Преосвященного Иннокентия 2-го, как не забыла Преосвященного Иннокентия 1-го.
На многие века сохранит Американская Епархиальная печать статьи о путешествии Преосвященного Иннокентия 2-го, озаглавленные: «У врат смерти». Действительно, только силою Божиею чудесною он не вошел в них в Аляске и не обрел себе покоя в бурных водах ее, принявших внутрь себя уже двух Епископов. Чаши же страданий Его Преосвященство не избег и выпил полностью всю, как никто из иереев. А наполняли эту чашу: трудные путешествия по болотам и тундрам пешком и с значительною тяжестию на плечах, а иногда кроме того таща за собою байдарку (лодку), морская болезнь на пароходах, от которой Владыка страдал до потери сознания.
Высаживался с них на веревке, поболтавшись предварительно в воздухе, прежде чем достигнуть маленькой лодки. Все эти лишения и злострадания терпел Владыка охотно с любовью во славу Божию. Ни одного слова ропота или неудовольствия не изрек на них. С добродушною улыбкою Владыка говорил нам о своих походах, для приехавших из России казавшихся поразительными и для Епископа неподходящими. Не без юмора Преосвященнейший Владыка рассказывал о столе и пище во время пути, когда один миссионер, угощая Владыку юколой (сушеной на солнце рыбой), сказал от чистого сердца: кушайте, Ваше Преосвященство, рыбу, собаки ее хорошо едят.
Близкий и непосредственный помощник Его Преосвященства, благочинный Аляскинских церквей протоиерей о. Александр Кедровский (тоже Вологжанин) стяжал себе неувядающую славу в Аляске и известность. Но, зная лично о. Александра, скажу лишь одни достоверные данные.
Молодой иерей, только что восприявший благодать священства и приехавший из России, делается настоятелем многочисленного прихода и благочинным Аляскинских церквей и добре проходит сию должность 12 лет, до времени отъезда своего в Россию. По отзыву даже и недоброжелателей, это был идеал пастыря. А это показывает очень много без лишних слов и разглагольствований. В канцелярском деле стоял он на высшей ступени аккуратности и исправности, которую нарушал только тем, что представлял бумаги в большом против требуемом количестве. Школа и приход в Уналашке считаются, благодаря о. Александру, образцовыми для всей Аляски, которые снова поступили под руководство Вологодского же молодого иерея о. А.Пантелеева, сумеющего поддержать их славу и известность.
Другой Вологодский иерей, добре подвизавшийся в Аляске, есть о. Тихон Шаламов. Его Кадьякский бывший приход и теперь повторяет: «не было да и не будет у нас такого батюшки, как о.Тихон». Недаром, значит, живя с ним они гордо и уверенно говорили: «у нас самый лучший батюшка в Аляске». Живое и огненное проповедывание слова Божия, в чем о.Тихон не имел равных себе в Аляске, защищение своею грудию чад духовных от притязаний американских кулаков торговцев, бодрость и неустрашимость при всех опасных миссионерских путешествиях, высоко подняло о.Тихона в глазах прихожан. Высшая власть справедливо и достойно оценила его труды на пользу миссии.
Найдутся еще многие и др. Вологодские труженики миссии Американской, но говорить о них быть может здесь и неуместно, и если сказал, то единственно чтобы засвидетельствовать о поддержании ими чести Вологодского духовенства, давшего таких героев-пастырей, имена которых достойно должны быть занесены на страницы Вологодской летописи.
В настоящее время в Аляске из 15 иереев четыре Вологодские ведут дело проповеди Христовой. Такой значительный процент Вологжан в Аляске объясняется климатом ее. Климат суровый, отталкивающий и пугающий жителя южной России, северными жителями переносится легко. Действительно, разве можно по-вологодски назвать холодным здешний климат, когда в Рождественский сочевник шел дождь и приходится ходить в летней рясе и шляпе. На севере Аляски быть может холоднее, но немного. По всей Аляске живут в домах, построенных из тесу, по образцу и способу постройки ярмарочных балаганов, без топора, а при помощи молотка и гвоздей. Отопляются они кроме того весьма непрактично - посредством чугунных печек и каминов, держащих жар пока горят дрова, а прогорели они - печка холодна и в комнате холодно. Привыкать к ним сначала бывает очень трудно.
