Соколов Николай Александрович.
Беседа со старообрядцами в 1910 году, 20 июля1

В нашей Ляховской волости из стариков было много староверов-раскольников. Они в церковь не ходили, хулили и ругали ее. Всех православных, кто ходит в церковь, исповедуется и причащается, раскольники-староверы считали нечистыми - погаными, а себя чистыми - святыми и с православными не ели, не пили.

Чтобы не поганить себя, они всегда носили с собой чашку, ложку и стакан и только после молитвы над пищей и водой ели из своей посуды. Если православный человек зайдет в ним в дом и перекрестится, когда они обедают, то эта пища считается оскверненной, а они ее не едят, а отдают скоту. Лавки и стулья, где сидели православные, они обмывают.

Православные не гнушались, ели и пили бы с раскольниками, но раскольник тверд в уставах раскольнической веры.

У нас в Ляхове по речке Тядиме у них построена моленна - большой дом с куполом и крестом, а около моленны настроены маленькие двухкомнатные домики, в которых живут старики и старухи старообрядцы2.

Их населилось много, не менее 60-ти человек. Они называют себя "Филипповское согласие"3. Много староверов по деревням, но это другая вера, они называют себя "федосеевцами"4.

Эти две веры между собой непримиримые враги. При переходе из веры в веру они перекрещиваются с проклятием старой веры.

У нас земельные наделы - чересполосица, и раскольнические наделы чередуются с нашими наделами. Летом у нас обычай в Петров пост служить молебны на полях, но раскольники не разрешают поганить их полос, и были не единичные случаи, когда они прогоняли священника и всех присутствующих, вооружившись кольями5.

В 1910 году 20 июля, в Ильин день, было объявлено по деревням, что в три часа дня будет беседа в церкви св.пророка Илии, приехал миссионер, и раскольники дали согласие на беседу. Мы с соседом Афанасием Ив[ановичем]6 после обедни остались послушать беседу.

В церкви на середину поставлен аналой, на нем крест и Евангелие. Для миссионера сделано возвышение, для старообрядцев наставлено много скамеек. Народу было очень много, паперть, два придела - Ильинский и Никольский - полны народом. Раскольники принесли много книг старинных, разложили на столе. Встали, пропели - «Царю Небесный»7, «Верую во Единаго»8. И старообрядцы сели.

Отец Харлампий9 начал объяснять, что представляет из себя Святая Соборная и Апостольская Церковь: «Господь наш Иисус Христос нашего ради спасения основал на земле св. Церковь, обещал ее незыблемое пребывание до скончания века, учредив в ней непрерывно ведущуюся иерархию до окончания века, учредив три степени иерархии: епископ, священник, диакон - и семь святых таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Глава св. Церкви сам Иисус Христос и епископы, а без епископа Церковь не есть Церковь, а самовольное сборище безблагодатное. К сей-то Святой Соборной Апостольской Церкви мы имеем счастие принадлежать».

Миссионер Николай Александрович Соколов10 предложил, чтобы без разрешения со стороны слушателей в беседу не вступать, а желающим вступить - поднять руку. Беседу на начатую тему доводить до конца.

Священник о[тец] Харлампий: «Господь наш Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, [Он] отсекает»11. Как ветвь не может приносить плода сама по себе, не будучи на лозе, и отсекается, и засыхает, и ее бросают в огонь, так и отторгшийся от св. Церкви не может получить спасения, не питаясь и не освящаясь св. таинствами, установленными Иисусом Христом и апостолами. Слова Иисуса Христа непреложны: небо и земля прейдут, a слова Иисуса Христа не прейдут ».

Миссионер Николай Александрович Соколов предложил, чтобы без разрешения со стороны слушателей в беседу не вступать, а желающим вступить - поднять руку. Беседу на начатую тему доводить до конца.

Священник о[тец] Харлампий: «Господь наш Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, [Он] отсекает» . Как ветвь не может приносить плода сама по себе, не будучи на лозе, и отсекается, и засыхает, и ее бросают в огонь, так и отторгшийся от св. Церкви не может получить спасения, не питаясь и не освящаясь св. таинствами, установленными Иисусом Христом и апостолами. Слова Иисуса Христа непреложны: небо и земля прейдут, a слова Иисуса Христа не прейдут12».

Миссионер: «Теперь спрошу вас. как вы себя называете по обычаю: сектанты, или староверы, или старообрядцы?»

Они сказали: «Мы старообрядцы или староверы».

Миссионер: «Старообрядец - звание почетное. У нас есть единоверческие церкви, не отделившиеся от св. Церкви, подчиняются Св. Синоду, имеют полное согласие с догматами св. Православной Церкви, и наши православные в их церквах единоверческих причащаются Св. Таин, венчаются и принимают все таинства. Св. Синод, снисходя к их убеждениям и требованиям, разрешил им содержать старые обряды. Для них название «старообрядцы» считается почетным, честным. И я в беседе с вами буду называть вас староверами или старообрядцами. Теперь спрошу вас, старообрядцы, есть ли у вас Святая Соборная и Апостольская Церковь?»

