Династия священнослужителей Завариных

Соколов С. М. (Н. Новгород)

4 апреля 2019 г. в Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской был включен священник Николай Заварин, служивший в с. Пиксур Даровского района Кировской области и принявший мученическую смерть 19 августа 1937 г. (1) Это уже третий представитель династии священно-церковнослужителей Завариных, который причислен к лику святых. Всего же в годы советской власти были репрессированы более 15 чел. этого рода, причем, шестеро были расстреляны. В этой связи уместно привести здесь краткое описание династии Завариных и вспомнить всех представителей этой фамилии, пострадавших за веру Христову.

Исследование родословной Завариных (2) выявило 75 священно-церковнослужителей с этой фамилией в нескольких губерниях (областях), и при этом был найден их общий предок. В книге С. П. Сенигова «Памятники земской старины» (3) приведен документ 1627 г., где упоминается «Шаской земский диачек Аввакумко Иосипов, сын Заварин». В более поздних документах при Васильевской церкви Шасской волости Устюжского уезда числился «старый дьячек Аввакумка». Именно его можно считать родоначальником многочисленной династии.

Интересно отметить, что фамилия Заварин упоминается столь рано и сохраняется на протяжении несколько веков. При этом пока не обнаружено ни одного случая смены этой фамилии на так называемую семинарскую (Преображенский, Доброумов и т.п.), что было весьма характерно для учащихся духовных семинарий в нач. XIX в.

В Васильевской церкви Шасской волости в течение двух веков служили несколько поколений Завариных (священники, дьячки, пономари). Среди них – первый в роду священник Заварин Елисей Саввович (1672-?), внук Аввакума.

Уже с кон. XVII в. география распространения рода расширяется, включая другие села Устюжского уезда, позднее – Никольского, в том числе расположенные на территории современной Кировской области – Подосиновец, Пушма, Шолга, Утманово. Как правило, Заварины служили дьячками или пономарями, только некоторые со временем становились священниками. Места зачастую переходили от отца к сыну.

Первым представителем рода, закончившим Духовную семинарию, стал Заварин Антон Семенович (1759-1794), в последние годы своей жизни служивший священником Димитриевской церкви в Дымковской слободе г. Устюга Великого. Один из его сыновей, Михаил (1789-?), в 1810-х гг. являлся регентом архиерейского хора в Вологде, а с 1823 г. служил священником Иоанно-Предтеченского монастыря в Устюге. Михаил Заварин отличался даром поэзии и проявил себя замечательным композитором. Много лет спустя в Вологодских епархиальных ведомостях были напечатаны некоторые его произведения (4).

XIX в. первые священно-церковнослужители Заварины появились в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии (совр. территория Республики Коми). Это священник Лоемской церкви Заварин Димитрий Ксенофонтович (1784-?) и священник Палаузской церкви Заварин Иоанн Стефанович (1794-1872). Оба священника имели многочисленное потомство, многие их дети и внуки продолжили династию и служили в различных церквях Усть-Сысольского уезда.

Краеведы из Коми (А. Малыхина, Л. Торопова и др.) провели большую работу по исследованию церковной истории своего края и составлению родословных многих родов священно-церковнослужителей, в т. ч. Завариных. В одной из статей (5) было отмечено, что многие священнослужители из рода Завариных имели крутой нрав, некоторые неоднократно были оштрафованы за нанесение обид. Причем такие особенности поведения объяснялись наследственными чертами характера. Однако такой вывод плохо сочетается с некоторыми фактами. Например, сын «сварливого» Иоанна Заварина, священник Кажимской церкви Лев Заварин (1829—1896) в течении 12 лет был благочинным, имел множество наград, орден Св. Анны 3 степени. Последние 25 лет жизни он служил в Вельском уезде, где проявил себя, в том числе, как краевед.

На хорошем счету был и священник Небдинской церкви Заварин Александр Петрович (1833-1894). Он состоял благочинным в течении 16 лет, был законоучителем в нескольких сельских училищах, имел награды. В последние годы служил в с. Верхолалье (сейчас это север Кировской области).

В сер. XIX в. в роду Завариных появляются и первые преподаватели Духовных учебных заведений. Заварин Павел Яковлевич (1829-1898) в 1850-1860-х гг. состоял учителем Яренского Духовного училища, позднее инспектором этого училища. В 1868 г. был определен на должность помощника инспектора Костромской семинарии.

