Священник Александр Вячеславов: судьба миссионера
С.М. Соколов
Вячеславовы – известная династия православных священнослужителей Вологодской епархии в XVIII-XX веках. О семье священника Матвея Вячеславова из Верхней Уфтюги уже рассказывалось в одном из предыдущих сборников «Двинская земля»1. Судьба же его старшего сына была настолько необычной, что заслуживает более подробного описания.
Александр Матвеевич Вячеславов родился 28 августа 1884 г. по старому стилю в Верхней Уфтюге Сольвычеггодского уезда Вологодской губернии (ныне – Красноборский район Архангельской области). Его отец прожил недолгую жизнь (умер в 1900 г.), но за 16 лет службы священником оставил добрую память о себе среди местных жителей. Матушке Александре пришлось одной растить пятерых детей. Тем не менее Александр Вячеславов получил образование, традиционное для детей духовенства тех лет - в 1900 г. он заканчивает Устюжское духовное училище, а в 1906 г. – Вологодскую духовную семинарию, причем в первом разряде, то есть среди лучших учеников.
29 августа 1906 г. он был определен на диаконскую вакансию к Георгиевской Кобыльской церкви Никольского уезда. В этом не было ничего необычного: будущие священники после окончания семинарии обычно в течении одного-двух лет служили псаломщиками или диаконами. Перед рукоположением в сан диакона Александр Матвеевич Вячеславов женился на Вере Варфоломеевне Поповой, дочери священника Спасо-Преображенской Пырской церкви Сольвычегодского уезда. Ей тогда было 19 лет, она закончила Великоустюжское епархиальное женское училище2 и работала учительницей Сольвычегодской церковно-приходской образцовой мужской школы3.
21 ноября 1906 г. Александр Вячеславов был рукоположен в сан диакона и начал службу в Георгиевской Кобыльской церкви Никольского уезда. Однако не прошло и полтора года, как его жизнь круто изменилась, о чем свидетельствует его послужной список4: «В 1908 г. 1 февраля указом Св.Синода определен на службу в Алеутскую Епархию. В 1908 г. 14 мая рукоположен в сан иерея с назначением к Ситкинскому собору на Аляске и преподавателем Ситкинской Духовной Семинарии».
Видимо, было несколько причин такого решения. Жизнь сельского духовенства всегда была непростой, а в условиях всеобщего кризиса 1905-1907 гг. и снижения религиозности крестьян перспективы начинающего священника могли показаться туманными. Предположительно, возникли какие-то проблемы в семейных отношениях, т.к. жена не поехала с ним на Аляску. На решение стать миссионером мог повлиять пример Тихона Шаламова (отца известного писателя), служившего на Аляске в 1893-1904 гг. и чьи выступления в Вологде наверняка слушал семинарист Александр Вячеславов.
К тому времени Русская православная миссия в Америке имела свою богатую историю. С 1898 по 1907 гг. Алеутскую и Аляскинскую епархию возглавлял епископ Тихон (Белавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. С его именем связывают начало быстрого развития русских православных приходов в Америке.
Александр Вячеславов служил под руководством епископа Иннокентия (Пустынского), уроженца Вологодской губернии. Свои впечатления о жизни на Аляске и интересные подробности о жизни православных миссионеров он описал в «Письме из Америки», опубликованном в Вологодских епархиальных ведомостях в 1911 году5. Приведем несколько фрагментов этой статьи:
«Православная церковь в Аляске состоит главным образом из туземцев, алеутов, эскимосов, колош и др. инородцев и отчасти из русских людей, оставшихся в Аляске со времени обладания ею Россией. Около церкви прихожан бывает обыкновенно очень мало. Приходится ездить священнику по приходу, раскинутому иногда на сотни миль и более, и совершать требы и службы церковные на месте жительства прихожан…
Пути сообщения в Аляске очень неудобные и притом единственно водные. В зимнее время пароходы в другие приходы заходят раз в месяц, а в некоторые и во всю зиму не заходят и держат через то жителей их отрезанными от всего цивилизованного мира. Немногим миссионерам выпадает на долю счастие пользоваться пароходами с их неправильными рейсами и готовыми оставить миссионеров на всю зиму на каком-либо острове, вопреки всякому желанию там остаться…
Но и такой пароходный способ, с опасными для жизни приключениями, кажется прекрасным и удобным для миссионеров, в сравнении с тем, каким пользуются обыкновенно миссионеры, а именно пешее хождение, езда на собаках и водный - байдарки или маленькие лодки. < … > Ходить приходится по горам, покрытым льдами и чаще снегам, или по вязким болотам и тундрам.