Наставник-филипповец сначала подумал и ответил: «У нас нет Церкви, и у вас нет Церкви, а где она обретается, мы не знаем».

Миссионер: «Если ты не видишь у себя Церкви, то должен указать, где она находится, так как Церковь без вести быть не может согласно обетованию Иисуса Христа, а св. Златоуст говорит: «Церковь светится яснее солнца, и никто не может погасить светлости ее»13.

Наставник: «У вас нет Церкви потому, что все изменено».

Миссионер: «Докажите!»

Наставник: «Не те персты слагаете для крестного знамения, имя Исус изменили на Иисус, в «Верую» слово «истинного»14 оставили, в молитве «Богородице Дево, Радуйся» вместо «обрадованная Мария» поете «благодатная Мария». Поэтому ваша Церковь лишилась благодати и в ней нет спасения».

Выступил федосеевский наставник: «У нас есть Церковь, хотя нет епископа. От дня Вознесения до дня пятидесятного кто был в Апостольской Церкви епископом?»

Миссионер: «Сам Иисус Христос и апостолы были епископы».

Федосеевец: «Апостолы были не епископы, а простые посланники, и первая Церковь была без епископа до дня пятидесятного15, вот поэтому наша Церковь сходна с Апостольской Церковью».

Миссионер: «Так вы считаете апостолов простолюдинами?»

Федосеевец: «Да, до дня пятидесятного - сошествия Св. Духа - они благодати не имели, были простые посланники.

Один мужчина попросил слова и сказал: «Несправедливо равнять апостолов с простолюдинами».

Тогда взял слово священник церкви о[тец] Харлампий Пулькин. Он сказал: «Св. евангелист Матфей повествует: «В первый день недели явился Иисус ученикам и сказал «Дана мне всякая власть на небе и на земле. Идите, научите все народы, крестяще их во имя Отца, Сына и Святого Духа. И Я с вами есмь во вся дни до скончания века»16. Евангелист Иоанн благовествует: «В первый день недели вечером, когда ученики были при запертых дверях в горнице Сионской из опасения иудеев, явился им Иисус и сказах: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, Он дунул и сказал; «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»17. Вот видите: апостолы в первый день по воскресении имели все дары Святого Духа. имели повеление пройти всю вселенную, крестить, прощать или не прощать грехи и назывались епископами. А когда избрали вместо Иуды апостола Матфия, апостолы возложили на него руки с молитвою: «Ты, Господи, Сердцеведче всех, покажи от сею двою единаго, и причтен бысть Матфий ко единонадесяти апостолом»18.

Миссионер: «Спрошу вас, старообрядцы, верите ли вы во святое Евангелие? Если веруете, то почему отвергаете слова Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»19, отвергаете установленное Иисусом Христом таинство брака? Книга Бытия говорит: Адама и Еву Бог благословил и сказал: «Раститеся, множитеся и т.д.»20, а во св[ятом] Евангелии Спаситель сказал: «Оставит человек отца своего н матерь свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, и чего Бог сочетал, того человек да не разлучает»21. Апостол Павел предписал отношения между мужем и женой22, а уста Павловы это уста самого Иисуса Христа. Это и доказывает, что вы не веруете во святое Евангелие, отвергаете Богом установленные св. таинства; и вера ваша не истинная, богопротивная, не старая, а новая, вами самими выдуманная вера. Такой веры никогда не бывало от времен апостольских н на Руси от времен св. князя Владимира. Такая вера не есть старая вера, а новая вера, выдуманная ложными учителями. Брак, установленный Богом, считаете блудом, а распутство считаете законным. По вашему учению, теперь люди рождаются только от блуда».

Наставники сказали: «Мы этому не причина, так как теперь Церкви нет, священства нет, а по сложившимся обстоятельствам и по нужде и применение закона бывает».

Миссионер: «Не обстоятельства и не нужда привели вас в такое бедственное положение, а вражда и хуление на св.Церковь».

Тут взял слово один из православных. Он сказал: «Живем мы, православные, соседи с ними, они нас, православных считают погаными, наши пальцы поганые. У нас, когда подрастут девки, стараемся отдать в законный брак, а если какая пожелает - в монастырь. А у староверов некуда деть девок. Отдать в замужество вера не позволяет - отдать на блуд. Приходится девке позволить жить распутно, и если родит, то это прощается, а если замуж выйдет - это никогда не простится. У них такой закон для вступающих в их веру: если не женат - не женись, а если женат - разведись, иначе не примут в свою веру. Хотя все федосеевцы и филипповцы разведенные и разведены «на чистое житие», живут в отдельных комнатах, но бывают грехи - разведенные рожают. Если родит девка, то ребенка сразу и окрестят, а вот для разведенных-то беда: надо нести наказание усиленным постом, тысячными поклонами, не допускают до общего моления, ядения и пития, а ребят не крестят, пока родители не выдержат наложенное наказание, так как мать кормит ребенка нечистым молоком. Полное распутство. У них и парни распутные. Вон Алешу застали, так он едва успел окном выскочить».