Заварин Николай Александрович (1839–1870) в 1864 г. окончил Московскую Духовную академию, после чего преподавал в Тульской семинарии. В 1866 г. был переведен в Вологодскую семинарию, где преподавал церковную историю. Он является автором нескольких статей, среди которых работа «О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии» (6), до сих пор цитируемая в научных статьях.

Сын священника Верхолальской церкви Заварин Иван Александрович (1872-?) после окончания Казанской Духовной академии (1898) преподавал русский и церковно-славянский языки в Никольском Духовном училище. Был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени.

Необходимо выделить и людей, которые добились успехов и в других областях деятельности. Сын священника Иоанно-Предтеченского монастыря г. Устюга Заварин Павел Михайлович (1822-?) с отличием закончил Вологодскую семинарию, после чего служил стряпчим, уездным следователем и судьей в Вологде, Усть-Сысольске, Яренске, Устюге. Был награжден орденами Св. Анны 3 ст. и Св. Владимира 4 ст. В 1895 г. утвержден в потомственном дворянстве (РГИА. Ф. 1343. Оп. 35. Д. 8954). Его старший сын Николай преподавал в разных училищах Костромской губернии. Младший сын Валериан занимался сельским хозяйством, он автор нескольких книг в этой области. Дочь Валентина была начальницей женской гимназии в Великом Устюге.

Очень необычной оказалась судьба Заварина Игоря Николаевича (1891-1961). Получив образование в Петроградском технологическом институте, в 1917 г. он приехал в Америку с русской военной миссией по закупке вооружения. После захвата власти большевиками остался в США и посвятил себя исследованиям в области физики и металлургии. С 1930 по 1940 гг. занимал кафедру физической металлургии при Массачусетском Технологическом институте. Им был разработан проект отливки оболочки для первой атомной бомбы, которая была сброшена на Хиросиму (7).

Во втор. пол. XIX в. духовенство становится все менее замкнутым внутри своего сословия, появляется больше возможностей получить светское образование и избрать светскую карьеру. Несмотря на это, династия священно-церковнослужителей Завариных продолжалась. Кроме упомянутых ранее священников, можно отметить также Заварина Кельсия Полиевктовича (1838–1897), священника Афанасьевской церкви в с. Кичменский Городок Никольского уезда. В разные годы своей службы состоял духовником благочиннического округа, депутатом по делам следственным и хозяйственным, благочинным. Священник Заварин Евлапий Васильевич (1841-?) служил в церквях Устюгского и Никольского уезда, он также состоял благочинным и занимал другие должности.

География распространения рода постепенно пополняется другими губерниями – Костромской, Ярославской, Вятской, Пермской и др.

Как уже указывалось, Заварин Павел Яковлевич состоял помощником инспектора Костромской семинарии. В последние годы жизни он служил священником при кладбищенской церкви. Его семья была довольно многочисленна. Старший сын Константин много лет прослужил священником церкви с. Вознесенского Любимского уезда Ярославской губернии, имел множество наград, был благочинным. Другой сын, Николай, также продолжил дело отца и служил псаломщиком в г. Санкт-Петербурге.

Два брата, Александр и Василий, еще во время учебы в семинарии примкнули к революционному движению. Александр Павлович Заварин считается одним из основателей Костромского комитета РСДРП. В его доме размещалась подпольная типография, он вел нелегальную работу среди рабочих и учащихся, неоднократно был арестован. Правда, в 1909 г. он окончательно отошел от революционной деятельности (ГАРФ. Ф. А539. Оп. 6. Д. 928).

К 1917 г. действующих священно-церковнослужителей Завариных насчитывалось около 15 чел., в том числе 5 священников. В советское время судьба многих из них оказалась трагической. Репрессиям подверглись и многие их родственники. Ниже приведены краткие сведения о репрессированных представителях этого рода.

