Э.А.Кириллова. Очерки музыкальной жизни

Никольск

Затих и исчез, словно бы растворившись в прозрачном весеннем воздухе, последний звук волшебного голоса – и вместе с ним истаяла хрупкая девочка-льдинка.

Зрительный зал Ленинградского Малого оперного театра еще бурно аплодировал Купаве и Лелю, мудрому царю и его подданным. А в тишине артистической, устало опустившись в мягкое кресло, отдыхала певица Е.Тропина-Бутягина, только что исполнившая роль Снегурочки. Сказочная девушка, смотревшая на нее из зеркала, воскрешала в памяти далекий образ маленькой крестьянской девочки из деревни Осиново, что под Никольском на Вологодчине. Вот она по живописной лесной тропинке бежит к ручью за водой. Серебряным колокольчиком звенит ее голос. Вот завороженно слушает женщин и девушек на зимних деревенских супрядках. А вот сама поет в смешанном хоре родного Никольска ! 1

Никольск начала века - скромный уездный городок с тремя тысячами жителей - имел две начальные школы, реальное и духовное училища, женскую гимназию и учительскую семинарию. Соответственно, в городе работал немалый слой учительства, которое не ограничивало свою деятельность рамками учебных занятий. Преподаватели ставили любительские спектакли, активно участвовали во всех видах музицирования - хорах, публичных концертах, камерных домашних музыкальных кружках. Большое число любителей пения объединяли хоры учительской семинарии, женской гимназии и духовного училища. В последнем работал опытный педагог- музыкант Павел Васильевич Рычков. Его хор мальчиков и мужской вокальный ансамбль не только участвовали в богослужениях, но и выступали в светских концертах. Сам П.Рычков - обладатель сильного красивого баритона, часто исполнял арии Алеко, князя Игоря, Григория Грязнова, романсы П.Чайковского "Благословляю вас, леса" и "Серенаду Дон Жуана".2

Павел Васильевич стал первым учителем другого крупного регента и певца Е.В.Яхлакова.3 Евангел Васильевич вернулся в родной Никольск в 1912 году после окончания Вологодской духовной семинарии, а через год организовал смешанный хор. Это был большой и слаженный коллектив, исполнявший произведения П.Чеснокова "Дубинушка", "Теплится зорька", С.Рахманинова "Единородный сын" и "Тебе поем", А.Гречанинова "Несжатая полоса" , "Над неприступной крутизной", хоровые опусы А.Львова, Д.Бортнянского, М.Березовского, западно-европейских композиторов/И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена/. В начале первой мировой войны хор разучил и исполнил гимны стран-союзниц России: британский, французский, бельгийский, черногорский.4

В день репетиции Евангел Васильевич с утра обходил дома хористов и каждому лично напоминал о ней. Трогательно пестовал способную молодежь, с наиболее одаренными занимался индивидуально теорией музыки, готовя к поступлению в консерваторию. Недаром участие в хоре г.Никольска стало первой ступенью к профессии оперных певцов для Евгении Тропиной и Дмитрия Борисоглебского, для профессора Саратовской консерватории Марии Тельтевской.5

Из прочих участников хора можно вспомнить сестер М. и А.Семеновых, С.Гвоздеву, Л.Соскову, С.Карандашеву, В.Вохомского, Селиванова и братьев Шамаховых /к сожалению, имена последних трех певцов не сохранились/.

Концерты смешанного хора устраивались дважды в год и входили в размеренно-однообразный быт Никольска как большой общий праздник. В этих выступлениях всегда участвовали и любимые никольчанами солисты. Евангел Яхлаков был очень артистичен, эффектно пользовался своим выразительным богатым басом, пел Варяжского гостя, Кончака, "Старого капрала" А.Даргомыжского. В концертах солировал Василий Капустин, часто исполнявший "Песню индийского гостя" и Антонина Шерскова /в будущем – известная Антонина Яковлевна Колотилова - создательница Северного русского народного хора/. Она любила петь Романс Тамары из оперы А. Рубинштейна "Демон".6 Звучали вокальные ансамбли, в которые входили юные участницы хора Е.Мамонтова, Е.Тропина, М.Тельтевская, О.Кубасова, исполнявшие то Дуэт Полины и Лизы из оперы П.Чайковского "Пиковая дама", то квартет В.Моцарта "О, что за ночь"...