Тут поднялся смех, и некоторые стали упрекать за непристойность смеха в церкви, но миссионер успокоил: ничего, ничего!

Миссионер: «Вы послушайте, православные, старообрядческих наставников, в какое печальное и невероятное положение завели они своих пасомых. Ведь это не жизнь, а прежде вечной муки на земле мука. Старообрядец, федосеевец и филипповец, смотрит на свою жену не как на подругу своей жизни, а как на врага, а детей называют «грешками». А как дети смотрят на таких родителей? Теперь вероучения и хуления раскольнические на св[ятую] Церковь изучены, их насчивается 36 вер. Все они в непримиримой вражде между собой, вместе не молятся и не едят. Это болезнь церковная и государственная, так как государство крепко единством веры, а раскольники не молятся за царя, считают его антихристом, а министров слугами антихриста. По регистрации за 1909 год раскольников числилось 12 миллионов. В одном только раскольники все согласны – в хулении на святую церковь, и эта хула служит для них орудием привлечения простых неграмотных людей в свою веру».

Миссионер: «Теперь скажите. Старообрядцы, каким священнодействием получили вы власть пасти стадо своих овец?»

Наставники сказали, что нас избрало23 и благословило на пасение стада свое старообрядческое общество.

Миссионер: «И это избрание и благословение общества сообщило ли вам благодать Св. Духа на совершение таинства крещения, исповеди и прощения грехов и вы вполне ли уверены в этом?»

Наставники: «Да, уверены, так как крещение по нужде разрешается совершать простому мирянину, а не только наставнику благословленному, а исповедь совершаем согласно наствлению св. апостола Иакова: «Братие, исповедуйте друг другу свои согрешения»24.

Миссионер: «Общество ваше благодати на пасение стада преподать не может, и вы самовольно решились взять власть, вам не принадлежащую, вопреки учению Иисуса Христа: «Не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник»25; и вы подпадаете под грозное прещение Господа. А апостол Павел изрекает грозное прещение на хулителей св[ятой] Церкви: «Отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия умирает, кольми паче горшей подвергнется муке, иже кровь пречистую скверну возмнив и Духа благодати укоривый?»26 Из сказанного в этой беседе мне желательно, чтобы вы высказали свое бедственное положение, находясь в этой духовной болезни и есть ли у вас желание избавиться от нее. И что же для этого нужно? Зная, как зашла эта болезнь, противоположно тому действуя, можно излечиться от нее. Отпали от Святой Соборной Апостольской Церкви по неразумию своему, отвергнув веру в евангельское и апостольское учение, - нужно восстановить эту веру. Конечно, нелегко это сделать старообрядцу, родившемуся в этой ложной вере, но нужно усиленно искать истину и усердно молить Бога: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду»27 без гордости, не считая себя учителем - наставником истинным. И искренняя молитва, несомненно, будет услышана. Другого пути нет. Только вера в Христа и учение евангельское и апостольское поможет вам избавиться от сей погибельной болезни. Св[ятая] Церковь ежедневно молится о заблудших братиях наших, чтобы Господь огласил их словом истины, открыл Евангелие правды, соединил Святей Своей Соборной и Апостольской Церкви, о чем должен молиться каждый истинно верующий».

Никто из присутствующих слова более не просил.

Миссионер: «Вы, старообрядцы, если чувствуете, что мною все говорено было резко, и вы чувствуете недовольство, но я должен так говорить, потому что само содержание беседы заставляет. Не раскрыв полностью сущности беседы и темы ее, нельзя достигнуть положительных результатов. Следующая беседа будет о церковных догматах, обрядах и о крестном знамении».

Со стороны старообрядцев ничего более не было заявлено.

После этого все встали и пропели «Достойно есть». И что тут поднялось! Все в восторге благодарят миссионера, прося чаще посещать и беседовать хотя бы с одними православными, так как многие склонны к расколу, а раскольники тоже не дремлют - тайком да молча пугают наших старух неграмотных, что в Церкви антихрист, Церковь поганая, а из-за страха человек решается перейти в раскол, как к величайшей святыне; там строгий пост, тысячные поклоны, по четкам молитва Иисусова, ежедневное чтение Псалтири. Как тут не уверуешь в такую святую жизнь. В такую святыню окреститься некоторые, не очень старые, сразу не решаются, а вдруг еще согрешат и откладывают крещение до полной старости, а многие завешают - делают завещание окрестить в веру при самой смерти.