Пищею для Аляскинских жителей служит преимущественно рыба, водящаяся в водах Аляски в огромном количестве и ловимая самыми примитивными способами. Затем в пищу употребляются еманы или молодые олени, убиваемые в известные сроки года индейцами в огромном количестве. Грибы и ягоды растут, по употребляют только последние. Хлеб в Аляске один белый, черного нет. Земледелие и сенокос отсутствуют. Занятие жителей, кроме охоты и рыболовства, есть добывание золота. Больно видеть здесь сердцу русского человека, как американцы, согласно только официальным данным, из Аляски вывезли золота на двести миллионов долларов или четыреста миллионов рублей, купленной у России за двенадцать миллионов рублей. И это сделали в сорок лет; а дальше что будет при все новых и новых открывающихся золотых рудниках ? Всю необходимую провизию и хозяйственные вещи можно найти в каждом маленьком городке и местечке Аляски по тройной против русской цене. Одежда духовенства при исполнении треб и служб церковных - ряса и подрясник, а во время миссионерских походов и путешествий светская - сюртук и жилет с глухим воротом. Волосы носят духовенство длинные и короткие. Причина, по которой духовенство это делает, - чтобы не возбуждать в американцах праздного любопытства, соединенного иногда с насмешкою и издевательствами, и чрез то охранить важный священный сан от глумлений. Обеспечением духовенству служит казенное жалованье. Доходов нет никаких. Чувствуешь без них себя при исполнении треб прекрасно.
Дом и хозяйство маленькое - (огород и куры) духовенство ведет само своими руками без прислуги, за исключением привезших таковую из России, или воспитавших алеутку, ибо прислуга стоит не меньше 50 рублей в месяц. Теперь остается сказать о самом главном предмете моего письма - миссионерской деятельности.
Православная церковь в Аляске состоит главным образом из туземцев, Алеутов, Эскимосов, Колош и др. инородцев и отчасти из русских людей, оставшихся в Аляске со времени обладания ею Россией.
Около церкви прихожан бывает обыкновенно очень мало. Приходится ездить священнику по приходу, раскинутому иногда на сотни миль и более, и совершать требы и службы церковные на месте жительства прихожан.
Этих разъездов лишены в Аляске три или четыре прихода, а остальные их все имеют. Главная миссионерская деятельность и состоит в этих походах, весьма продолжительных и трудных.
Пути сообщения в Аляске очень неудобные и при том единственно водные. В зимнее время пароходы в другие приходы заходят раз в месяц, а в некоторые и во всю зиму не заходят и держат через то жителей их отрезанными от всего цивилизованного мира. Немногим миссионерам выпадает на долю счастие пользоваться пароходами с их неправильными рейсами и готовыми оставить миссионеров на всю зиму на каком-либо острове, вопреки всякому желанию там остаться. Так, Преосвященнейший Иннокентий был оставлен в Уналашке (острове) со своим иеродиаконом на всю зиму. Бурное море не давало возможности зайти в Уналашку, привезти вести о цивилизованном мире и увезти из нее радостную для
Аляскинского духовенства весть о полном здравии Владыки Иннокентия, которого считали погибшим в море и даже служили о нем в Петербурге панихиду и говорили надгробные речи. Были, конечно, к тому основания, так как тот пароходик, на котором ехал Преосвященный Владыка Иннокентий, унесло ветром в море и носило его вместе с пассажирами 90 дней. Все попытки найти его были тщетны. Считали все, что пароход погиб и все пассажиры; а все знали, что Его Преосвященство ехал на нем. О случайной же пересадке на другой пароход никто и не знал. Часто кроме того пароходы затирает льдами, тоже держащими их несколько месяцев. Но и такой пароходный способ, с опасными для жизни приключениями, кажется прекрасным и удобным для миссионеров, в сравнении с тем, каким пользуются обыкновенно миссионеры, а именно пешее хождение, езда на собаках и водный - байдарки или маленькие лодки.
Первый способ самый трудный, но и самый распространенный и употребляемый при последних двух способах передвижения. Ходить приходится по горам, покрытым льдами и чаще снегам, или по вязким болотам и тундрам.
Спутниками иерея в таких путешествиях являются псаломщик, большею частью туземец, а иногда еще и переводчик, если эту должность не может нести псаломщик. Однажды местный благочинный Аляски получил рапорт от иеромонаха (Вологодского уроженца) о совершении им пешком путешествия за 206 миль по ледяным горам, со многими приключениями и ушибами тела.
