Бабушка: история жизни Александры Викторовны Соколовой

Сергей Соколов

Моя бабушка, Александра Викторовна Соколова (1900-1984) прожила долгую жизнь. Последние 20-25 лет своей жизни она жила поочередно у двух своих сыновей, в Архангельской области и в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород). Здоровьем она похвастаться не могла, болели ноги, были проблемы со слухом. Много времени бабушка проводила за молитвами и чтением религиозных книг, занималась рукоделием. Нам, её внукам, воспитанным в пионерско-комсомольских традициях, было немного неловко за такую «отсталую» родственницу. Каких-то доверительных отношений с ней у нас не было, и вообще мы почти ничего не знали про её жизнь. Не сразу мы узнали, что наш дед был священником и был репрессирован, да и сама бабушка тоже была в заключении. Внуков старались не посвящать в подобные семейные «тайны», да и вообще интересоваться историей своего рода тогда не было принято.

Интерес к своей семейной истории у меня, самого младшего её внука, возник уже в зрелом возрасте, когда и родственников – очевидцев тех давних событий - уже практически не осталось. Семейный архив, сохранившиеся документы и фотографии, а также общение с родственниками не смогли дать много новых знаний. По-прежнему были неизвестны даже родители бабушки. Основную информацию пришлось добывать в архивах, музеях, через интернет. Только тогда пришло осознание, сколько же всего пришлось пережить бабушке за всю её нелегкую жизнь.

Александра Викторовна Соколова родилась 26 сентября (9 октября) 1900 года в селе Шолга Никольского уезда Вологодской губернии в семье местного псаломщика Виктора Фёдоровича Соколова и его жены Екатерины Николаевны. Её отец принадлежал к старинному роду священно-церковнослужителей, известному с конца XVII века 1. Представители династии Соколовых (всего 10 поколений) служили в основном в Устюжском и Сольвычегодском уездах Вологодской губернии.

Отец бабушки - Виктор Соколов - уже в семь лет остался без отца и не смог получить хорошее образование, окончив только три класса Устюжского духовного училища. В 1889 году в возрасте восемнадцати лет он был определён на место псаломщика к Троицкой церкви села Шолга. Согласно распространённой тогда практике, он женился на дочери своего предшественника, умершего псаломщика Николая Усова.

Усовы – также известная вологодская династия. Два её представителя в настоящее время причислены к лику святых – священники Усов Виктор Иванович и Усов Виктор Семёнович (к слову, двоюродный брат моей прабабушки Екатерины Соколовой).

Думается, что выбор Троицкой церкви с.Шолга в качестве места службы не был случаен. Приход этой церкви был большой и богатый, в 1880-х годах церковь была украшена новыми росписями. Кроме того, в 1879-1885 гг. там служил родственник, священник Асигкрит Меньшиков, с которым наверняка советовался мой прадед.

Виктор Соколов прослужил псаломщиком в Троицкой церкви села Шолга более тридцати лет. По своей сути псаломщики являлись помощниками священников. Во время богослужений они читали богослужебные книги и пели на клиросе, сопровождали священников во время исполнения ими духовных треб, вели церковную документацию. Согласно клировым ведомостям Троицкой церкви, Виктор Соколов отличался тщательным ведением церковных документов. Его красивый почерк можно увидеть, например, в сохранившихся метрических книгах. Интересная деталь - в 1903 году «преподано ему Архипастырское благословение за трезвую жизнь и исправность по службе со внесением в послужной список»2.

У Виктора Фёдоровича и Екатерины Николаевны родилось семь детей, из них четверо умерло в детстве. Сохранилось фото семьи Соколовых примерно 1913 года.

Сын Фёдор (1894 г.р.) в то время учился в Вологодской духовной семинарии, дочь Александра стоит рядом с отцом, мать и дочь Мария (1904 г.р.) расположились в нижнем ряду. После окончания семинарии в 1915 году Фёдор был определен псаломщиком в родное село. Тогда это было распространённой практикой: выпускники семинарии не сразу получали место священника, а сначала приобретали опыт церковной службы на более низких должностях и обзаводились своими семьями.