В первые послереволюционные годы Е.В.Яхлаков и братья Капустины Сергей и Валентин стали организаторами музыкальной студии - там дети и подростки уже могли получать систематические знания в области теории и истории музыки. К сожалению, из-за сложностей военного времени студия существовала недолго.

Ветер первой мировой войны занес в Никольск ряд беженцев из западных областей России. Среди них были две женщины – обе профессиональные музыканты, которые много и плодотворно поработали в этом городе.

Пианистка Мария Евсеевна ЗигерКорн7 учила детей игре на фортепиано, выступала как солистка и непременный аккомпаниатор певцов, вокальных ансамблей, хоров. Фамилия второй - скрипачки, к сожалению, не сохранилась. Звали ее Ирма Ивановна. Немка по национальности, она приехала в Никольск в 1916 году, активно концертировала, вела уроки скрипки, и все ее ученики добивались больших успехов, особенно Сергей Капустин, /?/ Белышев и Николай Васильевский. Последний в 1918 году уехал вместе со своей учительницей за границу, окончил консерваторию в Лейпциге, приобрел широкую известность как солист-исполнитель не только в Германии, но в Италии и Франции, однако, земляки долго не знали о его судьбе. Лишь после кончины Н.Васильевского весть о его творческих успехах дошла до Никольска...8

Беглый взгляд на музыкальную жизнь небольшого северного города в начале XX века приоткрывает немало интересных событий и значительных имен. В сложное время войн и революций город жил наполненной самобытной духовной жизнью.

К сожалению, закрытие учительской семинарии и духовного училища, краткость существования музыкальной студии вызвали отъезд большого числа педагогов и талантливых молодых людей, уехавших учиться и не вернувшихся назад.

С начала двадцатых годов культурная жизнь Никольска начала замирать.


Очерк написан на основе воспоминаний О.А.Кубасовой, М.В.Тельтевской, Е.А.Тропиной-Бутягиной, В.Я.Шерскова, С.И.Юркиной /бывшей Гвоздевой/.

1. Евгения Александровна Тропина /по сцене Тропнна-Бутягина/ родилась в семье крестьянина-середняка Александра Васильевича Тропина в деревне Осиново Никольского уезда в 1903 году. Учиться в начальной школе начинала в своей деревне, а потом - в женской гимназии Никольска. Закончила ее уже как школу второй ступени /1922г./ Один учебный год преподавала пение в этой же школе...

Еще в детском хоре Е.В.Яхлаков постоянно поручал ей соло /например, партию Муравья в песне "Попрыгунья - стрекоза"/.

В 1923 году заведующий уездным отделом народного образования привез целой группе молодых никольчан направления в высшие учебные заведения /они тогда назывались командировками/. В том числе и Жене Тропиной - в Московскую консерваторию.

"Мы целым обозом тронулись из Никольска до станции Шарья,- пишет в своей автобиографии Е.А.Тропина. - Нас не страшило, что эти полтораста верст предстояло идти пешком - мы спешили получить знания!"

Евгения Александровна не поехала в Москву, а вместе со всеми земляками отправилась в Петроград. Там в Доме профсоюзов ей переписали "командировку".

По результатам испытаний она была зачислена на подготовительные курсы Петроградской консерватории и занималась там в течение трех лет. Только после этого ее приняли на первый курс консерватории в класс з.а. РСФСР Е.А.Бронской.

В 1931 году была окончена консерватория, в 1932 Е.Тропина зачислена в аспирантуру /которая тогда называлась Высшей школой художественного мастерства/. С того же 1931 года в течение шести лет Евгения Александровна работала в оперной студни Ленинградской консерватории. Партию Марфы в "Царской невесте" и Сюзанны в "Свадьбе Фигаро" она готовила с выдающимся оперным режиссером И.В.Ершовым.

Выступала также по радио, в Эрмитажном театре, концертах Ленинградской филармонии...

В 1936-м на конкурсе вокалистов в Ленинграде была удостоена почетного диплома. В 1937-м принята в прославленную труппу Ленинградского Малого оперного театра, где исполнила все ведущие оперные партии: Марфу, Иоланту, Снегурочку, Татьяну Ларину...

