Соколов С.М. (Н.Новгород)

Пострадавшие за веру священно-церковнослужители и миряне с.Шолга

Село Шолга Подосиновского района до 1917 года входило в состав Никольского уезда Вологодской губернии. Местная Троицкая церковь была была одной из самых больших в епархии. В приходе числилось 90 деревень, а количество прихожан было почти 9 тыс. В 1917 году в штате Троицкой церкви с.Шолга состояли следующие священно-церковнослужители:1

Протоиерей Прокопий Михайлович Попов, род. 01.07.1864 (ст.ст). Закончил Вологодскую духовную семинарию (ВДС) с аттестатом I разряда (1884). Священник Троицкой церкви с.Шолга с декабря 1885 года. Был награжден набедренником (1892), скуфьею (1895), камилавкою (1901), наперсным крестом (1910), а также орденом Св.Анны 3 ст. (1914). С 1901 по 1917 годы состоял благочинным V округа Никольского уезда. В 1917 году был возведен в сан протоиерея.

Священник Иннокентий Александрович Яхлаков, род. 24.12.1862. Закончил ВДС (1885). С 1886 года - псаломщик Троицкого собора в г.Усть-Сысольске, с 1888 - священник Михаило-Архангельской церкви с.Городецкое Устюжского уезда, с 1912 – Троицкой церкви с.Шолга. Был награжден набедренником (1895), скуфьею (1901), камилавкою (1908), наперсным крестом (1916).

Священник Автоном Петрович Головков, род.11.09.1879. Закончил ВДС (1905) С 1905 года – священник Спасо-Преображенской церкви в Кичменгском Городке, с 1908 - Устье-Городищенской Михаило-Архангельской ц. Устюжского у. С 1910 по 1914 годы служил в Туркестанской епархии, затем определен в церковь с.Шолга. Был награжден набедренником (1911) и скуфьею (1913).

Диакон Платон Александрович Кузнецов, род. 30.07.1879. Закончил Архангельское епархиальное псаломщическое училище (1900). Служил псаломщиком в различных церквях Сольвычегодского, Никольского и Устюжского уездов. С 1916 года – диакон Троицкой церкви с.Шолга.

Псаломщик-диакон Федор Федорович Копосов, род.10.02.1862. Закончил Никольское духовное училище и 2 класса Тотемской учительской семинарии (1891). С 1892 по 1900 годы состоял учителем шасской церковно-приходской школы, затем определен псаломщиком к Троицкой церкви с.Шолга.

Псаломщик Виктор Федорович Соколов, род. 02.07.1870. Закончил 3 класса Устюжского духовного училища (1884). С 1889 года – псаломщик Троицкой церкви с.Шолга.

Псаломщик Федор Викторович Соколов, род. 22.05.1894. Закончил ВДС (1915), после чего был определен псаломщиком к Троицкой церкви с.Шолга.

С приходом новой власти жизнь священно-церковнослужителей с.Шолга кардинально изменилась. 27 апреля 1918 года третьим Крестьянским съездом некоторые из них были обложены контрибуцией, как «имущий класс», например, о.Прокопий - семь тысяч рублей, псаломщик Виктор Соколов - на три тысячи2.

С весны 1918 года Никольский уезд был объявлен на военном положении, что давало неограниченные полномочия новой власти. По продразверстке излишки хлеба, да и не только, изымались, что вызывало сопротивление крестьян и избиение продотрядовцев. Для усмирения крестьян присылались карательные отряды. В результате их действий в уезде были убиты и несколько священно-церковнослужителей, в том числе и в с.Шолга.

13 октября (30 сентября ст.ст.) карательным отрядом по подозрению в контрреволюции был расстрелян протоиерей Прокопий Попов. По воспоминаниям очевидцев, к месту расстрела было согнано много народа. Могилу было приказано вырыть самому о.Прокопию. При первом выстреле он упал на колени, второй выстрел отправил его в могилу. Отец Прокопий был зарыт без гроба, на окраине села, вблизи реки Юг2.

Прокопий Попов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года3.

Чуть раньше трагическая участь постигла священника Автонома Головкова и псаломщика Федора Соколова. Их повезли в город Никольск «для принятия там конкретных мер» и, по версии местных жителей, их убили якобы при попытке к бегству2. Как показал анализ метрической книги за 1918 год, проведенный сотрудниками Подосиновского краеведческого музея4, последние подписи А.Головкова и Ф.Соколова были сделаны в конце августа, т.е. в начале сентября они уже могли быть арестованы. Согласно той же метрической книге, священник Автоном Головков убит 20 сентября (ст.ст), погребен 14 декабря 1918 г. на приходском кладбище. Место захоронения псаломщика Федора Соколова неизвестно.