Спутниками иерея в таких путешествиях являются псаломщик, большею частью туземец, а иногда еще и переводчик, если эту должность не может нести псаломщик. Однажды местный благочинный Аляски получил рапорт от иеромонаха (вологодского уроженца) о совершении им пешком путешествия за 206 миль по ледяным горам, со многими приключениями и ушибами тела».
С большой теплотой Александр Вячеславов отзывается о миссионерах-вологжанах – епископе Иннокентии (Пустынском), протоиерее Александре Кедровском, священнике Тихоне Шаламове:
«Его Кадьякский бывший приход и теперь повторяет: «не было да и не будет у нас такого батюшки, как о.Тихон». Недаром, значит, живя с ним они гордо и уверенно говорили: «у нас самый лучший батюшка в Аляске». Живое и огненное проповедывание слова Божия, в чем о.Тихон не имел равных себе в Аляске, защищение своею грудию чад духовных от притязаний американских кулаков торговцев, бодрость и неустрашимость при всех опасных миссионерских путешествиях, высоко подняло о.Тихона в глазах прихожан. Высшая власть справедливо и достойно оценила его труды на пользу миссии».
Автор отмечает такую важную особенность службы миссионеров, как независимость от подаяний прихожан: «Обеспечением духовенству служит казенное жалованье. Доходов нет никаких. Чувствуешь без них себя при исполнении треб прекрасно».
К моменту опубликования «Письма из Америки» Александр Вячеславов уже служил настоятелем Архангело-Михайловской церкви города Сент-Луиса (штат Иллинойс). Согласно послужному списку, в 1915 году он был назначен благочинным Иллинойского округа. Был награжден набедренником (1910), скуфьею (1913), камилавкою (1915). В 1916 году А.Вячеславов был представлен к ордену Св.Анны III степени «за самоотверженную ревность в устроении приходов с храмами и кладбищами в штате Иллинойс, за умелое руководство подчиненным ему духовенством и за полное бескорыстие»4. Для сравнения интересно отметить, что на родине таким орденом священников обычно награждали за 12-летнюю службу благочинным или 25-летнее законоучительство. Т.е. продвижение по служебной лестнице еще довольно молодого священника было весьма быстрым.
Сохранилось свидетельство6, что Александр Вячеславов приезжал в Верхнюю Уфтюгу перед Первой мировой войной. После нескольких лет на чужбине он встретился с матерью, сестрой Марией и братьями. Он помог матери построить новый дом, нанял мужиков для постройки первого в Верхней Уфтюге тротуара, соединившего родительский дом с церковью.
Младший брат, Николай Матвеевич Вячеславов, в то время служил священником в местной церкви. В дальнейшем о.Николай был переведен в Троицкую Устьевдскую церковь рядом с Красноборском, был благочинным. В 1932 году арестован, приговорен к 5 годам концлагерей. Дальнейшая его судьба неизвестна, домой он уже не вернулся.
После 1917 г. Александр Матвеевич Вячеславов фактически оказался в эмиграции. В 1917-1924 гг. он служил в Сиэтле, в храме Св. Спиридона. Этот период его жизни был для него, пожалуй, самым тяжелым. Революция в России стала катастрофой для всей православной миссии в Америке: священники перестали получать жалованье, практически оборвалась связь с церковным руководством.
В начале 1920-х гг. о.Александр помогал прибывающим из России многочисленным эмигрантам, число которых превышало 6 тысяч. Он оказывал им моральную поддержку, помогал найти жилье и работу. Прихожане очень любили и уважали своего пастыря. В 1923 г. они подали прошение митрополиту Платону о награждении о.Александра золотым наперсным крестом. В этом прошении его называли выражением идеала православного священника Святой Руси. «Не ограничиваясь богослужениями, отец Александр … пожертвовал своей личной жизнью, чтобы помочь нам в наших разных повседневных нуждах... как адвокат, защитник, которого мы понимаем и кто понимает нас так, как не может самый мягкосердечный и гуманный иностранец»7.
Дальнейшая судьба Александра Матвеевича Вячеславова прослеживается уже не так детально. С 1924 г. (по другим данным - с 1923 г.) по 1931 г. он являлся настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Чикаго. В этот период возведен в сан протоиерея. А.Вячеславов известен как основатель и первый редактор ежемесячного журнала «Наш путь», выходившего в 1927-1943 гг. Также он принимал участие в работе Национального русского христианского студенческого союза в США8. С 1923 г. являлся администратором русских православных церквей в Канаде9.