1939 год был отмечен для нее еще одним званием лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов /Москва/. Рукопись автобиографии хранится в архиве автора.

2. Репертуар назвала С.И.Юркина.

3. В Никольске проживала большая семья Яхлаховых. Из восьмерых детей четверо отличались особенно яркой музыкальной одаренностью. Профессионально занимался музыкой Евангел и еще один его брат, имя его, к сожалению, не называется, но есть предположение, что это был Виктор. Он учился в Петроградской капелле, обладал сильным певческим голосом /в отличие от брата у него был тенор/, но уже в молодости он трагически погиб.

4. Репертуар назвала С.И.Юркина.

5. К сожалению, о судьбе Дмитрия Борисоглебского мало что известно. Он закончил Ленинградскую консерваторию позднее Е.Тропиной, был направлен в оперный театр Ашхабада, работал там до своей трагической гибели во время ашхабадского землетрясения 1948 года.

Мария Васильевна Тельтевская /1900 - 1992гг./.

Первая попытка поступления в Московскую консерваторию была в 1919 году и закончилась неудачей. Через год М.В. снова отправилась в столицу на курсы подготовки учителей пения. Но курсы не состоялись, т.к. кроме М.Тельтевской никто на них не приехал.

Ее старшая сестра уже училась в столичной Коммунистической академии, и Марию приняли в свою коммуну ее слушатели. Чтобы получить 400-граммовую хлебную карточку М.Тельтевской пришлось поступить на театральные курсы, а через полгода она перешла в Институт ритмики. Учебу совмещала с работой в школе, где занимались воспитанники детских домов. Окончив Институт ритмики, поступила в Хоровую академию /бывшее Синодальное училище/. Затем был Церковный хор под управлением Н.М.Данилина, и только в 1923-24 учебном году Маша Тельтевская оказалась в консерватории на хоровом отделении (к этому времени Хоровую академию закрыли).

Но поступать пришлось, вновь сдавая все экзамены. Отсутствие систематической музыкальной подготовки очень осложняло учебу, но Мария Васильевна совмещала хоровое отделение с теоретическим ...

В дальнейшем она 45 лет преподавала в Саратовской государственной консерватории, в последние годы – в звании профессора. Пять лет по совместительству работала на музыкально-педагогическом факультете Саратовского пединститута. Четверть века отдала работе с детскими хоровыми коллективами...

Ученики М.В.Тельтевской работают по всей огромной территории бывшего Союза и на родной для нее вологодской земле. Это А.Г.Яранцева, Е.П.Леденев, Г.П.Якимова.

6. Репертуар солистов и вокальных ансамблей сообщила М.В.Тельтевская.

А.Я.Колотилова /девичья фамилия Шерскова/ родилась 5 апреля 1890 года в городе Великий Устюг. У родителей ее была большая семья - 12 детей. Поэтому после окончания женской гимназии она должна была работать. С 1908 по 1913 год Антонина Яковлевна учительствовала в деревне Пелягинец Никольского уезда. Здесь она окунулась в мир северной крестьянской песни, начала записывать мелодии, запоминала манеру исполнения народных певиц, научилась причитать по невесте, величать песней жениха, усвоила манеру движения женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.

Нередко, тайком от строгого школьного начальства она уезжала верхом на лошади в деревню Лубозино к своей сестре Лиде, тоже сельской учительнице, и там они вместе ходили на деревенские нгрища, крестьянские свадьбы, девичьи посиделки.

С 1914 по 1919 год А.Я.Колотилова преподавала в школе г.Никольска. После выхода замуж переехала в Великий Устюг.

7. М.Е.Зигер-Корн была родственницей местного аптекаря.

8. Сведения о Васильевском сообщила С.И.Юркина. В Никольск пришел запрос о наличии наследников, но таковых в городе не оказалось...


Источник: Кириллова Э.А. Очерки музыкальной жизни. - Вологда, 1997., см. здесь


Хор Е.В.Яхлакова. Фото 1920-х гг.

Источник: Никольск и его окрестности на старых фотографиях // Никольская старина: Исторические и этнографические очерки. – Вологда: Древности Севера, 2000, см. здесь


см. также раздел прошение и принятии Евангела Яхлакова в Усть-Сысольское духовное училище и Усовы