Если события 1918 года неоднократно описаны в разных источниках, то о церковной жизни с.Шолга в 1920-40е годы и пострадавших за веру священно-церковнослужителей и мирян известно крайне мало.

Следующая волна репрессий началась в конце 1920-х годов. К тому времени настоятелем Троицкой церкви в с.Шолга был протоиерей Иннокентий Яхлаков, вторым священником – Виктор Соколов. Версия их антисоветских действий так изложена в материалах следственного дела5:

В зиму 1929-1930 г., когда был объявлен Подосиновский район районом сплошной коллективизации, обвиняемые по делу Соколов и Яхлаков как люди чуждые повели противоколхозную работу через своего сослуживца Митягина, пекаря просвор. Митягин сам неграмотный, а как он и говорит, действовал по указанию и распоряжению попов Соколова и Яхлакова, которые направляли его в дер., проведя с ним предварительную беседу с такой установкой, чтобы мужики не ходили в коммуну, что скоро Сов.власть сменится, что об этом поп Соколов знает из старинных книг ...
... Виновными себя Соколов и Яхлаков не признали. Но следственным материалом и из слов самих подсудимых виновность их по ст.ст. 17, 58-10 УК вполне установлена ...

Свой приговор (2 и 1 год лишения свободы) они обжаловали, дело было пересмотрено и в сентябре народный суд вынес новый приговор - высылка на 6 лет из Подосиновского района. Этот приговор также был обжалован, теперь уже в Архангельском краевом суде. В конце апреля 1932 года должен был состояться новый суд, уже в В.Устюге, однако о.Виктор Соколов умер 22 апреля от сердечного приступа. Был реабилитирован 01.10.19925.

Протоиерей Иннокентий Яхлаков был признан невиновным и освобожден 29.04.19326.

Просфорник Дмитрий Митягин был приговорен к 3 годам лишения свободы, но был освобожден 19.07.1930. Дальнейшая его судьба осталась неизвестной. К началу 1932 года он был «в бегах, объявлены розыски». Реабилитирован 12.01.20007.

Согласно посемейным спискам с.Шолга на начало 1930-х годов8, священнослужителями Троицкой церкви также были священник Платон Кузнецов и дьякон Федор Копосов.

Кузнецов Платон Александрович был осужден 10.05.1933 за контрреволюционную агитацию и организацию группировки церковников, приговор – 5 лет концлагерей9. Вместе с ним была осуждена и староста церкви Блинова Ираида Ивановна, 1883 г.р., приговор – 3 года концлагерей условно10.

В церковной жизни села Шолга в 1930-е годы активно участвуют и другие женщины. Лобанова Лидия Ивановна была председателем церковно-приходского совета, Козлова Александра Михайловна была членом церковного совета, Жилина Мария Васильевна была псаломщицей и певчей, Соколова Александра Викторовна пела в церковном хоре11.

Последним священником Троицкой церкви с.Шолга был Владимир Селиверстов, 1874 г.р. О нем практически ничего не известно. Предположительно, он был из крестьян и не имел духовного образования, т.к. в Вологодской епархии не было священно-церковнослужителей или учеников духовных заведений с такой фамилией. По некоторым сведениям11, в Шолгу о.Владимир прибыл после отбытия срока наказания. Там же11 упоминался священник Василий Колпаков, но какую-то дополнительную информацию о нем найти не удалось.

Священник Селиверстов Владимир Дмитриевич был осужден 23.10.1937 за антисоветскую и контрреволюционную агитацию12. Вместе с ним были осуждены Блинова Ираида Ивановна10 и Лобанова Лидия Ивановна13, у всех приговор – 10 лет ИТЛ.

Какие-либо детали процессов 1933 и 1937 годов неизвестны.

В 1937 году Троицкая церковь в селе Шолга была закрыта. Были сняты и разбиты колокола, колокольня разобрана, ценности увезены. Позднее в храме была устроена стоянка тракторов и машин, а также кузница. На верхнем же этаже устроили зернохранилище2.

В 1941 году Подосиновский район вошел в состав Кировской области. Действующих церквей на территории района в это время уже не было, однако как только появилась возможность, в 1944 году верующие с.Шолга начали ходатайствовать об открытии церкви хотя бы при местном кладбище14. Власти согласились открыть только церковь в д.Дорофеево (в 1917 году она была приписной к Троицкой церкви). Это была небольшая деревянная церковь и находилась она за р.Юг, что было неудобно для многих верующих.