Второй способ передвижения, кажется, немного удобнее первого. Состоит он в следующем. Впрягают в легкие сани 9 собак. Укладывают на них всю ризницу, книги, свечи, провизию, одевают звериную на себя шубу, изделия туземцев (мехом наружу), садятся на сани, и собаки мчатся с быстротою до 12 миль в час, если дорога гладкий лед. Если же дорога плоха и следу совсем нет, тогда идти собаки отказываются, и приходится человеку идти впереди самому, за которым собаки и идут. Уходом пользуются собаки во время остановок на стоянках таким же, как в России лошади. Варят для них горячую пищу в котлах. Одевают им на ноги кожаные чулки, если дорога покрыта острым льдом. Собаки эти похожи на русских деревенских собак, с тем различием, что едят рыбу да имеют очень грубую шерсть. Цена каждой собаки очень высокая. Хорошая собака т.е. молодая, сильная и прилежно тянущая сани, стоит не меньше 50 долларов или 100 рублей. Мне пришлось видеться с одним иереем богатырского роста и силы, данными ему Господом должно быть для борьбы с природою при миссионерских его подвигах, который ездил на собаках для совершения исповеди и св. причастия за 350 миль, пробыв в пути 56 дней. Спал он большею частью на снегу в палатке и изредка в попадавшихся индейских барабарах или шалашах, наполненных грязью, паразитами и другими прелестями. Одежда их (индейцев) носится ими пока не свалится с плеч. Питаются индейцы сушеной рыбой - юколою, а когда ее не запасут летом - голодают и даже вымирают целыми селениями. Во время остановок в пути часто не имеют дров, чтобы согреть воду в чайнике. Так один иерей пишет: «Во время пути поднялась вьюга. Ехать нельзя. Раскинули на снегу палатку. Дров нет. Изломали ящики от провизии и однако их хватило для того только, чтобы растаял лед в чайнике. Тогда взяли два с половиной фунта свечей, зажгли их, на них согрели воду и обогрелись горячим чаем». Все указанные факты здесь, в Аляске, самые обыкновенные и я привел их как иллюстрацию о деятельности духовенства среди бурных стихий моря и суши. Много бывает среди этой борьбы разных приключений, часто опасных для жизни и всегда вредных для здоровья. От многих иереев приходилось лично слышать: «да, было время такое в пути, что говорил: Господи, прими мой дух с миром».
Заблудиться в пути среди неведомых равнин во вьюгу и часто без дороги очень нетрудно и во всякое время возможно. Только часто хорошее природное чутье собак находило неприметные лачуги дикарей и тем спасало от верной гибели своих седоков.
Третий способ передвижения в Аляске - байдарки или маленькие лодки, обтянутые сверху и снизу кожей, с сделанными наверху их тремя отверстиями для сиденья гребцов и одного пассажира. При помощи двух гребцов, работающих одним веслом, байдарка скользит по поверхности моря очень быстро. Однако и при скорой езде на них есть много утомительности и опасностей. Сидеть во-первых нужно совершенно прямо и не шевелиться иногда по нескольку часов сряду, отчего все члены костенеют.
Кожа, обтягивающая байдарку, очень тонка, и малейшая палочка, а чаще льдинка, прорезавшая ее, топит байдарку в одну минуту. Топит скоро и бесповоротно. Спасения нет. Другая опасность для байдарок - акулы, которые завидев байдарку гонятся за нею. Для этого индейцы берут с собою камень, обвязанный мясом, который и бросают акуле в пасть, когда она нагонит, и затем мчатся дальше. Если камнем акула подавилась, то опасность миновала, а если нет, преследование ею продолжается. Бури и волны для байдарок тоже очень опасны. Первые часто перекатываются через байдарку и покрывают собою ее и людей, иногда на несколько минут. Для предохранения от них гребцы и пассажиры байдарки одеваются в камлейки или рубашки из рыбьего пузыря, крепко привязывают их к байдарке и тем препятствуют воде пробраться до тела. От холода же камлейки спасти не могут, а часто, обледеняясь от волн только увеличивают его. При поездках на байдарках еще употребляются так называемые переносы. Т.е. байдарку несут из одного какого-либо пролива в другой нужный пролив, через горы и болота, что конечно крайне неудобно.
Везут индейцы на байдарках по назначению таена, или главы племени, бесплатно и очень охотно на самых лучших байдарках. При виде священника выражают сильную радость. Стреляют из ружей и кричат. При отъезде его бегут за санями, или плывут на байдарках несколько миль.
Службы совершаются на туземном, по большей части, наречии, написанном и иногда напечатанном русскими буквами и для самого служащего непонятном. Проповеди произносятся на русском языке с переводчиком, понимающим русский язык и переводящим каждое предложение священника по частям.
При каждом храме есть православные братства и общества трезвости из индейцев и из них же русские школы, а в Ситке, центре духовной жизни и месте пребывания Аляскинского Епископа, четвертый год существует духовная семинария для подготовки будущих пастырей на Аляске.
Священник Ситкинского Собора Александр Вячеславов
Сев. Америка, Ситка, Аляска.
Редакция Волог. Епарх. Ведомостей приносит глубокую благодарность автору письма, первому знакомящему своих земляков, читателей Ведомостей, с трудною американскою жизнью.
Источник: Вологодские епархиальные ведомости, 1911, №16 приб, с.380-386, см. здесь
см. также Вячеславов Александр Матвеевич и Пухидские-Доброумовы