Св. благоверный и великий князь Александр Невский

День памяти св. благоверного князя Александра Невского считается праздником почти всей русской земли. В положенных на этот день церковных песнопениях прославляется великий ходатай и защититель русской земли св. благоверный князь Александр. По выражению одной церковной песни, благоверный князь был «светильником, светящим в темном месте, сокровищем, дарованным от Бога российской земле». Действительно, св. Александр Невский явил себя подвижником веры Христовой, а также мудрым и славным управителем народа в самое тяжелое для России время. Русская земля была совершенно разорена тогда дикими татарами, самые цветущие города ее представляли груды развалин; упавший духом народ был обременен непосильными ханскими налогами и податями. Заняв по смерти отца своего, Ярослава Мудрого, великокняжеский престол во Владимире, бывшем тогда столицей опустошенной Руси, св. Александр постарался собрать рассеянный народ воедино, водворять повсюду благоустройство и порядок. С этой целыо он восстановлял разрушенные города, возобновлял запустевшие храмы и повсюду возвращал в свои жилища рассеянных жителей. Видя невозможность бороться с татарами, мудрый князь терпеливо переносил их тяжелое иго, как посланное от Господа наказание, и только старался облегчить его для своих подданных. Его любвеобильное сердце терзала мысль, что многие из его подданных томятся в плену у татар, и вот он копил золото и серебро, чтобы платить его в татарскую орду для освобождения русских людей из тяжелого плена. Однако же народ с трудом переносил ненавистное для всех иго татар. В особенности его выводили из терпения жестокие сборщики дани, которые отнимали детей у родителей, уводили юношей в плен и продавали их в рабство. Такие насилия иногда выводили народ из терпения: жители вооружались против ханских сборщиков, изгоняли их из своих пределов и избивали. Чтобы отвратить гнев и ярость хана, спасти свое отечество от новых кровопролитий и окончательного порабощения, св. князь Александр должен был не раз путешествовать в татарскую орду по безлюдным и опасным дорогам. В одно из таких трудных путешествий он и скончался, приняв перед смертью схиму. Будучи великим печальником и заступником русской земли, св. великий князь Александр в то же время был и ревностным поборником православной веры. Он твердо веровал, что только под сенью этого святого знамени русский народ может окрепнуть, возрасти и отстоять свою самостоятельность против всех врагов. Пользуясь тяжестью монгольского ига, римские папы задумали тогда отклонить русский народ от православия и совратить его в римскую веру. Один из них, по имени Иннокентий IV, прислал к св. Александру Невскому послание, в котором убеждал его вместе со своим народом вступить под сень римской Церкви, обещая ему за это свою помощь против татар, тишину и спокойствие всей русской земле. Казалось бы, чего лучшего можно было желать тогда России ? Что могло быть приятнее и желательнее для нее, чем освободиться от несносного татарского ига ? Но не так думал блаженный князь Александр, а с ним и весь православный русский народ: вера для него была всего дороже на свете, дороже свободы и даже самой жизни. Посоветовавшись с собором епископов, св. князь так ответил на льстивое предложение папы: «Мы знаем истинное учение веры от Адама до Рождества Христова и до семи вселенских соборов, а вашего не приемлем». Так глубоко предан был св. благоверный князь Александр вере православной; за нее он готов был пострадать даже до пролития крови. Когда, по желанию вождя монголов, он явился к татарскому хану, чтобы засвидетельствовать свою покорность, то волхвы и жрецы идольские заставляли его, по обычаю татар, прежде всего поклониться солнцу и огню, кусту и идолам. Несмотря на то, что незадолго перед этим за отказ исполнить эти нечестивые обряды зверски были замучены в орде князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, св. Александр решительно отказался выполнить их. «Я - христианин, - мужественно заявил он ханским слугам: - не подобает мне кланяться твари, но поклоняюсь я Отцу, Сыну и Св.Духу, Богу единому, в Троице славимому, сотворившему небо и землю и вся, я же в них». Такой ответ он повторил и пред самим грозным повелителем татар, когда получил от него разрешение явиться к нему без исполнения упомянутых нечестивых обрядов. И мужество исповедника православной веры препобедило гордость жестокого властителя и врага имени Христова; хан не причинил ему никакого вреда.