Заварин Сергей Константинович (1885–1938), сын священника с. Вознесенского Ярославской губернии. После окончания Ярославской духовной семинарии в 1908 г. был определен псаломщиком к церкви с. Якимовского Ростовского уезда. Затем служил священником в с. Копорье Мологского уезда и позднее в с. Вознесенском Любимского уезда. В советское время был возведен в сан протоиерея и с 1927 г. служил в с. Троица-Закулжье. Был арестован 30 октября 1937 г. и приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Скончался в заключении 14 апреля 1938 г. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13—16 августа 2000 г. (8).

Его сын, Заварин Борис Сергеевич (1910—1938), служил псаломщиком Воскресенской церкви погоста Раслово Грязовецкого района Вологодской области. Был арестован 16 января 1938 г. и осужден как «активный участник контрреволюционной подпольной организации духовенства». Расстрелян 7 февраля 1938 г. Причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви 12 марта 2002 г. (9).

Брат священномученика о. Сергия, Заварин Николай Константинович (1895—1937), был рукоположен во священника церкви с. Вознесенского в 1921 г. В конце 1920-х гг. – священник собора в г. Нерехта Костромской области. Арестован в марте 1929 г. Приговорен к ссылке на 3 года на Урал. По возвращении из ссылки служил священником Троицкой церкви с. Емсна Нерехтского района. Арестован в июле 1937 г. Расстрелян 21 сентября 1937 г. (10)

Заварин Николай Кельсиевич (1878 – 1937), сын священника с. Кичменгский Городок. Обучался в Никольском Духовном училище. Учитель Верхомоломской Спасской церковно-приходской школы с 1897 по 1900 гг., потом псаломщик Николаевской церкви в с. Никольском Никольского уезда (ныне с. Александровское Даровского района Кировской обл.). В 1916 г. рукоположен в сан диакона. С 1926 г. священник церкви церкви с. Пиксур Даровского района Кировской обл. В 1931 г. был арестован. С апреля по ноябрь 1932 г. временно служил в Трифоновской церкви с. Березово Юрьянского района. Здесь он был снова арестован за антисоветскую деятельность и приговорен к 5 годам лишения свободы, но освобожден досрочно. С 1933 г. о. Николай снова священник Владимирской церкви с. Пиксур. В 1937 г. опять арестован, 19 августа приговорен к расстрелу. Причислен к лику Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви 4 апреля 2019 г. (1).

Пятеро детей о. Николая Заварина были репрессированы в 1930-50-х гг. Старшая дочь Валентина Бехтерева была арестована в 1941 г. и получила восемь лет лишения свободы за проведение «злостной антисоветской агитации», наказание отбывала в Казахстане, освобождена в 1949 г. Вместе с ней в 1941 г. была арестована и ее сестра Нина, но она была освобождена через несколько месяцев.

Надежда Галистровская (Заварина) была осуждена в 1937 г. на 10 лет лишения свободы. Вторично осуждена в 1953 г. за «террористические намерения», приговор – 25 лет ИТЛ. Освобождена в 1955 г.

София Заварина была осуждена 10 июля 1937 г., приговор – 4 года ИТЛ. Вместе с ней был арестован Владимир Заварин, приговор – 5 лет лишения свободы. Вторично арестован, расстрелян 25 февраля 1938 г.

Был также репрессирован Заварин Геннадий Арсентьевич (1906-?), сын священника Заварина Арсения Кельсиевича (родной брат Николая Кельсиевича). Он работал плановиком в г. Уфе. В 1935 г. был приговорен к 3 годам лишения свободы, в 1938-м повторно приговорен к 5 годам ИТЛ. Освобожден в 1939 г. (11).

Заварин Василий Евлампиевич (1871—1931) закончил Вологодскую семинарию. В 1896 г. был рукоположен во священника церкви с. Верхокамье Глазовского уезда Вятской епархии. С 1898 г. священник в с. Вонданка Котельнического уезда. В 1904—1931 гг. священник в с. Верховонданка. По сведениям родственников, он был арестован и умер в тюремной больнице 6 сентября 1931 г. К сожалению, найти его следственное дело не удалось.

В феврале 1938 г. была арестована его сестра, учительница Заварина Августа Евлампиевна (1884-?), однако 16 июня 1940 г. ее дело было прекращено.