Среди верующих с.Шолга наиболее активными были А.М.Козлова (была убита бандитами в 1947 году), М.В.Жилина, А.В.Соколова, А.П.Лобанова и С.П.Княжев. Они встречались не только в дорофеевской церкви, но и в своих домах, молились, обсуждали церковные вопросы, проводили церковные обряды. На этих встречах обсуждались и общественные вопросы (например, участие в выборах), политика государства, жизнь колхозников и др. Они тесно общались и с другими верующими с.Шолга и окрестных деревень.

Такая активность была жестко пресечена властями в 1950 году. Четверо человек были арестованы. Из обвинительного заключения, составленного в г.Кирове 22 апреля 1950 г.: «... Жилина М.В., Соколова А.В., Лобанова А.П., Княжев С.П. обвиняются в том, что они являются активными участниками антисоветской группы церковников, действовавших на территории Подосиновского района... На сборищах и среди населения, используя религиозные предрассудки, они вели антисоветскую агитацию против мероприятий Советской власти в деревне... Распространяли пораженческие настроения и клеветнические вымыслы...» 14.

Все они были приговорены к длительным срокам заключения: Жилина Мария Васильевна и Соколова Александра Викторовна – по 25 лет, Лобанова Анна Петровна и Княжев Сергей Петрович – по 10 лет. Предположительно, Жилиной ставилось в вину руководство группой и церковная деятельность в течении длительного времени. Для Соколовой отягчающим обстоятельством было ее происхождение, ее брат и отец служили в Шолге и погибли в результате репрессий (см. выше), а ее муж, священник шасской Васильевской церкви Феодосий Соколов (однофамилец) также был арестован и отбывал наказание в 1931-1934 годах.

В 1955 году дело четверых осужденных было пересмотрено, сроки снижены до 5 лет, и они были освобождены. Реабилитированы 19.04.1990.

М.В.Жилина и А.В.Соколова поддерживали тесную связь друг с другом вплоть до смерти Соколовой в 1984 году. Мария Васильевна Жилина умерла в 1993 году в возрасте 97 лет и похоронена рядом с Устьнедумской церковью недалеко от г.Луза. О ней сохранилось такое свидетельство:

«C восьми лет до глубокой старости пела на клиросе в различных церквах Вологодской губ. (Кировской области). Денег никогда не брала, жила для спасения души. Жила подаянием, впроголодь, а людям помогала. Никогда не пользовалась лекарствами, в больницу не ходила, говорила, что "у меня одно лекарство - святая вода да просфора, а больница моя - церковь православная". Обладала даром прозорливости, была мудрая, благочестивая, кроткая, смиренная.» 15

Список священно-церковнослужителей и мирян с.Шолга, пострадавших за веру в годы советской власти, составлен в результате изучения следственных дел репрессированных родственников автора, а также по найденным в интернете материалам. К сожалению, в истории Троицкой церкви 1920-30х годов остается еще много неясного, так что этот список нельзя считать окончательным.


1 ВУЦА, ф.364, оп.1, д.8360.

2 Петухов Н. За веру пострадавшие. Протоиерей Попов Прокопий Михайлович (1864-1918) // Вятский Епархиальный Вестник. - №10(204) – 2004.

3 Попов Прокопий Михайлович. URL: http://drevo-info.ru/articles/13421.html

4 Суэтина М.А. "О священномучениках Подосиновского района". URL: http://www.podosinovets.ru/life_of_the_region/muzey/622-o-svjashhennomuchenikakh-podosinovskogo.html

5 ГААО, ф.1470, оп.1, д.207.

6 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. - c.642.

7 Там же, с.334

8 Архивный отдел администрации Подосиновского района Кировской области. Похозяйственная книга с.Шолга за 1926-1934 годы.

9 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. - c.268–269.

10 там же, с.55

11 ГАСПИКО, ф.Р-6799, оп.8, д.СУ-9808.

12 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. - с.496

13 там же, с.297

14 ГАКО. Ф. Р-2169, оп. 44, д. 323.

15 Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.


Источник:

Соколов С.М. Пострадавшие за веру священно-церковнослужители и миряне с.Шолга. // Обретение святых 2017: сборник материалов IX Межрегиональноой церковно-научной конференции. г.Киров (Вятка), 15 октября 2017. - г.Киров [Вятка], "Лобань", 2018. - 222 с. - с.51-56.

Отрывок из этого материала был опубликован также здесь:

Сергей Соколов. Репрессии в Шолге (отрывок) // "Хотелось бы всех поименно назвать...": сборник материалов о пострадавших за веру в Подосиновском районе Кировской области / сост. Н.А.Боровская. - Подосиновец, 2018. - 136с. - с.89-94.

см. также Соколовы-II, статью Бабушка: история жизни Александры Викторовны Соколовой,
статью "Верю в Бога. Этим и держусь." про Жилину М.В. в Вятском епархиальном вестнике, №9, 2022. и материалы в разделе Шолга