Христианин ! Св. Александра Невского отечество и потомки признали мудрым и великим, а Церковь - святым и блаженным. Но чем приобретено было им все это? Наипаче всего силою православной веры и совершенством христианской любви. Нужно ли говорить, что и каждому из нас необходимо также любить святую православную веру, унаследованную нами от предков ? Не та же ли вера, не та же ли любовь к своему отечеству должна руководствовать и нас всех, направлять всю нашу жизнь ? Велика сила и значение православной веры в нашем отечестве; прошедшая жизнь его неотделима от православной веры. Явившись к нам в самом начале созидания русского государства, вера православная, как дух, проникала, оживляла все силы русского народа во все время его существования. Силою своей веры русский народ твердою поступью переходил пропасти, брал неприступные крепости, терпеливо переносил голод и другие несчастия, спасая свое отечество в самыя тяжелые минуты его многовековой жизни. Во всю свою, полную злоключений, жизнь русский народ от первых лет по крещении Руси и доныне, держась твердо духа веры Христовой и учения св. православной Церкви, благополучно перенес все свои народные невзгоды. Как многотерпеливый страдалец, вдохновляемый святою верою, русский народ еще в самую раннюю пору своей жизни мужественно перенес злосчастные междоусобия своих удельных князей, грозившие совершенным распадением государства. Укрепляемый мощною верою и надеждою на Бога, он не упал духом в в тягчайшее время татарского двухвекового ига, - он скорбно и покорно выносил это иго на себе, пока не пришла удобная минута свергнуть его с себя. Вследствие всего этого святая православная вера сделалась как бы дыханием жизни всего нашего народа; без нее русский человек - уже не русский, а оторванная ветром ветвь от родного корня. Имея это в виду, православный христианин, постараемся крепко держаться во всю свою жизнь нашей святой православной веры Христовой. Будем жить тою жизныо, которою жили наши благочестивые предки, славно обращавшие в бегство полки чуждые. Не будем внимать мудрости или суемудрию сынов погибельных, кои вместо веры и послушания учению Христову проповедуют вольномыслие и вместо христианского единодушия всюду посевают раздоры и междоусобия. Будем помнить, что пока мы будем любить православную веру, чтить помазанников Божиих, заботиться об общем благе, дотоле пребудет с нами Господь. Будем усердно просить Господа, чтобы Он по молитвам благоверного и великого князя, сохранял отечество наше от всяких напастей и бед, неизменно направляя наших сограждан к вере, любви и единомыслию.


Источник: "Воскресный листок", приложение к журналу "Воскресный день", №44, 1916 г.
(предполагается, что это перепечатка из журнала 1914 года)

Посмотреть текст оригинала

Сканы предоставлены В.А.Веллингом, которому автор выражает глубокую признательность


В рапорте благочинного IV округа Великоустюгского уезда епископу Великоустюгскому и Усть-Вымскому от 18 февраля 1919 года указано: « … в Шасском Васильевском приходе за произнесение 30 августа поучения по печатному листочку «Св. Благоверный и Великий князь Александр Невский», приложенному к журналу «Воскресный день» за 1914 год настоятель храма священник М. Соколов и произносивший поучение сын его священник /тоже/ Михаил Соколов были по доносу арестованы и заключены в тюрьму, причем в трагической участи священника Михаила Соколова-младшего, приговоренного к смертной казни, произнесение вышеуказанного поучения сыграло значительную роль...»

Источник: МКАУ ВУЦА ф.23. оп.1. д.351. л.2об

см. также Материалы дела М.П.Соколова и М.М.Соколова (1918)