Протоиерей Михаил Соколов
Вступление
В июле 2012 года в деревне Обрадово Великоустюгского района был установлен крест и совершена панихида по протоиерею Михаилу Соколову (1860-1931), который более 45 лет прослужил в местной церкви. Как и многие священнослужители, в годы гонений на церковь он и его сыновья были подвергнуты репрессиям, а его сын священник Михаил был расстрелян в 1918 году.
Многие факты биографии протоиерея Михаила Соколова стали известны благодаря исследованиям его правнука Сергея Соколова из Нижнего Новгорода, который несколько лет занимается изучением своей родословной.
Начало пути
Михаил Платонович Соколов происходил из рода священноцерковнослужителей. Несколько его предков служили в XVIII веке дьячками в Вологодском уезде. Дед Михаила служил священником в Никольском уезде в начале XIX века, а его отец был священником уже в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии (сейчас это республика Коми).
Родился Михаил 30 сентября 1860 года в с.Нювчим, где в то время служил его отец Платон Симеонович Соколов (1821 – 1881). Семья была многодетной, Михаил был восьмым ребенком. Его детские и юношеские годы были типичны для детей духовенства того времени. По достижении 12-летнего возраста, мальчика отправляют учиться в духовное училище в Усть-Сысольск (ныне – Сыктывкар), которое он заканчивает первым учеником. Затем – шесть лет учебы в Вологодской духовной семинарии, которую он также заканчивает среди лучших учеников – как тогда официально говорили, «с аттестатом первого разряда, со званием студента».
В начале 1884 года он был определен псаломщиком к Ильинской церкви с.Будрино. Для выпускников семинарии это было довольно обычно, своего рода испытание перед рукоположением в сан священника. В это же время будущие священники обзаводились семьями. Женою Михаила Соколова стала Александра Александровна Доброумова, дочь священника Троицкой церкви в с.Орлово.
Небольшое отступление. Фамилия Доброумов - так называемая семинарская. Видимо, основатель династии неспроста получил эту фамилию. Многие его потомки отличались успехами в учебе и по службе. Среди них было несколько выпускников Московской духовной академии и преподавателей духовных училищ и семинарий. Представители этой династии несли добросовестную службу в церквях Вологодской и других епархий, многие пострадали в годы гонений на церковь. Один из них, Николай Доброумов (двоюродный племянник Александры Соколовой) причислен к лику святых в 2001 году. Служил он священником в с.Дон в республике Коми, был расстрелян 25.08.1937.
Служба в Шасской Васильевской церкви
3 июня 1885 года Михаил Соколов был рукоположен в сан священника к Шасской Васильевской церкви Устюжского уезда. Село Шасcка (сейчас д.Обрадово) располагалось на р.Юг практически на границе с Никольским уездом.
С возникновением церкви связано предание, записанное библиотекарем из д.Слизовицы О.Ямовой со слов местных жителей:
Давно, когда не было церкви, принесла река Юг своими водами на наш берег икону святого Василия Великого. А все связанное с иконами, Богом - знамение, чудо. И возвели на самом обозреваемом и удобном месте – на другом берегу (напротив) в д.Обрадово (раньше эту местность называли пески, с постройкой церкви переименовали в самое подходящее название). На месте, где нашли икону, зажила д. Васильево.
Сначала церковь была деревянной. Каменная церковь была построена в 1802 году и сохранилась до настоящего времени в полуразрушенном состоянии.
В приходе Васильевской церкви было около 30 деревень по разным берегам р.Юг, свыше 3000 прихожан. Помимо забот о своем приходе, о.Михаил долгие годы исполнял обязанности помощника благочинного (специальная должность для управления церквями округа), а в 1916 году сам был назначен благочинным IV округа, всего же в округе насчитывалось 18 церквей.
Как и многие сельские священники того времени, Михаил Соколов долгие годы состоял заведующим и законоучителем (т.е. преподавателем Закона Божия) в местной церковно-приходской школе.