Заварин Николай Георгиевич (1882—1937) после неполного курса Вологодской семинарии служил псаломщиком в Сольвычегодском уезде, в 1907—1926 гг. – священником в Омской епархии, а в 1926—1930 гг. – в с. Леденское Вохомского уезда Костромской губернии. Он был близок к епископу Виктору Островидову. Арестован в 1930 г. и приговорен к 2 годам лишения свободы и 3 годам ссылки в Северный край. С июня 1934 г. настоятель церкви с. Заветлужье Пыщугского района Горьковского края. Снова арестован в марте 1935 г., был под следствием в Котельническом изоляторе, приговорен к 3 годам лагеря. Отправлен в г. Караганду. 30 ноября 1937 г. арестован в лагере, 7 марта 1938 г. расстрелян.

Заварин Александр Алексеевич (1892 – 1937) после окончания Вологодской семинарии служил священником в нескольких церквях Устюжского уезда. Арестован в июне 1931 г., приговорен к 3 годам концлагерей. После отбытия наказания служил священником, работал матросом транспортной артели. Повторно арестован в июле 1937 г.. Расстрелян 6 ноября 1937 г. (12).

Заварин Феодосий Михайлович (1876-?) после окончания Никольского Духовного училища служил псаломщиком в различных церквях Вологодской епархии. В советское время служил священником в с. Ерогодском Котласского района Архангельской области. 2 января 1932 г. осужден на 10 лет ИТЛ. Вместе с ним была осуждена и его жена, Варвара Николаевна (1879-?). Приговор – высылка на 3 года в Северный край и затем в Сибирь (10).

Заварин Иван Николаевич (1870-?), сын псаломщика церкви в Великом Устюге. Был председателем церковно-приходского совета. Арестован 28 октября 1929 г. Приговор – 5 лет концлагерей (10).

Заварина Градислава Николаевна (1887-?), жена преподавателя Никольского Духовного училища. В 1925—1929 гг. была псаломщицей церкви в дер. Косково. Осуждена 7 мая 1930 г., приговор – 5 лет концлагерей (10).

сожалению, судьба других представителей династии Завариных в советское время еще остается неизвестной. Можно считать, что последним действующим церковнослужителем был Борис Заварин. Он принадлежал уже 11-му поколению Завариных, посвятивших жизнь служению Богу и Церкви, и принял мученическую смерть в 27 лет. Однако связь этого рода с Православной Церковью не прерывалась, доказательством чему является, например, жизнь дочерей о. Николая из с. Пиксур (1).

Сохранились также свидетельства об участии в жизни Русской Православной Церкви (За рубежом) Завариных, эмигрировавших из России после революции (13). А уже в наше время племянница о. Александра (см. выше) стала монахиней под именем Аполлинария (в миру Романченко / Заварина Любовь Николаевна).


Список источников:


1. Новое имя в сонме святых // Вятский Епархиальный Вестник. 2019. №4 (378).

2. Родословная роспись Завариных. URL: http://s-sokolov.ru/trees/zavarins.php.

3. Сенигов С. П. Памятники земской старины. СПб. 1903.

4. Канты на Рождество Христово // Вологодские епархиальные ведомости. 1869. №1 приб., С. 20; 1881, №24 приб., С. 458-459.

5. Сивкова А. Сословие Поповых // Республика, 26 ноября 2011 г.

6. Заварин Н. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. №1-5.

7. Александров Е. А. Русские в Северной Америке. 2005.

8. Заварин Сергей Константинович на сайте «Древо. Открытая православная энциклопедия». URL: https://drevo-info.ru/articles/24167.html.

9. Заварин Борис Сергеевич, на сайте «Древо. Открытая православная энциклопедия». URL: https://drevo-info.ru/articles/24192.html.

10. База данных ПСТГУ по Новомученикам и исповедникам Российским. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans.

11. База данных «Жертвы политического террора в СССР». URL: https://base.memo.ru.

12. Священник Заварин Александр Алексеевич. URL: https://pravoslavnoeduhovenstvo.ru/person/728/

13. Некролог. Алексей Алексеевич Заварин. URL: http://www.dorogadomoj.com/bz04nek.html


Соколов С.М. Династия священнослужителей Завариных. // Обретение святых 2019: сборник материалов церковно-научной конференции / А.Г.Балыбердин - "Издательские решения", 2020. - 118 с. - с.78-82.

Сборник можно скачать здесь

см. также раздел Заварины