Александра в течении шести лет училась в Устюжском епархиальном женском училище. Закончила она его в марте 1918 году, после чего училище было закрыто. Интересно, что аттестаты выпускниц, в том числе моей бабушки, до сих пор хранятся в архиве Великого Устюга3. Среди изучаемых предметов мы видим как привычные нам предметы: русский язык, алгебра, физика, география, история и др., так и церковные: Священная история Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, церковное пение и др., а также рукоделие и домашнее хозяйство. Выпускницы имели право работать учительницами. У Александры Соколовой оценки по предметам были средние, высшая оценка была по рукоделию. Работала ли она учительницей в дальнейшем, пока узнать не удалось.

С приходом новой власти жизнь семьи Соколовых кардинально изменилась. 27 апреля 1918 года III Крестьянским съездом глава семейства был обложен контрибуцией, как «имущий класс», на три тысячи рублей4.

Летом 1918 года обстановка в Никольском уезде была довольно напряжённой. У крестьян по продразвёрстке изымались излишки хлеба, что вызывало их сопротивление и избиение продотрядовцев. Для усмирения крестьян присылались карательные отряды. В результате их действий в уезде были убиты и несколько священно-церковнослужителей, в том числе и в селе Шолга.

13 октября (30 сентября ст.ст.) карательным отрядом при большом скоплении людей был расстрелян протоиерей Прокопий Попов (в 2000 году причислен к лику святых). Чуть раньше трагическая участь постигла священника Автонома Головкова и псаломщика Фёдора Соколова. Их повезли в город Никольск «для принятия там конкретных мер» и, по версии местных жителей, их убили якобы при попытке к бегству4. Согласно метрической книге, священник Автоном Головков убит 20 сентября (по старому стилю), погребен 14 декабря 1918 г. на приходском кладбище. Место захоронения псаломщика Фёдора Соколова, брата моей бабушки, до сих пор неизвестно.

Хронологию событий в последующие годы пока не удается достоверно восстановить. Известно лишь, что в 1925 году мой прадед Виктор Соколов служил диаконом Прокопьевского собора Великого Устюга, а в 1929 году он - священник Троицкой церкви села Шолга.

В январе 1923 года моя бабушка вышла замуж за своего однофамильца Феодосия Соколова, моего деда. Он был сыном протоиерея Михаила Соколова, служившего в Шасской Васильевской церкви Устюжского уезда. Церковь эта находилась в соседнем с Шолгой селе Обрадово, так что родители молодожёнов наверняка хорошо знали друг друга.

Феодосий Соколов в 1918 году закончил 4 класса Вологодской духовной семинарии, после чего она была закрыта. После трёх лет работы учителем Феодосий становится псаломщиком, помощником отца в родной церкви. Позже он будет рукоположен в сан священника. Настоятель Шасской церкви о.Михаил пользовался большим авторитетом и уважением среди прихожан. Его семья сильно пострадала во время первой волны гонений на церковь. Осенью 1918 года был расстрелян его сын, священник Михаил Соколов-младший. Тогда же был арестован и Михаил Соколов-старший, но вскоре отпущен. Многие его дети породнились с другими достойными семьями священнослужителей. В частности, его зятьями были священник Воскресенского собора в Лальске Виктор Пономарёв и священник Ильинской церкви в Утманово Николай Вотчинский. Думается, в таком окружении моя бабушка стала истинно набожным человеком, была верной помощницей свёкру и мужу. В молодой семье появляются дети - Елена (1924 г.р.), Викентий (1926 г.р.), Михаил (1928 г.р.), Эмилия (1931 г.р.).