В шасской церкви о.Михаил прослужил более 45 лет, вплоть до своей смерти. Его послужной список выглядит довольно внушительно, см. клировую ведомость церкви за 1917 год:
В 1893 году мая 10 дня награжден набедренником. В 1898 году марта 24 награжден скуфьею. В 1904 г. апреля 14 дня награжден камилавкою. В 1910 г. марта 30 дня награжден наперсным крестом. В 1913 году мая 11 дня награжден Библиею. В 1913 году в память 300 летия царствования Дома Романовых имеет светло-бронзовую медаль. В 1914 году февраля 3 дня награжден орденом Св. Анны 3-й степени за 25-летнее законоучительство в церковно-приходской школе...
Для справки: набедренник, скуфья и камилавка – предметы облачения священника, являющиеся также его наградами.
В семье Соколовых было 10 детей, и все (за исключением самых младших) получили образование, сыновья – в Устюжском духовном училище и Вологодской семинарии, дочери – в Устюжском епархиальном женском училище. Видимо, сельскому священнику и его супруге нелегко было содержать такое большое семейство и обеспечивать учебу детей. Тем не менее никто из детей не остался обделенным. В 1917 году старшие дочери Любовь, Людмила, Ольга и Евстолия были замужем за священнослужителями. Сын Михаил служил священником в с.Ямское Сольвычегодского уезда, Николай был псаломщиком в с.Удима, младшие дети учились в Вологде или в Великом Устюге. Появились и внуки, уже более десяти. Казалось, сельский священник может быть доволен своей судьбой - счастливая семья, уважение со стороны церковного начальства и прихожан.
Однако скоро наступили совсем другие времена...
Осень 1918 года
С приходом советской власти и появлением декрета об отделении церкви от государства началась первая волна гонений на православную церковь. Использовались любые поводы для репрессий.
12 сентября (30 августа по ст.ст.) 1918 года в с.Шасска отмечался праздник св. благоверного князя Александра Невского. В гости к родителям приехал сын Михаил, священник Воскресенской церкви с.Ямское. С разрешения отца, сын Михаил произнес проповедь, посвященную празднику. Проповедь была основана на тексте, напечатанном в брошюре «Воскресный листок» за 1914 год. В этой проповеди отмечалось, что Александр Невский может служить примером мужественного стояния за православную веру в трудные для страны времена. Несмотря на угрозу смерти, он отказался от языческих обрядов в татарской орде. Также была отвергнута помощь Папы Римского в обмен на принятие католической веры.
Проповедь и сам приезд молодого священника вызвали большой интерес у прихожан, в том числе и из-за слухов о продаже хлеба по невысокой цене. Дело в том, что в приходе священника Михаила-младшего имелась мельница, и он привез с собой некоторое количество хлеба.
Власти решили использовать проповедь как повод для обвинения в контрреволюционной пропаганде. По доносу был арестован Михаил Соколов-старший, затем его сын. При обыске у Михаила-младшего были изъяты церковные документы (циркуляры, постановления и т.п.), которые также вменили ему в вину.
Было также предъявлено обвинение, что якобы священники говорили о скорой смене власти. На это Михаил Соколов-старший отвечал так: «Сменилась старая власть, настала новая – Советская власть. Пройдут времена, и нынешняя власть заменится другою; все ведь изменяется – люди, народы и власть, неизменяем только Бог». При этом подчеркивалось, что всякой власти следует повиноваться.
По-видимому, немаловажным фактором в аресте священников была мельница, часть дохода от которой шло на содержание церкви и причта. Вокруг этой мельницы постоянно возникали конфликты с новой властью, которая пыталась сама устанавливать цены на хлеб для разных категорий граждан.
После 2-х месячного пребывания в тюрьме В.Устюга Михаил Платонович Соколов был освобожден, а его сын Михаил приговорен к расстрелу 21 ноября 1918 года. Было ему всего 25 лет. Оба священника реабилитированы совсем недавно – в 2003 году. Кажется невероятным, но дело 1918 года сохранилось в архиве Вологодского УФСБ.
Советское время
В 1920-е годы о.Михаил продолжал нести службу в шасской церкви. Согласно найденным устюгским краеведом О.Зенковой документам о так называемом Шасско-Васильевском религиозном обществе, в приходе насчитывалось около 1800 прихожан. В документе 1924 года встречается подпись «протоиерей Михаил Соколов», но точная дата возведения в сан протоиерея неизвестна.