1. Публикуется по рукописи, хранящейся в архиве правнучки И.С.Карпова Елены Николаевны Кузнецовой (Самойловой).

2. Тядимский скит старообрядцев-филипповцев (назывался также "Монастырь") был построен и открыт в 1906 году под руководством черевковской наставницы-филипповки Александра Никитичны Морозовой. Разорен советскими властями и закрыт 5 апреля 1932 года. Трое руководителей-наставников были заключены в концлагерь сроком на три года, 17 старообрядцев были высланы в Казахстан также на три года, 12 человек оставлены на месте по старости и болезни (Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М.2003. С.27-28. Архив РУ ФСБ по Архангельской области №П-8192. Дело по обвинению Сиухина Василия Кузьмича и других).

3. "Филипповское согласие", иначе: старопоморцы-филипповцы - беспоповское согласие в старообрядчестве, возникло в 1737 году в результате раскола Выговской общины поморцев. Основателем согласия стал старец Филипп (в миру Фотий Васильев; 1674-1742). Сами филипповцы называют себя "христиане старопоморского и соловецкого потомства".

4. "Федосеевцы" - беспоповское направление в русском старообрядчестве.

5. 20 июня 1901 года священник черевковской Успенской церкви Иоанн Белоруссов совершал крестный ход и молебен на полях деревни Тимошинской Ляховской волости. В этот момент старообрядец Федор Андреевич петров "с колом в руках, ругаясь бранными словами, подбежал к месту совершения молебствия и кричал "Разобью!". Священник Белоруссов поспешил разоблачиться, чтобы словами увещания остановить кощунника, но Петров, бросив кол, не хотел слушать никаких уговоров и убеждений, а продолжал сопровождать священника и шествующих людей со св.иконами сквернословием и всякой бранью". Власти возбудили уголовное дело, в итоге Ф.Петров 16 декабря 1902 года был осужден Вологодским окружным судом на шесть месяцев тюремного заключения. См. Госархив Вологодской обл. Ф.496, Оп.1, Д.17749, Св.1689, л.2-5, 19

6. Карпов Афанасий Иванович (1880 - ?), крестьянин деревни Звягинской. Сосед и старший товарищ И.С.Карпова. После революции, во время гонений на церковнослужителей, оказывал значительную помощь И.С. Карпову и его семье, не раз предоставлял семейству Карповых кров и пищу.

7. Начальные слова молитвы Святому Духу.

8. Начальные слова Символа веры.

9. См. прим. 15 на с. 40.

10. Соколов Н.А. родился 27.04.1873 в городе Сольвычегодске Вологодской губернии в семье священника. Окончил Вологодскую духовную семинарию. С 1893 – псаломщик одной из церквей в Великом Устюге. В 1903-1906 – помощник епархиального миссионера. В 1906 рукоположен в священники. Служил в сольвычегодской Владимирской церкви вплоть до ареста. 4.02.1920 арестован за «контрреволюционную деятельность». 9.04.1920 освобожден из-под стражи в связи с прекращением дела. В 1924 арестован за « контрреволюционную агитацию», заключен в Соловецкий концлагерь на два года. После освобождения проживал в Сольвычегодске. 25.02.1930 арестован за «контрреволюционную агитацию». 30.04.1930 по постановлению тройки ОГПУ выслан в Северный край на три года. 3.09.1930 выслан в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. 16.08.1989 – реабилитирован.

11. Ин. 15:1-2

12. Ср.: Мк. 13:31

13. Ср.: «Она [Церковь] сияет светлее солнца» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа перед отправлением в ссылку) «Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком» (Он же. Беседа по возвращении из изгнания).

14. То есть: во втором члене Символа веры.

15. Вознесение Господне произошло в 40-й день по Пасхе (см. Деян. 1:9-11), а в день 50 й Господь ниспослал апостолам Святого Духа (Деян.2:1-13)

16. Ср.: Мф. 28:1.9.18-19.20

17. Ср.: Ин. 20:19.21-24

18. Ср.: Деян. 1:24.26

19. Мф. 16:18

20. Ср.:Быт.1:28

21. Ср.: Мф. 19:5-6

22. См.: 1 Кор. 7:3-6; 9-18; 39-40; 13:8; Кол. 3:18-19; Еф. 5:22-33; 1 Тим. 2:15

23. То есть: их

24. Ср.: Иак. 5:16

25. Ин. 10:1

26. Ср.: Евр. 10:28-29

27. Пс. 142:8


Источник: Иван Карпов. По волнам житейского моря. История моей жизни. Составление и вступительная статья В. И. Щипина. М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014, 403 стр.

см. также Соколовы - ветка III и статью "Девять арестов священника Николая Соколова из Сольвычегодска