С началом коллективизации пришла и вторая волна гонений на церковь. В 1931 году жизнь семьи Соколовых рушится - умирает свёкор о.Михаил, арестовывают мужа, закрывают церковь, отбирают дом. Добрые люди приютили бабушку с малыми детьми в баньке, позднее она перебралась в Шолгу. В родительском доме её настигает новое горе – после нескольких арестов в апреле 1932 года в заключении умирает отец, священник Троицкой церкви Виктор Соколов.

В конце 1933 года возвращается из исправительно-трудового лагеря муж Феодосий. Не сразу ему удалось найти работу статистика на Лунданкском лесопункте, гда он работал с 1934-35 гг. вплоть до своей смерти в 1937 году. Обстоятельства его смерти довольно туманны.

В семье появляется еще один ребенок Виктор, но прожил он недолго (точные годы жизни установить не удалось). Сейчас трудно вообразить, насколько тяжелой была жизнь молодой ещё женщины с пятью детьми и пожилой матерью в 1930-е годы. Не стоит забывать, что все они были «лишенцами», т.е. были сильно ограничены во многих сферах жизни (работа, учёба, выборы и др.) и не могли рассчитывать хоть на какую-то помощь государства. По-видимому, основным источником дохода семьи стало швейное дело. Важной опорой в жизни стало участие в церковной жизни, пение в церковном хоре, общение со священнослужителями и прихожанами. Известно, что последний священник Троицкой церкви Владимир Селиверстов снимал комнату в доме Соколовых. В 1937 году он был арестован, а церковь в Шолге была закрыта.

К тому времени дети уже немного подросли. В 1940-х годах старшей дочери Елене удалось закончить несколько курсов Устюжского педучилища, она работала учительницей. В период проведения выборов депутатов в декабре 1947 года она была секретарём избирательной комиссии, во время одной из поездок по району простудилась и умерла в возрасте 23 лет.

Викентий (дядя Кено) учился в Котласе, где бабушкина сестра Мария работала учительницей. Семнадцатилетним пареньком в 1943 году был призван на войну, служил в пехоте, был награжден медалью «За отвагу». Через год он был демобилизован по ранению, вернулся с войны на костылях.

Михаил (мой отец) также учился в Котласе, затем работал слесарем в Архангельске. С 1947 по 1952 год он служил на флоте, на подводной лодке.

Эмилия (тетя Миля) оставалась с матерью в Шолге. После окончания школы она работала там же делопроизводителем вплоть до 1950 года.

Ниже приведена семейная фотография 1948 года во время приезда Михаила в отпуск.

В годы войны власти смягчили свою религиозную политику, и по всей стране снова стали открываться церкви. В 1944 году верующие села Шолга начали ходатайствовать об открытии церкви, хотя бы при местном кладбище. Сохранилось письмо Епископу Кировскому Вениамину (Тихоницкому) с просьбой посодействовать открытию церкви5. Письмо написано рукой моей бабушки, там стоят подписи 22 человек. Есть также сведения, что Александра Соколова лично ездила в Киров по этому вопросу. Однако местные власти согласились открыть только церковь в деревне Дорофеево. Это была небольшая деревянная церковь и находилась она за рекой Юг, что было неудобно для многих верующих.

Наиболее активные верующие села Шолга и окрестных деревень, среди которых была и моя бабушка, встречались не только в Дорофеевской церкви, но и в своих домах, молились, обсуждали церковные вопросы, проводили церковные обряды. Вероятно, на этих встречах обсуждались и общественные вопросы, политика государства, жизнь колхозников и др. Такая активность была жестко пресечена властями в 1950 году. Четверо человек были арестованы.

Из обвинительного заключения, составленного в г.Кирове 22 апреля 1950 г.:

«... Жилина М.В., Соколова А.В., Лобанова А.П., Княжев С.П. обвиняются в том, что они являются активными участниками антисоветской группы церковников, действовавших на территории Подосиновского района... На сборищах и среди населения, используя религиозные предрассудки, они вели антисоветскую агитацию против мероприятий Советской власти в деревне... Распространяли пораженческие настроения и клеветнические вымыслы...»6.