В 1922 году вместе с отцом начинает служить псаломщиком его сын Феодосий. К 1918 году он закончил 5 классов духовной семинарии, потом работал учителем. Женой его стала Александра Викторовна Соколова, дочь священника Троицкой церкви с. Шолга (однофамильцы Соколовых из Шасски).
Протоиерей Михаил Платонович Соколов умер 15 марта 1931 года, когда ему было 70 лет. 45 лет жизни отданы службе в Шасской Васильевской церкви. Еще несколько десятилетий местные старожилы с теплотой вспоминали бывшего настоятеля церкви ... К сожалению, не осталось ни одной его фотографии, много семейных реликвий было утрачено в ходе последующих арестов членов семьи.
Священник Феодосий Соколов был арестован в мае 1931 года. По одному с ним делу проходило 34 человека во главе с архиепископом Великоустюжским Софронием (Арефьевым). Обвинения были стандартные - участник контрреволюционной группировки, ведение антисоветской пропаганды против коллективизации, распространение ложных слухов. 5 января 1932 года в В.Устюге состоялся суд. Феодосий Михайлович Соколов был приговорен по ст.58 УК РСФСР на 3 года исправительных лагерей. Наказание он отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
По всей видимости, шасская церковь была закрыта сразу после ареста последнего священника. Снова обратимся к воспоминаниям старожилов:
Закрыли церковь в 30-ых годах. Безбожники снимали кресты с церкви, один, говорят ушел в землю, другой хотели перековать .... Начался такой град, что выбило всю рожь. Одна женщина – Александра Викторовна - унесла этот крест домой, поставила в Красный угол на чердаке дома и град прекратился ... Самый высокий крест ... снять не смогли (род того человека, который пытался это сделать, весь вымер).
[ Вероятно, здесь упоминается Соколова Александра Викторовна ]
Семью арестованного священника (а в ней уже было 4 детей, младшему ребенку было несколько месяцев) выселили из дома. Сначала они ютились в баньке у одного доброго человека, а затем Александра Соколова с детьми перебралась в Шолгу к матери. Муж Феодосий вернулся из заключения уже в конце 1933 года, но работу поблизости не смог найти и был вынужден уехать. Умер Ф.М.Соколов в 1937 году. В этом же 1937 году в заключении умирает младший брат протоиерея М.Соколова - Александр Платонович Соколов, служивший священником в с.Межадоре (Коми). Так закончилась династия священнослужителей Соколовых.
Сейчас практически невозможно представить, сколько трудностей пришлось пережить семье «врагов народа». Помогали служители церкви, помогали и простые люди. Для обеспечения семьи Александре Соколовой очень пригодились навыки рукоделия, полученные во время учебы в Устюжском епархиальном училище.
Всю жизнь она была человеком глубокой веры. Дочь, сестра и жена так называемых «врагов народа», она и сама пострадала за Веру Христову. В 1950 году Александра Викторовна Соколова была осуждена все по той же 58-й статье за ходатайство об открытии церкви в Шолге, тайные моления и «другие антисоветские действия в составе группы церковников». Срок – 25 лет, освободилась через 5 лет по амнистии. Умерла она в 1984 году в возрасте 83 лет.
Послесловие
80 лет лет прошло с момента закрытия Васильевской церкви в с.Шасска. Могилы священнослужителей около церкви давно уничтожены. Название «Шасcка» исчезло с географических карт, да и в Обрадово не осталось постоянных жителей. Тем не менее интерес к истории церкви и села не ослабевает, о чем свидетельствует, например, выпуск брошюры «Шасская Васильевская церковь» и проводимый «Праздник забытой деревни».
Не забыты и священнослужители местной церкви, среди которых последним священникам - Соколовым - была уготована наиболее тяжелая участь. По инициативе их потомков около церкви был сооружен крест, а 29 июля 2012 года протоиерей Прокопьевского собора Великого Устюга о.Владимир (Колосов) отслужил панихиду по многолетнему настоятелю церкви Михаилу Соколову и его сыновьям.
Сокращенный вариант данной статьи под названием "Ангел Шасски" был опубликован в православной газете "Вера" № 677 (февраль 2013 года), см. здесь
Автор выражает признательность Виктору Котту за помощь в редактировании статьи.
см. также статью О священнике Михаиле Михайловиче Соколове и раздел Соколовы-I