Последним местом службы протоиерея Александра Вячеславова был Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско (1931-1938 гг.). Этот собор был кафедральным собором штата и играл большую роль в жизни русских эмигрантов. В 1927-1931 гг. кафедру занимал епископ Алексий (в миру Александр Аполлонович Пантелеев), земляк А.Вячеславова (он родился в деревне Новодворская Сольвычегодского уезда в 1874 г.) и наверняка он сыграл не последнюю роль в перемещении о.Александра на это место службы. К сожалению, каких-либо подробностей о службе А.Вячеславова в этот период найти не удалось, однако его имя упоминается в списке выдающихся настоятелей этого храма в XX в.10. Интересно, что в летопись этого храма он вошел под фамилией A.Vyacheslavov-Mattison. Остается только гадать о причинах такой смены фамилии.
Александр Матвеевич Вячеславов умер 7 апреля 1938 г. Его сестре Марии в Верхнюю Уфтюгу высылались документы на наследство, но она отказалась от него в пользу государства11.
На сайте familysearch.org можно найти некоторые документы 1920-х гг., связанные с А.М.Вячеславовым, в частности, регистрационные карты. Свое семейное положение тогда он указывал так: женат, жена Вера Вячеславова живет в России. Конечно, вряд ли они к тому времени поддерживали какие-то отношения. Предположительно, до революции Вера училась в Санкт-Петербурге, затем где-то преподавала. Разорвать официальный брак тогда для нее было невозможно, да и не имело большого смысла, так как наверняка она получала от мужа материальную поддержку. Однако после революции сам факт брака со священником-эмигрантом пришлось тщательно скрывать даже от самых близких людей.
Вера Варфоломеевна вышла замуж за Феофила Филипповича Ахминова, уроженца В.Устюга, и в этом браке в 1921 г. у них родился сын Герман. Жизнь его сложилась довольно необычно. В годы войны он попал в плен, участвовал в Русском Освободительном Движении генерала А.А. Власова, остался жить на Западе. Стал известным немецким журналистом и политологом, опубликовал сотни статей и более десяти книг по теории и практике коммунизма, социологии революций.
Согласно биографии Германа Ахминова, в начале 1920-х гг. их семья жила в Архангельске, а в 1923 г. переехала в Ленинград. Мать, Вера Варфоломеевна, работала учительницей в школе №15 (бывшем Тенишевском училище, воспитанниками которого были О. Мандельштам, В. Набоков и др.известные люди). Герман Ахминов знал, что мать была дочерью священника, знал ее девичью фамилию (Попова), однако некоторые его утверждения выглядят очень спорно, например: «Очень одаренная, она была одной из немногих русских женщин, которые получили университетское образование при царе… И это даже не все, чего она достигла. Она была также, если я правильно информирован, одной из первых русских женщин, возведенных в дворянство, благодаря ей самой, а не благодаря замужеству, то есть за ее собственные достижения на гражданской службе»12.
В.В. Ахминова умерла в 1948 г. в Ленинграде. Ее связь с Александром Вячеславовым так и остается тайной даже для ее родственников, о чем свидетельствует хотя бы родословное дерево Поповых на сайте myheritage.com.
1 Лапина Г.Н. Уфтюга православная // Двинская земля. Вып. 7. Котлас, 2013. С.282-283.
2 Великоустюгский центральный архив (ВУЦА). Ф. 364. Оп.1. Д. 502.
3 Адрес-календарь Вологодской губернии на 1904-1905 годы. Вологда, 1904. С. 124.
4 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 436. Д. 1558.
5 Вячеславов А. Письмо из Америки // Вологодские епархиальные ведомости, 1911. №16. Прибавления. С.380-386.
6 Томилова Т. Мой православный род // Двиняне: Сборник докладов конференции «За веру пострадавшие». Красноборск, 2016. С.16.
7 Historical Perspective Orthodoxy in Seattle // The Orthodox Vision. 2004. Vol. 10. № 1. P. 6-11. [Электронный ресурс.] Код доступа: http://dowoca.org/files/vision/spring2004.pdf
8 Протоиерей Александр Вячеславов. [Электронный ресурс.] Код доступа: http://zarubezhje.narod.ru/av/v_073.htm
9 Хисамутдинов А.А. Кто есть кто в истории Русского Сан-Франциско. Владивосток, 2015. С.26.
10 A Brief History of Holy Trinity Cathedral: [Электронный ресурс.] Код доступа: https://holy-trinity.org/about/history.html
11 Томилова Т. Указ. Соч.
12 Дойков Ю.В. Немецкий социолог - Герман Ахминов. Архангельск, 2006. С.36.
Соколов С.М. Священник Александр Вячеславов: судьба миссионера // Двинская земля. Вып. 11. Котлас, 2019. С.92-96.
см. также Вячеславов Александр Матвеевич