Все они были приговорены к длительным срокам заключения: Жилина Мария Васильевна и Соколова Александра Викторовна – на 25 лет, Лобанова Анна Петровна и Княжев Сергей Петрович – на 10 лет.

Читая материалы следственного дела, чувствуешь надуманность предъявленных обвинений и недоумение насчёт такого большого срока заключения. Чтобы сломить волю обвиняемых, допросы проводились по 5-6 часов, зачастую глубокой ночью. Судя по всему, для А.В.Соколовой немаловажным фактором было её происхождение и родственные связи с репрессированными священнослужителями.

Из следственного дела можно узнать много подробностей о жизни моей семьи. Интересны и такие детали, как список арестованного имущества – две козы, самовар, швейная машинка «Зингер», изба большая (старая). Или, например, профессия, указанная в анкете, – портниха.

Наказание бабушка отбывала в Дубровлаге (Мордовская АССР). Для здоровья немолодой уже женщины это был большой удар. К счастью, после смерти Сталина многие дела политических заключённых стали пересматриваться. Мой отец и дядя ходатайствовали о пересмотре дела бабушки. В архиве ГАРФ мне удалось найти письмо отца Председателю Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилову от 24.10.19547. В декабре 1954 года дело было пересмотрено и прекращено, и все осуждённые по нему были освобождены.

После освобождения бабушка жила с семьёй старшего сына Викентия сначала в Котласе, затем в Шипицыно и позднее в Дябрино (рядом с Красноборском, всё это в Архангельской области). По нескольку лет она жила также с семьёй сына Михаила в городе Горьком. В основном бабушка помогала по хозяйству, присматривала за внуками (пятеро детей было у Викентия и двое у Михаила), занималась рукоделием. Пенсию не получала. В выходные всегда посещала церковь.

Бабушка вела обширную переписку с родственниками и подругами, в том числе из Шолги. До конца жизни она поддерживала дружеские отношения с Марией Васильевной Жилиной.

Александра Викторовна Соколова умерла 4 февраля 1984 года в городе Горьком. В память о ней в семейном архиве хранятся две старинные церковные книги, бумажные иконки и много тетрадей с переписанными церковными текстами.

Думаю, что бабушка и её дети всю жизнь чувствовали несправедливость по отношению к их семье. Поэтому когда в конце 1980-х годов началась массовая реабилитация жертв политических репрессий, сыновья Викентий и Михаил снова стали обращаться в разные инстанции для восстановления доброго имени своих родителей. В конечном счете бабушка была признана лицом, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, и была реабилитирована 19.04.1990. Дед же был реабилитирован еще в 1965 году, но об этом никто в семье не знал.


Примечания

1. Родословная роспись Соколовых (ветвь II). URL: http://s-sokolov.ru/trees/sokolovs2.php (дата обращения: 31.08.2022).

2. Клировые ведомости пятого округа Никольского уезда за 1907 год // Великоустюгский центральный архив. Ф. 364. Оп. 1. Д. 8319.

3. Аттестаты об окончании Устюжского епархиального женского училища в 1918 году // Великоустюгский центральный архив. Ф. 250. Оп. 1. Д. 130.

4. Петухов Н. За веру пострадавшие. Протоиерей Попов Прокопий Михайлович (1864-1918) // Вятский Епархиальный Вестник. - №10(204) – 2004.

5. О закрытии церкви в с.Шолга // Центральный государственный архив Кировской области. Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 323.

6. Государственный архив социально-политической истории Кировской области. Ф. Р-6799. Оп. 8. Д. СУ-9808.

7. Государственный архив Российской Федерации, Ф. А-461. Оп.1. Д. 5390.


Источник:

Соколов С.М. Бабушка: история жизни Александры Викторовны Соколовой. // X Подосиновские духовно-нравственные чтения: сборник материалов / сост. Н. А. Боровская. Подосиновец, Киров, 2022. — с.18-26.

см. также раздел Соколовы-II и статью Пострадавшие за веру священно-церковнослужители и миряне с.Шолга